Война не помешала развитию культуры в нашем городе. Днепряне очень активно посещают разнообразные представления и получают те положительные эмоции, которые им так сейчас необходимы. При этом в то время, когда гастролеров к нам едет не так уж много, есть особый смысл поддержать, так сказать, местного производителя, пишет «Наше місто».
Зрители очень хорошо идут на хореографические спектакли – к счастью, у нас есть, чем заменить «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Популярностью пользуются балеты «Тщетная предосторожность», «Большой вальс», «Дон Кихот», «Непокоренные», «Жизель» и другие. 90% партий в них исполняют воспитанники днепровской хореографической школы. Даже сейчас, несмотря на то, что многие ее ученики и выпускники из-за войны оказались заграницей, есть те, кто продолжают выходить на днепровскую сцену и «держать марку».
Все началось в 90-х
Своим созданием днепровская хореографическая школа до сих пор обязана главному балетмейстеру театра, заслуженному деятелю искусств Украины Александру Соколову. Его личная творческая судьба неотделима от биографии днепропетровского классического балета. Он был одним из первых солистов созданной в 1974 году труппы и именно он убедил руководство театра и управления культуры облгосадминистрации в необходимости эксперимента. Так, в 1993 году при театре оперы и балета появилась детская хореографическая школа. Поначалу у нее не было ни финансирования, ни материальной базы, ни юридического статуса. Но их компенсировали желание сохранить дело, начатое 35 лет назад.
Балетной профессии нельзя научиться по книгам, кино, видео. Она передается только при непосредственном контакте, от учителя – ученику. При этом хороший педагог обычно определяет творческую судьбу учеников. В свое время Александр Соколов доверил экспериментальный класс опытному педагогу Вячеславу Волкову. Именно он выпустил первых питомцев школы, пополнивших балетную труппу театра. Вместе с Волковым успешно работали его коллеги: народная артистка Украины Леонора Эллинская, заслуженные артисты Татьяна Омельченко, Елена Дубровина, Виктор Рогачев, Наталья Калгашкина, Олег Грачев, Вера Николаева и другие.
В школу отбирают самых способных
Сегодня хореографическая школа находится в тесной связи с театром. С детства сценическая практика учащихся осуществляется здесь параллельно с обучением. Дети уверенно обживают сцену, органично входят в спектакли репертуара. Конечно, вместе с взрослением и обретением навыков профессии их сценическая работа усложняется. Сегодня воспитанники школы заняты во всех постановках действующего репертуара. Из самых одаренных и трудолюбивых вырастают яркие солисты.
Ученики днепровской хореографической школы многократно принимали участие во многих международных и всеукраинских конкурсах и фестивалях, на которых получили большое количество первых мест и Гран-При. Детей в школу принимают с 6 лет на конкурсной основе. Отбор проходит в конце августа каждого года.
Театр стал частью жизни
Художественным руководителем школы продолжает быть заслуженный деятель искусств Украины Александр Соколов, которого питомцы просто обожают. Журналисты «НМ» смогли своими глазами увидеть это, посетив один из контрольных уроков в конце первого семестра. Девушки очень старались показать себя как можно лучше. Конечно, делали это не только ради хороших оценок, но и ради собственного удовольствия. Ибо балет уже стал неотъемлемой частью их жизни.
– Танцую уже 10 лет, – рассказывает Елизавета Хоменко. – Вполне довольна, потому что каждый урок мы делаем что-нибудь новое. Моему папе очень нравился балет, и он привел меня сюда. Если по-настоящему хочешь заниматься, это очень сложно. Хотя занимаемся мы по шесть раз в неделю. Кроме классического балета овладеваем гимнастикой и современным танцем.
— Пришла в балет довольно поздно – в 9 лет, – признается Дарья Кравченко. – Некоторые девушки уже достигли большего, чем я. Но я прилагаю много усилий, чтобы подтянуться. Мы часто ездим по конкурсам и выигрываем их, поэтому наш театр гордится нами. На балет привела мама, мечтавшая танцевать, но у нее не получилось. Театр – это моя жизнь. Конечно, для того, чтобы чего-то добиться, нужно преодолевать себя, свою боль. Многие рассказывают о стертых в кровь пальцах балерин. Такое действительно происходит во время непрерывной работы на гастролях.
– Занимаюсь в этой школе уже двенадцатый год, – говорит Мария Давыдова. – Уже есть значительные достижения. К примеру, в прошлом году на международном конкурсе во Львове я получила Гран-При. Танцевала сольные вариации. Мечтаю о партии Жизель и еще о многом.
Многие ученики работают за границей
Уже 13 лет директором школы классического танца при днепровской опере является Елена Дубровина. В прошлом она – прима-балерина Днепропетровского академического театра опера и балета, награждена почетным знаком Министерства культуры «За достижения в развитии культуры и искусства» и памятной медалью «За заслуги перед городом».
— Наша школа была в свое время создана из-за того, что появившаяся в начале труппа уже подходила к пенсионному возрасту, — вспоминает Елена. Анатольевна. – Надо было выращивать собственные кадры. Я стала преподавателем, впоследствии – завучем. Сначала это была хореографическая школа, а с января 2010-го – Днепровская детская школа классического танца. Сейчас это городское коммунальное учреждение культуры, которое подчинено департаменту гуманитарной политики Днепровского городского совета. Наши первые выпускники педагоги в школе. Думаю, один из главных секретов успеха в том, что все наши педагоги – не теоретики, а практики.
В школе действует конкурсный отбор – всех желающих сюда не берут. Занятия балетом очень похожи на занятия спортом: действует строгий режим, пропускать занятия нельзя. Все подростки параллельно со школой учатся в Днепропетровском профессиональном колледже искусств. В то же время они танцуют в театре. Некоторые уже работают на полставки.
— Конечно, на нашу работу очень плохо повлияли ковид и война, — делится Елена Дубровина. – Сейчас в школе – около 70 учеников. Кое-кто уехал с родителями за границу, но все еще продолжает обучение онлайн. А некоторые уже учатся в зарубежных школах и вузах и возвращаться не собираются. Потому что у них в Европе все хорошо складывается, они там – одни из лучших. Мы гордимся этим, но это очень болезненные потери для украинского балета.
Вообще, в Украине немного хореографических школ – они есть в Харькове, Одессе, Львове, раньше еще была в Донецке. Недавно появилась в Ивано-Франковске. Елена Дубровина считает, что одна из главных фишек днепровской школы – это очень сильная подготовка, базирующаяся на тандеме театр-школа. Когда родители приводят сюда детей, их сразу предупреждают, что здесь не получится заниматься для себя. Школа готовит профессиональных артистов балета. И это часто происходит через пот, боль, слезы, стертые ноги. Все для того, чтобы зрители смотрели на хрупких балерин и наслаждались прекрасным искусством.
– У нас только три парня, их всегда было в школе немного, – признается Елена Дубровина. – Все ведущие солисты днепровской оперы – это наши выпускники. Елена Печенюк, Екатерина Шмигельская, Светлана Лисняк. Надеюсь, этот список будет продолжаться.
Фото Валерия Кравченко
Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Уникальный Днепр
Метки: главное