Несмотря на безумные вызовы военного времени и низкие зарплаты, они все же выбирают эту сложную профессию. К тому же не просто учат наших детей, а еще и постоянно пытаются сделать это как можно лучше. Накануне Дня учителя, который в этом году отмечается 5 октября, журналистка издания «Наше місто» пообщалась с молодыми учителями Днепра и узнала, какие новые подходы в учебе они применяют и откуда черпают для этого вдохновение.
Ангелина Филипчук — учительница математики и чемпионка мира по черлидингу
20-летняя Ангелина Филипчук работает учительницей математики в днепровском лицее №67 «Джерело». В школе она с сентября этого года, потому можно сказать, что только начинает свой педагогический путь. Педагог учится на четвертом курсе механико-математического факультета Днепровского национального университета им. Олеся Гончара по специальности «Среднее образование. Математика».
– В моей семье много людей с техническими навыками, а мама работает учительницей физики, и именно ее пример очень повлиял на меня, – делится Ангелина Алексеевна. – Я всегда любила детей, и поэтому выбрала эту профессию не случайно. Для меня учитель — это не просто преподаватель, а наставник, который помогает ребенку поверить в свои силы и найти себя. Хочу показать детям, что обучение может быть интересным и вдохновляющим.
Ангелина Алексеевна преподает в пятом классе по программе «Интеллект Украины». К стандартным материалам она добавляет собственные идеи: презентации, интерактивные игры, онлайн-викторины типа Kahoot, а также обязательную зарядку посреди урока, чтобы дети могли отдохнуть и лучше усваивать информацию. Молодой учительнице легче найти общий язык с учениками – она чувствует, что на одной волне с ними. Несмотря на то, что материальное обеспечение учителей в Украине далеко от идеального, Ангелина Филипчук убеждена: ее выбор правильный. Она стремится, чтобы школьники не потеряли интерес к математике, а видели в ней логику, практичность и даже элемент игры.
– Математика всегда была моим любимым предметом, ведь она учит мыслить логически и помогает находить решения в сложных ситуациях, — уверена Ангелина. — Да, бывают дети, которым тяжело, но я верю, что к каждому можно найти подход. В моем классе в начале года только несколько детей были заинтересованы, но теперь все уже включились в работу — и это для меня большая победа. Часто слышу от знакомых: мол, если понимаешь математику, почему не идешь в ІТ. Но программирование мне никогда не было близким, я действительно люблю работать с детьми. Это главная причина, почему я в школе, чувствую, что я на своем месте. И даже если зарплаты пока не идеальны, для меня важнее ощущение, что я приношу пользу.
Кроме преподавания, у Ангелины есть большое увлечение — черлидинг. Она занимается им с первого курса университета в составе сборной группы поддержки ДНУ им. О. Гончара. Через четыре года уже успела стать чемпионкой Украины и мира. Весной этого года в Хорватии она завоевала первое место на чемпионате мира по черлидингу в номинации «Чер Данс Соло». Для молодой учительницы это осуществление детской мечты: совмещать любовь к хореографии, спорту и артистизму. Сейчас она готовится к новым соревнованиям и мечтает снова представить Украину на мировой арене.
Ольга Буц прошла путь от учительницы до заместительницы директора
Ольга Буц работает заместителем директора по воспитательной работе в УВК №148 «Планета счастья». Свою карьеру начинала в этом же заведении, в начальной школе, и за 12 лет выросла от учительницы до административной должности.
– В детстве я мечтала стать певицей, но любовь к детям и пример моей учительницы начальных классов Надежды Николаевны, определили мой путь, – вспоминает Ольга Александровна. – Сначала я колебалась между медициной и педагогикой, ведь моя мама – медик, я изнутри увидела эту профессию и поняла, что это не мое. В колледже окончательно убедилась, что педагогика — моя стихия. Наверное, еще потому, что я родилась 5 октября – в Международный день учителя. Педколледж окончила с красным дипломом, как и университет. Мне всегда нравилось работать с детьми помладше, поэтому новая должность стала настоящим вызовом. Теперь приходится работать и с подростками, и с их родителями, разбирать конфликты, это открывает для меня совершенно новый мир.
Сейчас Ольга Буц отвечает за воспитательный процесс во всех классах, координирует работу школьного парламента СИТМ – Совета инициативной творческой молодежи. Учащиеся 5-11 классов проводят концерты, принимают участие в волонтерских акциях для военных и приютов для животных, активно предлагают собственные идеи. Она подчеркивает, что подростки иногда бывают непростые, но это делает работу интересной. Ее день часто начинается с разговоров с родителями уже в восемь утра: возникает немало конфликтных ситуаций. Несмотря на это, Ольга считает, что ее задача — не только урегулировать споры, но и сделать школу местом, где дети чувствуют поддержку. Она уверена: школьное самоуправление и партнерство с родителями помогают воспитать активную молодежь, способную влиять на решения взрослых.
– Я убеждена, что престижность профессии учителя напрямую зависит от достойной заработной платы, – отмечает Ольга Буц. – Молодые педагоги горят работой, они энергичны и креативны, но часто сталкиваются с материальными трудностями. В «Планете счастья» мы стараемся поддерживать коллег системой премирования и внебюджетных выплат, однако все равно этого недостаточно. Хочется, чтобы люди шли в педагогические университеты с желанием работать с детьми, а не просто “для корочки”. Ведь дети сейчас непростые, родители тоже требуют диалога, и учитель должен быть готов к этому. Раньше слово учителя было законом, теперь же мы работаем в условиях постоянных дискуссий и должны искать баланс. Тем не менее, я верю, что партнерство с родителями и искреннее желание помочь детям могут сделать школу современным и комфортным пространством.
