Сегодня Всемирный день волонтеров. Его учредили в 1985 году резолюцией Генассамблеи ООН. Для Украины это особый день. В 2014 -м, когда рф начала вооруженную агрессию против нас, тысячи земляков стали бескорыстно помогать ВСУ и добровольческим подразделениям. 10 лет спустя волонтеры также самоотверженно помогают армии, людям, пострадавшим от войны, лишившихся крыши над головой и средств к существованию. О том, как живут и работают волонтеры Днепра расскажет «Наше місто».
Волонтерское счастье Оксаны Суходол
Если б не война днепрянка Оксана Суходол, может быть, и не помышляла бы о волонтерстве. Жила бы с мужем и сыном в любимом частном доме, занималась спортом и путешествовала по миру. К сожалению, война спутала все планы и мечты. Она наполнила жизнь горем и тревогой. Но и в этой новой реальности тоже нашлось место счастью. Счастью волонтерскому.
Ведь помогать тем, кто сегодня защищает Украину от российских захватчиков тоже счастье. Хотя, конечно, не о таком счастье мечтали Оксана и Вадим Суходол, когда 17 лет назад встретились и полюбили друг друга.
– У меня было свое такси, и я как раз обучала девочек-диспетчеров, когда позвонил Вадим, — рассказывает Оксана, — Сам он из Днепра, а в Одессу приехал с друзьями. Так мы и познакомились. Нежданно-негаданно. Недели две общались по телефону. Понравился. Умный и разговорчивый.
Но разве слова для самодостаточной девушки имеют большое значение? Один лишь звук и только. Всё определяют поступки. Так и в данном случае.
– Крым был моей мечтой, — продолжает днепровский волонтер. — Большой-пребольшой. Конечно, я согласилась. Это было действительно самое романтическое путешествие. Мы катались на яхте и видели дельфинов, пешком обошли весь южный берег. И это всё открыл для меня мой будущий муж. Как тут не влюбиться? Я и влюбилась!
В Крыму молодожены и сыграли свадьбу, а потом обосновались в Днепре. Вместе с мужем-строителем построили дом. Живи и радуйся! Но вмешалась война.
Когда, в 2014 году россия подло захватила любимый Крым, негодованию нашей землячки не было предела. Потом началось военное вторжение на Донбасс. Но волонтерством Оксана занялась случайно. И уже десять лет они с мужем снабжают защитников Украины влажными салфетками. В полевых и особенно в боевых условиях значение гигиенических салфеток трудно переоценить. Об этом говорят сами бойцы. Даже еда не столь важна. Главное на фронте – оружие и средства гигиены.
– Салфетками начали с мужем заниматься совсем случайно еще в 2014 году, – рассказывает Оксана Суходол. — Мы находились в днепровской волонтерской группе «Легион добра». Однажды администратор группы предложил фасовать салфетки. Предполагалось, что это будет разовая акция. Но так случилось, что занимаемся этим делом всю войну – то есть уже более десяти лет. За сырьем ездим на одно из днепровских предприятий. Это бракованные салфетки с разными изъянами. Упаковка порвалась, стикер неверно приклеен и т.д. Мы фасуем салфетки в зип-пакеты и при необходимости «реанимируем» их: добавляем дистиллированную воду и стерилизатор. Поэтому наши салфетки более влажные, чем заводские, что особенно нравится нашим бойцам.
Фото автора
Оксане помогают муж Вадим и сын Алексей. Они выполняют тяжелую мужскую работу – таскают и фасуют мешки с чудо-салфетками и доставляют их по месту назначения.
– Сами военные говорят, что без средств гигиены в боевых условиях не обойтись, — отмечает Оксана. — Первое, что бросают в рюкзаки – влажные салфетки. Можно вытереть кровь, обработать рану. Вообще «спасти» ноги, страдающие многочасовым пребыванием в обуви. Бойцы так и говорят: если бы не салфетки, ногам конец. Случалось, что салфетки даже спасали от ранений. Фото с пакетом влажных салфеток, в котором застрял осколок, показал мне один солдат. А пакет был в заднем кармане.
