Днепр часто называют индустриальным сердцем Украины — городом заводов, технических университетов и деловых людей. Всё это так. Однако сегодня здесь также формируется новый культурный ландшафт, в центре которого — Центр современной культуры в Днепре (Dnipro Center for Contemporary Culture). О том, как старая постройка по адресу Крутогорный спуск, 21-А почти из руин превратилась в культурный хаб, как война изменила его миссию, почему в городе не хватает художественного образования и какие новые проекты ждут днепрян, журналистка издания «Наше місто» поговорила с директором центра Андреем Палашем.

— Андрей, расскажите, как вообще возникла идея создания Центра современной культуры?
— Когда мы начали работать над этой идеей, в Днепре не существовало современных культурных центров. Да, были замечательные галереи, такие как «Я Галерея», «Артсвіт» или арт-центр «Квартира», но они не предоставляли возможности комплексного культурного опыта. Мы мечтали о большом пространстве, где можно было бы проводить выставки, кинопоказы, лекционные программы, резиденции и концерты. Пространство, в которое было бы интересно приходить и студентам, и взрослым, и пожилым людям. В 2018 году мы решили взяться за эту задачу. Тогда даже не было самого здания в нормальном состоянии — оно было полностью заброшено. Без окон и дверей, только крыша и стены, никаких коммуникаций. В 2019 году началась реконструкция, и именно тогда центр начал оживать.
— Как происходила трансформация здания?
— Это был памятник архитектуры XIX века. Сначала — частная резиденция, затем губернское земство, нечто вроде областного совета. После революции 1918 года здесь располагался штаб армии, а в советские времена — военные. Со временем здание перешло в частные руки. Сегодня оно принадлежит Центру еврейского образования, который занимается его реновацией. Мы решили, что центр не должен ждать полной готовности, а должен жить уже сейчас. Поэтому еще в процессе ремонта начали проводить мероприятия: художественные резиденции, фестивали, первые выставки. Это позволило зданию вновь стать частью городской жизни.

— Вы ориентировались на опыт других центров или пытались создать что-то уникальное?
— Да, мы вдохновлялись примерами европейских арт-центров, которые видели во время визитов в разные страны мира. Еще до открытия мы присоединились к европейской сети культурных центров Trans Europe Halles. Эксперты из этой сети приезжали в Днепр, помогали нам со стратегией и видением. Они делились практическими советами, что позволило избежать многих ошибок. В Украине таких центров немного — до десяти. Поэтому мы стали своеобразным экспериментом.
— Как полномасштабное вторжение россии повлияло на работу центра?
— В начале войны мы почти полностью переформатировались. Центр превратился в социальный хаб для внутренне перемещенных лиц. У нас работал маленький детский сад для детей переселенцев, проходили воркшопы и мастер-классы, тут раздавали гуманитарную помощь, предоставляли психологическую поддержку. Это был наш ответ на реальность. Примерно год мы работали в таком формате. Лишь в конце 2022-го — начале 2023-го начали возвращаться к художественной деятельности. Но война изменила ее содержание. Выставки стали отражением травматического опыта, попыткой коллективной терапии. Это не абстрактные цветочки и пейзажи, а рефлексия на наше настоящее.

— Кто сегодня работает в центре?
— У нас есть три резидента. Это общественная организация «Культура Медиальная», которая делает исследовательские, образовательные, урбанистические и выставочные проекты. Это галерея «Артсвіт», занимающаяся современным визуальным искусством и имеющая отличную детскую программу «Артсвіт дітям». И это «Альянс Франсез», региональное представительство французского института, которое ранее проводило «Французскую весну», кинопоказы, концерты. Сейчас, во время войны, они сосредоточены на языковых курсах, но мы надеемся на восстановление их культурной активности. Все эти организации дополняют друг друга. Мы иногда сотрудничаем с другими партнерами, хотя не на постоянной основе. В перспективе резидентов может стать больше, если появятся новые сильные игроки в сфере культуры и неформального образования.
— Удалось ли сохранить международные связи?

— Да, и даже создать новые. Несмотря на войну, мы начали сотрудничество с Кёльном, нашим немецким городом-побратимом. Там мы нашли партнеров, которые тоже работают в сфере культуры. Вместе разработали платформу для сотрудничества между украинскими и немецкими культурными учреждениями. Идея такова: театр из Днепра может сделать совместную постановку с театром в Кёльне, музей — совместную выставку. Затем эти проекты презентуются и там, и тут, и, возможно, в более широком международном контексте. Это незавершенный проект, мы все еще ищем финансирование, преимущественно со стороны Германии, потому что в условиях прифронтового города наш бюджет направлен на более насущные нужды.

— Часто говорят, что у Днепра с культурой достаточно сложные отношения. Что вы думаете об этом?
— Это стереотип, хотя частично он имеет основание. У нас нет академий искусств, не хватает гуманитарного образования. Город всегда был техническим, готовил инженеров. Это проблема, но и дополнительная возможность. Мы можем строить новые институции с нуля, не преодолевая советскую инерцию, как во Львове или Харькове. В городе есть ресурсы и бюджеты. Мы можем создавать новые театры, культурные центры, музеи. Главный вызов — люди. Нужны специалисты, эксперты, кураторы. Без кадров культурное развитие невозможно. Мы либо должны создать собственную академию искусств, чтобы обеспечить город профессионалами в области культуры, либо привлекать экспертов из других городов. Частично это сейчас делает Днепропетровский профессиональный художественный колледж культуры, который внедряет новые актуальные специальности. Частично это делаем мы — наша команда, которая прошла путь от самоучек до создателей большого культурного пространства.

Известный американский историк Тимоти Снайдер
— Какими проектами Центра современного искусства вы гордитесь больше всего?
— Помимо гуманитарной деятельности и международного сотрудничества, важным направлением стала работа над инклюзивностью культурных учреждений. Мы предлагаем вместе с управлением культуры департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета и привлеченными экспертами изучить потребности горожан, современное состояние инфраструктуры и разработать комплекс решений по трансформации коммунальных учреждений в инклюзивные пространства. Это крайне актуально для страны в условиях войны.

Но главное, над чем мы сейчас работаем, это стратегия развития культуры Днепра. Это сложная задача, которая требует объединения усилий культурных организаций, власти, бизнеса и самих жителей. Мы хотим понять, в каком направлении движется город, какие сферы нужно усиливать, а какие менее актуальны. Для этого мы уже провели социологическое исследование при поддержке Британского совета: расспросили более тысячи людей об их культурных потребностях. Оказалось, что библиотеки и дома культуры днепряне посещают нечасто, а вот театры, музеи и современные культурные центры — востребованы. Результаты опроса будут представлены осенью, они помогут сформировать будущую стратегию. Работа над разработкой стратегии культуры города — это, с одной стороны, вызов. А с другой — возможность объединить усилия различных инициатив: бизнеса, власти и общественного сектора. И вместе поработать над новой визией города.

Мы стараемся быть полезными обществу. Ведь культура — это не только развлечение. Это способ поддерживать сообщество, интегрировать новых людей в наш город, создавать пространство для диалога. И именно сейчас это наиболее важно.
Фото Валерия Кравченко и с Facebook-страницы DCCC.
Напоминаем, ранее мы писали о том, что в Днепре презентовали уникальный проект, который исследует музыкальные традиции Буджака.



