«Наше Місто» продолжает публиковать статьи из архива газеты «Наше Місто«, которые выходили в разные годы ее существования. Напомним, что вскоре издание будет отмечать свой 30-летний юбилей. Этот материал был опубликован в газете 12 октября 2005.
В минувшую субботу Днепропетровск как-то незаметно отпраздновал
День юриста. А что мы знаем о людях этой профессии? Наш постоянный автор Светлана Торопчина-Агалакова «взглянула» на юриста в необычном ракурсе…
На свой день рождения Н. (скромный, но грамотный юрист) в бутике купил себе светлый вязаный пуловер. После именин он его постирал и ужаснулся — пуловер стал размеров на пять больше. После долгих советов с портными, как его урезать, выяснилось, что якобы фирменный пуловер связан против всех законов вязания и шитья, что означало одно: сколько его ни обрезай, он все равно после стирки будет тянуться. Чека в магазине при покупке Н. не дали (уж очень большую скидку ему сделали, он и постеснялся напомнить о чеке). Когда Н. обратился в магазин с просьбой о возврате денег за некачественный пуловер, молодая, но очень уверенная в себе продавщица уверенно заявила: «За товар со скидками денег не возвращаем, его не меняем, да и вообще вы, наверное, не у нас его и брали!» Тогда Н. написал грамотное, обоснованное законом заявление в адрес руководства магазина с требованием вернуть стоимость пуловера и возместить причиненный моральный вред. Получив заявление, владелец магазина немедленно вернул деньги — 450 грн. и еще 250 грн. в возмещение морального вреда. Кроме того, Н. он сказал, что после случившегося для предотвращения подобных ситуаций всем продавцам выдана бумага для написания недовольным покупателем тут же, в магазине, жалобы в его адрес, чтобы конфликт мог быть разрешен на месте.
* * *
Для того, чтобы ехать на торжество, на котором его ожидали человек 15, Н. заказал такси. Он был с маленьким ребенком и с огромными сумками. Однако такси, вместо оговоренных диспетчером 15 минут, не было минут 40. Н. высказал свое возмущение, что его не предупредили о таком периоде ожидания, однако диспетчер отрезала: мол, за «пробочки на дорогах» она не отвечает. Когда же машина пришла, диспетчер в ответ на просьбу Н. выдать ему чек о поездке и назвать руководство, такси отозвала, и машина уехала.
Что в ответ мог сделать Н.? Конечно же, как уже догадался читатель, написал грамотную, обоснованную жалобу в управление по защите прав потребителей, поскольку найти адрес фирмы такси ему не удалось. После этого руководство автопредприятия, проверив факты, принесло свои извинения Н. и выплатило компенсацию в возмещение причиненного морального вреда в размере 500 грн. Кстати, та диспетчер в этой фирме уже не работает.
* * *
На днях Н. ехал в маршрутном такси на работу, неожиданно маршрутка сломалась, не доезжая одной остановки до конечной. Знающий свои права Н. скромно попросил водителя вернуть оплату за проезд — 1 грн. 50 коп., поскольку договор перевозки не был выполнен. Удивленный просьбой водитель грубо «рекомендовал» юристу пройти эту остановку пешком: мол, еще чего, сколько проехал и деньги ему возвращай! И даже 50 копеек на трамвай не захотел дать. Н. (нет, не писал жалобу) он просто узнал номер телефона нужного АТП и изложил ситуацию. Через день руководство АТП вернуло Н. 1 грн.50 коп. и принесло извинения. Водителя АТП уволили, поскольку он, недолго работая в этом АТП, оказался грубым и неадекватным даже к замечаниям руководства.
* * *
Н. обратился в пункт обмена валюты с просьбой поменять купюру в 20 долларов. Однако кассир пункта, что-то пробурчав, отказался менять доллары. На вопрос, почему и просьбу назваться кассир швырнул Н. его купюру и закрыл окошко пункта. Н. пришлось идти (к слову, с больной ногой) в соседний пункт, где эти 20 долларов ему тут же поменяли. А когда он спросил, почему соседи не захотели эту же купюру менять, ему объяснили: «Наверное, просто кассиру лень с мелочью возиться». Сообразительному читателю уже понятно, что Н., конечно же, написал грамотную, обоснованную жалобу в местное управление Национального банка, в которой, кроме прочего, указал, что в пункте обмена отсутствует какая-либо опознавательная и обязательная банковская информация. Кассир, на которого, как оказалось, и без того много нареканий, принес извинения Н., выплатил в возмещение причиненного морального вреда 500 грн.
* * *
Ехал Н. в Борисполь междугородным автобусом, в котором, несмотря на его возражения, заставили заплатить за 10-килограммовую сумку 10 грн. Копию квитанции оплаты и жалобу о незаконном взимании денег, поскольку в данном случае по закону провоз багажа должен быть бесплатным, Н. сразу же направил руководству фирмы-перевозчика. Фирма вернула 10 грн., кроме того и 100 грн. — требуемую Н.сумму в возмещение морального вреда, а самоуправных и предприимчивых сотрудников уволили.
Следует отметить, что ни разу Н. не назвался юристом, не козырял ни удостоверениями, ни должностями, а все изложенное является подлинным и лишь маленьким эпизодом тех фактов, подобных каким в жизни любого человека огромное множество.
В качестве вывода, как всегда, НАШ СОВЕТ:
— в случае, когда какие-либо права нарушаются, необходимо обратиться к нарушителю, в соответствующий орган (в вышестоящую организацию, в прокуратуру, в управление по делам защиты прав потребителей) с грамотной жалобой, в которой можно потребовать возмещения причиненного материального, морального вреда и привлечения к ответственности виновных лиц;
— грамотное поведение и использование, а не игнорирование действующего законодательства, как видим, позволяет защитить свои права эффективно, в полном объеме, быстро и — никакого суда!
Безусловно, чтобы получить подобные описанным результаты, не обязательно быть юристом. Главное — уважать себя и не молчать, свои права можно и нужно защищать. Для этого и существуют на свете юристы.
* * *
Напоследок отметим, что День юриста — день, объединяющий всех юристов. Увы, не каждый знает разницу между нотариусом и адвокатом, смутно догадывается, что такое прокурор, не понимает, почему не каждый юрист — адвокат, но каждый адвокат — юрист. Причина — в правовой безграмотности нашего общества, которое, по сути, только начинает свой путь к правовому. Однако важность и огромное значение такой профессии, как юрист, неоспоримы во всем мире. В Америке, когда я назвала свою профессию — адвокат, после минутного (непонятного мне) замешательства неожиданно ответили: ну что ж, адвокаты — тоже люди. Оказалось, что в этой стране юристов уважают, но не любят.
У нас к юристам общество относится по-другому, уважительно: каждый понимает, что юристы знают нечто, может быть, неизвестное, но важное и ценное, а, главное, полезное. У нас ведь не Америка, где никто без юриста шага не ступит. Увы, в Украине не каждый может себе позволить обратиться к юристу, а многие (в современную эпоху специфических украинских правовых реалий) пока еще и не верят в юридическое могущество. Поэтому мне бы хотелось, чтобы мы все увидели те времена, когда правовой беспредел уйдет в далекое прошлое, чтобы всегда торжествовал закон, а юристы стремились быть настоящими — ну, как Кони, и всегда добивались бы успеха благодаря своему профессионализму. И, конечно же, всем юристам желаю и здоровья, и личного счастья, и хорошей оплаты их профессионального труда, который отнюдь не легкий.
Светлана ТОРОПЧИНА-АГАЛАКОВА,
директор адвокатского бюро.
Рисунок Александра Авраменко.