Skip to content

Всемирно известный памятник архитектуры: как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото)

Редакция "Наше мiсто"

Редакция "Наше мiсто"

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра

Самый старинный и первый капитальный мост нашего города «Амурский», или как его еще называют «Старый» — был торжественно открыт в мае 1884 года, одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Мост является памятником инженерной архитектуры национального значения. Его длина составляет: 1 395 метров, с подходами 2397 метров; ширина: 15,5 метров.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Железнодорожный (Амурский) мост.
Открытка 1908 года.

С начала строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра, еще в 1780-е годы стал вопрос о переправе через Днепр. В 1796 году в районе нынешнего Амурского моста был построен и открыт так называемый «наплавной» мост. Его содержание было поручено купцам Осипу Зайцеву и Федору Лебедеву. Мост построенный из бревен и досок с деревянными перилами, был бесконечно длинным. При переезде через него часть моста занятая тяжестью погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался. Из-за этой особенности его еще называли «живой мост». В зимнее время мост разбирался, и сообщение между двумя берегами происходило по льду. В весенне-осеннюю непогоду река была неприступна, и по несколько дней на обоих ее берегах стояли в ожидании переправы торговцы.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Торжественное открытие и освящение Железнодорожного (Амурского) моста.
18 мая 1884 год.

В 1881 году было дано высочайшее распоряжение на строительство железной дороги с мостом через Днепр. Железная дорога получившая название Екатерининская была открыта в 1884 году, связав Екатеринослав с Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевскими дорогами. Украшением дороги и технологическим шедевром своего времени стал мост через Днепр, построенный по проекту ведущего русского специалиста в области мостостроения Николая Аполлоновича Белелюбского.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Железнодорожный (Амурский) мост.
Открытка начала ХХ века.

Тысячи жителей Екатеринослава собрались 18 мая 1884 года на обоих берегах Днепра, чтобы посмотреть как пройдет первый поезд по самому длинному тогда в Европе мосту. В июне 1885 года свои впечатления о невиданном чуде оставил нам московский купец П. Милушин, приехавший в Екатеринослав на ярмарку: «А на станции Нижне-Днепровск, ошарашамши по две рюмочки и закусивши оные раками местного произведения, стали мы на заднюю площадку, чтобы значит со страхом и трепетом днепровский мост переехать. Ну и мост: от удивленья и страха многие даже икать начали! И как это трезвый человек такое выдумать смог?».

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Внутренний вид Железнодорожного (Амурского) моста. Открытка начала ХХ века.

Строительство моста обошлось городской казне в 4 млн. рублей, часть из которых пожертвовал предприниматель Александр Николаевич Поль. Великолепное двухъярусное сооружение, длиной полтора километра и весом 9525 тонн, стало одной из главных достопримечательностей Екатеринослава. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже екатеринославский мост через Днепр был награжден золотой медалью.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Верхняя часть Железнодорожного (Амурского) моста. Открытка начала ХХ века.

К началу XX века пропускная способность экономически важнейшего моста составляла 90 поездов в сутки. Основными грузами были руда, уголь, металл. Через мост шли поезда в Харьков, Курск, Москву, Петербург, Ростов, Мариуполь, в Крым и на Кавказ. С появлением железнодорожного моста и железной дороги, Екатеринослав превратился из провинциального города в крупный торговый и промышленный центр. Если в 1887 году город насчитывал 48100 жителей, то к 1897 году население увеличилось почти в два с половиной раза, и составляло уже 112839 человек. Бюджет города за двадцать лет вырос почти в шесть раз, со 120 тысяч рублей в 1870 году, до 692 тысяч рублей в 1900 году. Начиная с 1897 года Южный край вышел на первое место в Российской империи по добыче полезных ископаемых, обогнав такой промышленно развитый регион как Урал.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра
Разрушенный Железнодорожный (Амурский) мост. 1941 год.

Автор фото: Berkó Pál (оккупационные войска)

Железнодорожный мост был сработан прочно, и первые 30 лет его ремонтировать не пришлось. В 1914 году несущие конструкции были значительно усилены. За последующие годы мост трижды возрождался из руин. Первый раз после гражданской войны в 1920 году. В 1935 году через мост была проложена первая трамвайная линия на левый берег. С началом Великой Отечественной войны мост стал первым объектом бомбежек. Нашим отступающим войскам пришлось переправляться на левый берег по понтонному мосту, наспех сооруженному саперами. В 1943 году «старичка» восстановили на деревянных опорах, и он простоял так почти 10 лет. Лишь к декабрю 1955 года мост был капитально восстановлен. Для прохождения крупных судов его оборудовали подъемным пролетом. В 1956 году по Амурскому мосту прошел первый троллейбус, а позднее и автобус.

Как строили старейший в Днепре Амурский мост (Фото). Новости Днепра

Подготовлено сообществом «Екатеринославъ — Днепропетровск» по материалам краеведа и историка Максима Кавуна

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Поделиться: