
Музыка лечит, особенно сейчас, во время войны, когда успокоительные и другие лекарства оказывается уже недостаточно эффективными. Почему взрослые жители Днепра не стесняются стать первоклассниками, как отваживаются открывать для себя волшебный мир музыки, узнавала журналистка издания «Наше місто».
Наверстывают то, что не получили в детстве
Во все времена многие из детей посещали занятия по музыке. Честно говоря, не всегда это было из-за их страстного желания. Чаще всего быть слушателями домашних концертов предпочитали родители, бабушки и дедушки. Но вместо этого им, к сожалению, очень часто приходилось слышать: «Снова эта музыкалка! Не хочу, не пойду! Лучше футбол или танцы!».

Шли годы, дети взрослели и умнели. И впоследствии понимали, что уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте – это круто. Но поезд уже, как говорится, ушел, и его не вернешь. Так было, по крайней мере, до недавнего времени. Вместе с тем запрос на занятия от взрослых днепрян был. И несколько лет назад на городском уровне появилось решение начать проводить в музыкальных школах уроки для тех, кто старше 18 лет.
В днепровской детской музыкальной школе №2 им. Штогаренко услуги для взрослых, желающих овладеть каким-то музыкальным инструментом, начали предоставлять в 2019 году. Сначала желающих было немного, потом был ковид, потом война. Но никакие проблемы не помешали этому проекту. Сейчас в эту школу записаны 27 взрослых учеников. Не все посещают занятия регулярно. Есть такие, которые занимались полгода или год, а затем бросили это нелегкое дело. Но есть и те, кто учатся усердно и уже имеют хорошие результаты.

Наиболее популярные инструменты — фортепиано и гитара. Взрослые посещают только занятия по специальности – на сольфеджио, музлитературу и хор у них обычно нет времени. Но по желанию они могут изучать и такие дисциплины.
Виолончель дарит спокойствие и равновесие
Любовь Береснева – преподаватель по классу виолончели детской музыкальной школы №2. К ней приходят и маленькие ученики, и взрослые. Любовь Николаевна замечает, что в последнее время именно взрослых стало больше. Их не останавливает ни сложность инструмента, ни необходимость начинать учить его с нуля. Многие воспринимают игру на виолончели как исполнение мечты, которую они не смогли реализовать в детстве.

– Война заставила многих искать что-то стабильное, спокойное, то, что приносит внутреннее равновесие, – отмечает Любовь Береснева. – Именно поэтому люди приходят к музыке, выбирая виолончель, саксофон или фортепиано. Уроки становятся для них средством обретения гармонии среди хаоса. Раньше взрослых учеников было гораздо меньше, а сейчас их стало больше. Они говорят, что музыка помогает им отвлечься, почувствовать прекрасное. Это своеобразная арт- терапия. Они не просто учатся играть, они проживают эту музыку.
Любовь Николаевна вспоминает нескольких своих учеников, начавших обучение именно после событий 2022 года. Кто-то давно мечтал о музыкальном образовании, но не имел возможности заниматься в детстве. Другие же просто искали способ справиться со стрессом. Она верит, что музыка действительно имеет силу исцелять. Конечно, взрослые учатся несколько иначе, чем дети. Ребенок быстрее схватывает технику благодаря гибкости рук и легкости восприятия материала. Взрослые компенсируют это пониманием структуры музыки, терпением и сознательным подходом.

– Взрослые ученики больше думают, анализируют каждое движение, – говорит Любовь Береснева. – Но благодаря этому быстро понимают инструмент. У детей более гибкие пальцы, но взрослые лучше осознают логику игры. В результате они преуспевают не хуже малышей и подростков. К тому же, мотивация у взрослых часто даже выше. Они приходят с четкой целью – научиться играть. Если ребенок может отвлекаться, то взрослый вкладывает в занятие всю душу. Это и есть главный секрет их прогресса.
Для Марии тяжелый инструмент стал любимым
44-летняя Мария Филатченкова по профессии — журналист, у нее двое детей. Они обучались в ДДМШ №2 игре на скрипке. А поскольку участвовали в выступлениях вместе с оркестром, Мария помогала юным музыкантам перевозить инструменты. Так получалось, что обычно это была виолончель – инструмент тяжелый как в прямом, так и переносном смыслах.

