Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Недвижимость в реестре: зачем и как проверять — разъяснения экспертов

Логуш Ирина

После масштабных кибератак на государственные реестры в социальных сетях появились сообщения об исчезновении данных о праве собственности. Действительно ли люди потеряли свою недвижимость и что делать, если ваших данных нет в современном электронном реестре — «Наше місто» разбиралось вместе с экспертами. 

Где информация о жилье?

В социальных сетях появились сообщения о том, что после восстановления работы реестра недвижимости некоторые владельцы не смогли найти информацию о своем жилье.

Украинцы жалуются на проблемы с данными. Фото со страницы в Threads.

Напоминаем, 19 декабря 2024 года произошла масштабная кибератака на украинские государственные реестры, в частности на базы данных Министерства юстиции. Доступ к информации восстановили только 20 января 2025 года.

Минюст опровергает слухи

Государственное предприятие «Национальные информационные системы», которое отвечает за работу государственных реестров, опровергло информацию о потере права собственности граждан. В ответ на журналистский запрос «Наше місто» в министерстве сообщили, что к ним вообще не поступало никаких сообщений о потере недвижимости из-за ошибок или технических сбоев.

Статистику обращений граждан по поводу потери данных о недвижимости в Министерстве юстиции не ведут. Более того, у государственного предприятия, которое управляет реестрами, вообще нет информации о случаях исчезновения таких данных.

Если кто-то все же считает, что его права нарушены, можно обратиться с жалобой в Министерство юстиции. На это есть два месяца с момента, когда человек узнал о проблеме.

«Министерство юстиции Украины рассматривает в соответствии с законом жалобы на решения, действия или бездействие государственных регистраторов, субъектов государственной регистрации прав, территориальных органов Минюста и принимает обязательные к исполнению решения», — говорится в ответе Минюста.

Подавать жалобы можно:

  • письменно на почтовый адрес: ул. Архитектора Городецкого, д. №13, г. Киев, 01001;
  • лично по адресам: ул. Евгения Сверстюка, д. №15, 1-й этаж (ящик для приема жалоб и другой корреспонденции Офиса противодействия рейдерству); ул. Архитектора Городецкого, д. №13; переулок Рыльский, д. №10, г. Киев;
  • на официальные адреса электронной почты: [email protected], [email protected].

Проверить, есть ли ваша недвижимость в реестре, можно:

  • обратившись лично к государственному регистратору, сотруднику центра предоставления административных услуг (ЦПАУ) или помощнику нотариуса, и они выдадут справку на бумаге;
  • через сайт «Дія», где можно получить ту же информацию в электронном виде.

В обоих случаях придется заплатить. Через «Дію» также можно зарегистрировать право собственности на недвижимость, если она появилась до 1 января 2013 года.

В Минюсте рассказали, что также можно поставить недвижимость на «сигнализацию». Это означает, что владелец может получать уведомления о любых действиях со своей собственностью, подключив сервис «SMS-Маяк». Эта услуга стоит 36 гривен за 1 объект в месяц.

Как самостоятельно проверить недвижимость

Проверить, принадлежит ли вам ваш дом, земля или квартира, можно, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в реестр недвижимости через «Дію» по этой ссылке.

В приложении «Дія» выберите вкладку «Получить справку».

Пройдите авторизацию удобным способом.

После этого выберите вариант, по которому вам будет удобно искать данные о вашей недвижимости:

— по адресу;

— по регистрационному номеру;

— по кадастровому номеру участка;

— по данным физического лица;

— по данным компании.

Если вы выбрали вариант поиска по адресу, то точно и детально заполняйте все разделы.

После этого заплатите за услугу 40 гривен + комиссию платежной системы.

Дальше на почту, которую вы указывали при регистрации в «Дії», придет письмо со ссылкой, где можно скачать информацию о недвижимости.

Весь поиск занимает не более 5 минут.

Что делать, если в реестре нет недвижимости?

Главное правило: не паниковать.

«Просто так ничего не исчезает из реестра, это 100%. Даже после хакерской атаки, которая была, все регистрации, которые были в реестре, сохранились», — уверяет Галина Письменникова, заместительница начальника отдела регистрации имущественных прав управления в сфере государственной регистрации департамента административных услуг и разрешительных процедур Днепровского городского совета.