Только с начала полномасштабного военного вторжения в Украину днепровские волонтеры расфасовали и разослали по позициям фронта более 100 тонн салфеток. К сожалению, война с рашистами продолжается. До её завершения еще далеко и поэтому работы для волонтеров предостаточно.
После ранения Дмитрий Луциба решил стать волонтером
О потребностях армии волонтер Дмитрий Луциба знает не понаслышке. Сам воевал, был ранен. О том какая конкретная помощь нужна на передовой Дмитрий узнает непосредственно в боевых частях.
– В прошлом была у меня строительная фирма, работали за рубежом, — рассказывает Дмитрий. – Строили в Европе дома до пяти этажей. Все было замечательно. И тут война. Это я говорю о 2014-м. Война с россией началась еще тогда. Пошел добровольцем, служил рядовым стрелком в 24 штурмовом батальоне «Айдар». Вернулся домой, а после начала полномасшабки снова отправился на фронт – в батальон «Днепр-1» 31 Днепровской бригады имени генерал-майора Александра Радиевского. И это была уже другая война. Нас крыли авиацией, артиллерией, «Градами». С неба летело всё! Мы стояли в Рубежном на военном заводе «Зоря». Спасало только то, что было где укрыться. Бронники не снимали даже на ночь. Попадали в окружение, выходили из него. Всякое бывало. А однажды орки в…ебали по бочкам с азотом и фосфором, которых там было полно. После взрыва поднялся огромное облако-гриб. Ребята даже подумали, что по нам ядерку применили. Жуть! Рельсы, люки разрывало на кусочки.
Отравление азотной кислотой наш земляк пережил тяжело. В харьковском госпитале температура подскакивала до 41. Дышать было тяжело. Задыхался. Но именно в госпитале твердо решил стать волонтером.
– Еще когда служил, со своей зарплаты проплачивал за боевые машины, — отмечает днепрянин. – А в госпитале передавал еду, сигареты побратимам. Им труднее!
Боевое прошлое очень помогает днепровскому волонтеру поставлять бойцам самое необходимое в тот ли иной момент.
– Приезжаем в часть, спрашиваем: «Что нужно?», — объясняет Дмитрий Луциба. – Тепловизор вышел из строя – привозим тепловизор. Для разведки нужны маскировочные халаты – привозим их. Бывает, что нужны определенные запчасти для дронов. Всё очень индивидуально. Важна слаженная работа всей волонтерской команды. К примеру, мы эффективно сотрудничаем с главой фонда поддержки 25 воздушно-десантной бригады Виктором Кучинском.
Чтобы найти нужнуе бойцам технику бывший бизнесмен использует старые связи. Трудностей, разумеется, предостаточно.
– Чтобы доставить товар из европейских стран машинам приходится сутками стоять на границах, — констатирует собеседник. – Иногда приходится хитрить – провозим грузы с церковными машинами или с гуманитаркой. Их проверяют меньше.
По мнению Дмитрия Луцибы, нас ожидают очень непростые времена и потому нужно, чтобы защитникам помогали все.
– Сейчас волонтеров стало значительно меньше, — резюмирует днепрянин. – Многие уехали, многие разуверились в работе. Не понимают политику власти: «Что происходит?». Одни крадут миллиардами, другие – отдают последнее. Так быть не должно. Наши парни и девушки на передовой очень устали. Им нужно помочь. Обязательно!
Наталия Хазан волонтерит с детства
Настоящий волонтер — человек неравнодушный. С неспокойной, чуткой душой и добрым сердцем. Ведь в жизни всегда есть те, кому нужно помочь. Даже в спокойные, мирные времена. Не говоря уже о войне.