Михаил Григорьев делает биологию живой
Михаил Григорьев – учитель биологии Днепровского лицея №123 «Тандем». Он работает здесь уже восемь лет, хотя педагогический путь начал в Каменском, где родился и окончил школу. Получил два высших образования: биологическое — в Днепровском национальном университете имени Олеся Гончара и историческое — в Криворожском педагогическом университете. В лицей в Днепре ездит каждый день на электричке, ведь до сих пор живет в Каменском. В профессию пошел не по семейной традиции, а из-за искренней любви к детям и желания учить.
– Мне нравится работать с детьми, — признается Михаил Александрович. – Это всегда вызов и для меня, и для них. Потому что каждый урок для меня — как небольшое приключение, в котором ты не только преподаватель, но и партнер по открытиям. Конечно, в работе учителя есть трудности: низкая зарплата, бюрократия, завышенные ожидания родителей. Но для меня главное – объективность. Если ребенок заслуживает «шесть», он должен получить такую оценку. Если «семь» — то «семь», независимо от того, это олимпиадник, спортсмен или танцор. Оценка должна быть честной, а не результатом чужих амбиций.
Чтобы заинтересовать учащихся, учитель активно использует современные инструменты. Он ведет TikTok и Telegram-канал, где каждый день публикует интересные факты — от биологии сна до тайн деревьев. Короткие видео легко скачать и просматривать даже при отключении света.
Григорьев также проводит «зеленые уроки»: эксперименты, занятия во дворе и дистанционные включения из балки неподалеку от лицея, где ученики могут «заглянуть» в муравейник или водоем прямо через камеру. Кроме того, он применяет карточные баталии — игровую методику для повторения материала, а для опытов часто покупает необходимые материалы за свой счет. А еще учитель вместе с учениками участвует в городском проекте GREEN -ED, благодаря которому дети посещают предприятия и знакомятся с реальными профессиями.
– Я стараюсь делать биологию живой, – делится опытом Михаил Григорьев. — Использую юмор, интерактивы, эксперименты. Мне важно, чтобы дети видели практический смысл в знаниях и могли задавать собственные вопросы. К примеру, проект GREEN-ED позволил нам поехать на мебельную фабрику, и это стало открытием для учеников. Кто-то сказал: «Я буду тут работать!», а кто-то решил, что шум мешает, и задумался над тем, как его преодолеть. Такие поездки показывают детям жизнь изнутри, и это бесценный опыт. И еще я убежден: любая профессия должна быть достойно оплачена. Учитель – не исключение. Мы тоже имеем право на нормальную жизнь, на квартиру, на бытовые вещи, создающие комфорт. Потому что только так можно работать с отдачей.
Анастасия Парамеева — амбасадор инновационного образовательного проекта
26-летняя Анастасия Парамеева работает в днепровской гимназии №74 уже более семи лет. Она начинала свой педагогический путь как воспитатель группы продленного дня, но впоследствии стала учительницей начальных классов. По ее словам, сначала было непросто, ведь на практике во время учебы в колледже она даже боялась заходить в класс. Однако работа быстро увлекла молодую специалистку: она поняла, что может быть с детьми на одной волне и создавать современные уроки, действительно интересные школьникам.
– Сначала мне было страшно идти к детям, когда я еще была студенткой, – вспоминает Анастасия Михайловна. – Но впоследствии втянулась и поняла, что могу находить общий язык с учениками. Я стараюсь подбирать современные материалы, чтобы уроки были живыми, наполненными практикой и игрой. Использую разные онлайн-ресурсы, где дети могут зарабатывать баллы за достижения, а затем мы вместе организовываем, например, пицца-вечеринку или экскурсию. Это мотивирует гораздо сильнее, чем сухие отметки. Кроме того, мы работаем по инновационному образовательному проекту, позволяющему детям задавать вопросы, исследовать темы, интегрированные во все предметы. И я вижу, что им это действительно нравится.
Речь идет о проекте «Образование. Дети. Будущее», который внедряет в украинских школах проектно-деятельный подход. Его суть состоит в том, чтобы ребенок с первого класса не только выполнял задания, но и учился формулировать собственные вопросы, исследовать проблемы и искать способы их решения. В рамках этой методики в уроки интегрируют современные технологии: Minecraft Education, робототехнику с конструкторами, похожими на Lego, специальные учебные тетради, охватывающие сразу несколько предметов — от украинского языка до дизайна и английского. Все это позволяет школьникам не только запоминать материал, но и применять его на практике: запускать машинки, исследовать силу притяжения или даже знакомиться с биографиями Нобелевских лауреатов в виртуальном мире.
— Мы показываем детям, что любую жизненную проблему можно разложить на части и постепенно решить, — объясняет Анастасия. – Например, когда мы изучали силу притяжения, дети не просто слушали, а запускали машинку по разным поверхностям и исследовали, почему она едет или не едет. Это совсем другое восприятие знаний – через собственный опыт. Они учатся не бояться ошибок, а пробовать и искать ответы. Minecraft или робототехника для них – это не только развлечение, а настоящий инструмент обучения. Даже родители на собрании пытались складывать конструктор и запускать машинки с телефона. Я вижу, что дети больше заинтересованы, а родители начинают лучше понимать смысл нашей работы.
Сегодня Анастасия Парамеева ведет четвертый класс, который станет первым выпуском гимназии внутри этого проекта. Несмотря на сложные времена, она надеется, что школа будет и дальше оставаться в этой образовательной программе. Потому что видит реальные результаты: дети мотивированы, креативны и открыты к знаниям.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these cookies, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may have an effect on your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.