– Сначала я просто носила виолончель на репетиции и иногда забирала его домой на пятый этаж, – вспоминает Мария Филатченкова. – То есть получилось так, что этот инструмент сам меня нашел. В 2019 году объявили набор в музыкальную школу для взрослых, и я даже не сомневалась. Сразу записалась на занятия. Я никогда не играла на музыкальных инструментах в детстве – родители считали, что плавания и танцев вполне достаточно.
Мария занимается музыкой уже шестой год и не собирается останавливаться. Признается, что поначалу было непросто. Она даже считала, что у нее нет слуха. Но со временем поняла – слух можно развить. Женщина начала слышать фальшь, распознавать, когда инструмент расстроен. Сейчас она посещает музыкальную школу один раз в неделю – это 45-минутное занятие. В месяц платит 1000 гривен.
Хотя как слушательница Мария предпочитает тяжелую музыку, на виолончеле под руководством учительницы Любови Николаевны ей часто приходится играть менуэты и гавоты. Но не только их.

– Очень люблю играть произведения Адриано Челентано, – признается Мария Филатченкова. – Виолончель идеально подходит для них. Вообще-то этот инструмент универсален и может звучать в любом стиле. Виолончель – это не только классика. Есть много групп, играющих на ней рок, металл. Возьмите хотя бы группу Apocalyptica. Они показали, что этот инструмент может все.
Александр уже играет на саксофоне мелодию своей мечты
50-летний Александр Палагин давно мечтал научиться играть на музыкальном инструменте, но в детстве из-за занятости спортом так и не решился сделать первый шаг. Год назад он случайно услышал мелодию, давно понравившуюся. Тогда решился воплотить свою мечту и научиться играть. Из всех инструментов знакомые посоветовали ему выбрать саксофон, и он согласился.

— Это была моя давняя мечта, но я всегда находил оправдание: то времени не было, то было что-то другое, более важное, — рассказывает Александр Палагин. – Однажды услышал композицию Lily Was Here, и меня это словно очаровало. Захотелось воспроизвести эту музыку самому. Сначала было сложно: я даже не знал, как правильно держать саксофон, не говоря уже об игре. Труднее всего было научиться контролировать дыхание. Я думал, что просто дуешь в мундштук, и появляется звук. А оказалось, что это целая наука.
Первые недели Александр вообще сомневался, сможет ли он сыграть хотя бы что-нибудь. Но когда стало чуть-чуть выходить, это стало для него огромным стимулом. Дома мужчина, работающий частным предпринимателем, играет редко. И не потому что не хочет мешать соседям – такой проблемы нет, он живет в частном секторе. А потому, что поздно возвращается с работы. Но свободное время старается посвящать музыке. Занятия в школе посещает два раза в неделю.

– Это стало для меня отдушиной, способом отвлечься от обыденности и найти что-то новое для себя, — отмечает Александр Палагин. – Первый год обучения состоял из освоения технических основ: упражнения, гаммы, постановка рук. Играть на саксофоне оказалось гораздо сложнее, чем казалось вначале. Однако и с каждым занятием я чувствовал, что делаю еще один шаг вперед.
Взрослые ученики более дисциплинированы и мотивированы
Анна Шило, преподавательница Александра, отмечает, что учить взрослых – это совсем другой опыт. У них больше дисциплины и мотивации, но в то же время им сложнее усваивать новый материал.

– Мы начинали с простых мелодий, чтобы было интересно и не слишком тяжело, — вспоминает Анна Шило. — Теперь Александр уже пробует играть ту самую Lily Was Here, о которой мечтал. Взрослым иногда даже легче играть на саксофоне, чем детям, потому что у них больше силы и контроль над дыханием лучше. Но есть свои вызовы. Если ребенок начинает заниматься в 7-8 лет, у него еще нет сложившихся привычек, и его проще научить правильно дышать, правильно держать инструмент. У взрослых уже есть определенные физические особенности, которые нужно корректировать.
Кроме того, по словам педагога, взрослым часто приходится преодолевать психологический барьер. Дети не боятся совершить ошибку, они просто пробуют и учатся. А взрослые иногда стесняются звучать не идеально и это может их тормозить.
– Именно поэтому я всегда говорю своим ученикам: ошибки — это нормально, главное — продолжать играть, — заключает Анна Шило. – И все получится!
Фото Валерия Кравченко.
Напомним, ранее мы писали о том, как работают художественные школы Днепра во время войны.