Галина Письменникова советует не волноваться и обратиться к специалистам. Фото из личного архива.

По ее словам, проблема заключается в другом. Часто люди утверждают, что информация есть в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (далее — ГРВП), а на самом деле право зарегистрировано в Реестре прав собственности на недвижимое имущество (архивная составляющая ГРВП, которая содержит информацию о правах, зарегистрированных с 2003-го по 2012 годы включительно) или на бумажных носителях.

Если квартиру или дом приобрели до 1 января 2013 года, то данные о сделке будут храниться на бумаге в бюро технической инвентаризации (БТИ) или в архивной составляющей реестра, а если после — то недвижимость есть в современном реестре. Разница лишь в том, что данные в электронном виде позволяют получить компенсацию за разрушенное жилье, а это актуально во время войны.

Для того чтобы перенести данные с бумаги или из архивной составляющей реестра в электронный формат, нужно обратиться в один из 4 центров предоставления административных услуг в Днепре:

  • Центр «Правобережный» — ул. Марии Кюри, 5, 2 этаж ТЦ «Неоплаза». Телефоны: 099-203-09-25, 097-807-37-07.
  • Центр «Левобережный» — просп. Слобожанский (Газеты «Правда»), 31-Д. Телефоны: 099-602-10-02, 068-237-52-76.
  • Центр «Я — Ветеран» — просп. Слобожанский, 8. Телефоны: 098-449-52-52, 066-319-39-96.
  • Центр «Северный» — ул. Нижнеднепровская, 17, ТРЦ «Караван». Телефоны: 098-780-62-39, 066-295-82-81.

Перерегистрация, то есть перенос данных в современный реестр недвижимости, бесплатная. Для этого нужно взять с собой: документ, подтверждающий право на недвижимость, технический паспорт нового образца (если в документе нет общей и жилой площади), паспорт и идентификационный код владельца.

Рассмотрение заявки занимает 5 рабочих дней. Если право зарегистрировано до 2003 года, регистратор делает электронный запрос в БТИ и это продлевает срок до 30 рабочих дней, но фактически ответ приходит через 10 дней. О готовности документов сообщат в СМС.

Перед походом в ЦПАУ Галина Письменникова советует позвонить и уточнить, как работает центр, как взять талон и какие документы нужны.

Можно даже зарегистрировать право по утраченному документу. Для этого нужно написать заявление и принести с собой паспорт и ИНН. Дальше регистратор при необходимости сделает запрос в БТИ, который подтвердит право собственности на основе архивных данных.

Почему не стоит  медлить с перерегистрацией?

Марина Рыженко, начальница отдела защиты интересов территориальной громады города в судах по административным делам управления представительства и защиты интересов территориальной громады города в судах общей юрисдикции департамента правового обеспечения Днепровского горсовета, подчеркивает важность своевременной регистрации прав в современных условиях.

Марина Рыженко советует не затягивать с переносом данных в современный реестр. Фото из личного архива.

«Наличие записи в реестре позволяет быстро получить официальную информационную справку о праве собственности на конкретный объект. Это значительно облегчает доказывание своих прав в случае возникновения спорных ситуаций», — объясняет Марина Рыженко.

Особенно актуальным это стало в условиях войны. С начала полномасштабного вторжения многие архивы БТИ были утрачены или повреждены.

«Данные, внесенные в электронный реестр, остаются защищенными даже в случае потери или уничтожения бумажных документов», — отмечает юрист.

Кроме того, для получения компенсации в рамках государственной программы «єВідновлення», которая предусматривает возмещение за разрушенное или поврежденное жилье, регистрация права в реестре недвижимости является обязательным условием.

«Зарегистрированное право позволяет избежать возможных манипуляций с собственностью со стороны третьих лиц. Владелец имеет возможность отслеживать любые регистрационные действия относительно своего имущества», — добавляет специалист.

Если ваша собственность до сих пор зарегистрирована только на бумаге, подумайте над тем, чтобы обновить данные в электронном реестре. Это необходимое условие для получения компенсации в случае потери имущества.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Районы Днепра, Тема дня

Метки: , , , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: