Skip to content

Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР

Евгентий Гольдман

Евгентий Гольдман

Днепр географически расположен в идеальном для речного судоходства месте — прямо посреди Украины, на одной из ее крупнейших водных артерий. Пароходство в Днепре началось еще в середине 19 века, а тогдашний Екатеринослав был конечным пунктом судоходства в Украине. Сюда можно было добраться из Киева через Кременчуг, но дальше плыть было рискованно из-за речных порогов. По Днепру доставляли тонны грузов, а десятки тысяч пассажиров путешествовали на неторопливых речных пароходах. Эволюция речного транспорта вынудила построить в Днепре полноценный речной порт. О том, как выглядел речпорт во времена СССР расскажет корреспондент «НМ».

Первый пароход на Днепре появился в 1823 году. С 1846 г. на Днепре стали ходить пароходы крупного промышленника С.И. Мальцева, которые строились в селе Людинове на реке Болве, притоке Десны. Есть предположение, что именно пароходы Мальцева первыми появились у Екатеринослава. В 1858 г. было образовано «Общество пароходства по Днепру и его притокам» (затем называлось «Первое пароходное общество»), пароходы которого делали рейсы выше Днепровских порогов. Тогда было открыто регулярное движение однотрубных грузопассажирских пароходов по Днепру между Екатеринославом и населенными пунктами, лежащими в верховьях реки. В 1892 г. создано «Второе общество пароходства по Днепру и его притокам».

Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР. Новости Днепра

Как уже говорилось, в связи с развитием в Екатеринославе лесной торговли речной транспорт был очень развит, а Лесные пристани в центре были самым шумным местом. Со строительством железной дороги речной транспорт (и грузовой, и пассажирский), конечно, в дальнейшем уже никогда не занимали главное место в экономике. В августе 1927 г. было принято решение о строительстве в Днепре нового речного порта. Он был сдан в эксплуатацию в ноябре 1933 г., и был в то время одним из крупнейших на Днепре, с длиной причальной стенки 3 километра.

Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР. Новости Днепра

В советское время интенсивно развивался речной пассажирский транспорт. В 1952 г. было построено изящное здание речного вокзала в стиле «сталинского ампира». Это был прямоугольный двухэтажный корпус с башенкой в центральной части. Весной 1960 г. в Днепровский речной порт прибыл первый теплоход на подводных крыльях типа «Ракета». В 1980 году Днепрвский речной порт по объему перевозок занимал второе место на Днепре после Киева. Весной того же года в речном порту, втором после Запорожского, начался регулярный прием грузовых судов типа «река–море».

Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР. Новости Днепра

В 1982 г. на его месте был открыто новое здание речного вокзала (архитектор Веснин), которое долгие годы величали одной из местных архитектурных сенсаций. Во-первых, здание своим силуэтом напоминает гигантский корабль, остановившийся на вечную стоянку. Во-вторых, оно развернуто перпендикулярно Днепру. Здание речного вокзала возводилось с учетом располагающейся рядом недостроенной гостиницы «Парус», и вместе они составляют крупный архитектурный ансамбль 1970–1980-х годов.

Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР. Новости Днепра
Выходные на воде и пароходы вместо поезда: как выглядел речной вокзал Днепра во времена СССР. Новости Днепра

Источник: dp.vgorode.ua

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: , , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: