Для того, чтобы помочь родителям и их детям справиться со страхом темноты, международная организация UNICEF вместе с известным украинским психологом Светланой Ройз разработали минипособие «40 игр в темноте». Его цель – восстановление ощущения безопасности, близости и предотвращения травматизации. А все потому что игра – самый простой способ трансформировать напряжение.
В этом сборнике можно найти идеи игр в темноте для детей всех возрастов. Например, аудиальные игры и игры со словами:
Петь хором;
Играть на музыкальных инструментах;
Играть на воображаемых музыкальных инструментах. Издавать звуки, словно стучим в литавры, бьем в барабаны, играем на скрипке;
«Тарабарский язык». Говорить друг с другом на «тарабарском языке», то есть вымышленном, пытаясь по интонации угадать, о чем говорит каждый;
Вместе говорить скороговорки;
Играть в «белые хвастуны». А именно, кричать: «А я…!!!» и рассказывать о том, что действительно умеем и что удалось;
Угадывать слово по описанию. Однако важно не называть само слово;
Рассказывать истории на тему;
Рассказывать что-нибудь, чтобы уложиться в одну минуту;
«Голоса животных». Кто-то издает звук – другие угадывают. Кто угадал первый, становится ведущим;
Игра в слова. Следующий игрок называет слово на последнюю букву слова предыдущего игрока;
«К счастью, к сожалению». Кто-то придумывает ситуацию, а игроки поочередно предлагают продолжение, начиная со слов «увы», а следующий игрок – «к счастью»;
«Искаженный телефон». Шепотом передавать слово друг другу. В конце узнаем, что услышал последний игрок;
«Сказка». Сочинить сказку, когда каждый говорит по предложению;
Говорить слова наоборот, не записывая их. Например, «чайник» – «кинйач», «стена» – «анетс»;
«Я велел». Рассказать о загаданном слове, не называя его. Например, «Я загадал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает…»;
Загадать предмет. Все остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет»;
Рифма. Назвать четыре (или два) случайных слова, к которым нужно найти рифму или придумать стихотворение на 4 строки;
«Буква». Назвать слова только на заданную букву. Вариант для взрослых: назвать слова на загаданную букву, которые можно уложить в трехлитровую банку;
Ищем сходство. Назвать два случайных слова, а другие должны угадать, чем они могут быть похожи.
«Волшебный язык». Для детей, которые учатся разбирать слова на слоги, можно говорить слова, добавляя дополнительный слог «жи», «ма» или «хрю»;
«Дураки». Сочинять начало предложения, к которому нужно придумать абсолютно дурацкое и нереальное продолжение;
Найти ассоциации. Один игрок называет слово, следующий – свою ассоциацию к этому слову. Детям можно объяснить так: «Первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово»;
«Это слово умеет…». Описать слово его «умениями»;
«Слово, которого нет». Сочинять слова, которых не существует и что они могли бы означать языком инопланетян.
Также Светлана Ройз отмечает, что очень важно касаться ребенка, но предупреждая его об этом и когда получите разрешение. Помните, что во тьме ощущение прикосновений будет восприниматься усиленно. Для контакта с телом могут потребоваться пледы, чтобы накрыться и ощущать большую безопасность, леденцы, которые можно рассасывать, чтобы чувствовать вкус, жевательные резинки, вода, а также игрушки, которые можно сжимать в руках.
Телесные игры могут быть следующие:
«Азбука Морзе». Передавать простые слова прикосновениями. Однако заранее нужно выучить несколько букв;
«Круг любви». Взяться за руки, игроки должны осторожно сжать ладонь сидящему за ними по часовой стрелке;
«Волшебные прикосновения». Представить, что тело – это музыкальный инструмент. И любая часть тела исполняет определенный звук. Тогда прикасаться к ребенку ладонью, чтобы она пела, мурлыкала, кукурекала и т.п.;
Отбивать ритм вместе. Это может быть знакомая песня, также можно создавать общий ритм (например, дождя), предлагать стучать ритм зубами, щелкать языком, отбивать ладонью, ногами и т.п.;
Обнимать друг друга и целовать разными объятиями и поцелуями (для родителей и детей). А именно, оранжевыми, клубничными, радужными, квадратными и т.д.
Танцевать под мнимую мелодию или под пение песен;
Передавать предмет в кругу, когда у игроков закрыты глаза. Тогда — прикасаться к нему и угадывать, что это, или предлагать, как его можно использовать;
«Прикосновения – незнакомцы». Касаться ладоней ведущего только приятными прикосновениями, чтобы ведущий угадал, кто касается;
Представить, что попал на новенькую планетку, на которой нет обычного света. А потом представить, как на ней можно адаптироваться;
Сделать себе избушку из подушек и одеял. Если пространство знакомо и безопасно, играть в «бабу куцую». Тогда ведущий должен поймать игроков, хлопающих в ладоши.
Если есть фонарик:
Играть в теневой театр руками. Создавать руками разные фигурки;
Играть в теневой театр, используя игрушки. Надо подсвечивать их, чтобы была тень;
Сделать проектор из стаканчика и пленки;
Смотреть сквозь дуршлаг на «звезды».
Фото из открытых источников.