— Волонтерила я всегда, — рассказывает Наталия Хазан, продюсер кино, депутат днепропетровского областного совета. – Наверное, многое зависит от воспитания. Папа – известный ученый эколог и депутат Верховной Рады Украины ІІІ созыва, основатель влиятельной общественной организации «Экостар». Он один из авторов концепции устойчивого развития Украины. Так что мы с братом Павлом с юности были вовлечены в природоохранную тему. Занимались не только уборкой парков и высадкой деревьев. А участвовали в широкомасштабных экологических акциях, как например в большой кампании против ГМО. Тогда это было важно и актуально. Но когда в 2014-м началась война с рф, приоритеты изменились. Уже более десяти лет враг угрожает самому существованию нашей страны. Сейчас выбор один: защищать Украину с оружием в руках или помогать ВСУ всем чем только можно.
С первых дней российской агрессии Наталия начала помогать армии, а когда пошли первые раненые пошла помогать в хирургию военного госпиталя. В июне 2015 года Наталия вместе с другими днепрянами реализовала проект «Вокзал-Днепр». Этот волонтерский центр посетили десятки тысяч бойцов, уходящих на фронт или возвращавшихся домой через железнодорожный вокзал. В проекте участвовало 120 волонтеров и до эпидемии ковида они работали 24/7.
И сегодня, когда война стала полномасштабной, Наталия Хазан остается одним из самых известных волонтеров Днепра.
– Из нашей семьи воюет 7 человек возрастом от 19 до 50 лет — рассказывает днепрянка. – Я продолжаю заниматься волонтерством, это я считаю минимум, который можно делать, если не воюешь. Когда удается кому-то помочь — выдыхаешь. Порой случаются и настоящие чудеса. Наталия занимается в основном помощью военным, но иногда бывают исключения. Недавно беда произошла в Николаеве, где из окна пятого этажа выпал четырехлетний Ярослав, сын нашего защитника. Ребенок остался жив, но получил серьезнейшие травмы. Поддержать ребенка взялся известный днепровский фонд «Біржа Добродій».
Ушиб головного мозга тяжелой степени . Обломочный перелом свода черепа с переходом на основание. Спастический тетрапарез. Двусторонний пневмоторакс. Ушиб обоих легких и печени. Разрыв селезенки. Закрытый перелом костей обоих бедер, левого плеча и предплечья.
– На лечение и реабилитацию потребовались огромные деньги, — делится Наталия. — Сутки лечения Ярослава стоили 10 тысяч гривен. Часто помогают дружба и связи, в этом случае я попросила подключиться великую Аду Роговцеву, которая сделала пост у себя на странице фейсбука. За пару дней была собрана значительная сумма для ребенка. Для отца Ярославчика, который в составе Объединенной штурмовой бригады «Лють» воевал на Донеччине, это стало огромным чудом. Как и для всех нас.
Днепр – надежный тыл страны
Волонтерят в нашем городе не только отдельные люди, но и в целом вся громада Днепра. Город помогал и продолжает помогать ВСУ, несмотря на многомиллиардные изъятия из бюджета Днепра в течение 2023-2024 годов и несмотря на попытки парализовать городские структуры. В общем — на сумму в 3 миллиарда гривен. Заместитель городского головы Днепра Андрей Денисенко на своей странице в фейсбук обнародовал военные расходы Днепра за 1000 дней полномасштабного вторжения.
– Кто бы что ни говорил, кто бы как ни противодействовал, а упрямые факты и цифры не опровергнешь — Днепр был и есть надежным тылом, логистическим, медицинским, инфраструктурным и ресурсным центром для дела обороны Украины, — написал Андрей Денисенко.
Поддержка наших защитников продолжится и в 2025 году. В частности, свыше 500 млн грн в бюджете-2025 составит непосредственно помощь Силам обороны Украины.
Категория: Война, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Новости Днепра, Украина Россия война