
Уже совсем скоро тысячи школ по всей стране не будут набирать десятые классы. А еще в старшей школе будет существенно сокращено количество обязательных предметов. Все это следствие большой реформы. Как именно она внедряется в Днепре и что думают жители города по этому поводу, узнавала журналистка издания «Наше місто».
На параллели должно быть 100 детей
С 2027 года вводится трехлетнее профильное среднее образование (10-12 классы) по двум направлениям. Академическим, предусматривающим ориентацию на продолжение обучения в вузе, и профессиональным – его цель состоит в получении профессии после 9 класса в колледже или ПТУ. В Днепре прошли общественные обсуждения реформы профильного среднего образования. На мероприятии присутствовали столичные гости и педагоги со всей Днепропетровской области.

– С 1 января 2027 года реформа, которая называется «Новая украинская школа», должна перейти на этап старшей школы, – отметил Дмитрий Завгородний, заместитель министра МОН по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации. – В это время дети, которые сейчас учатся по новым стандартам, пойдут в 10 класс. Реформа предусматривает переход на трехлетнюю старшую школу, также должно произойти много организационных изменений. Мы предусмотрели, что будет 100 детей на одной параллели в каждом учебном заведении, где будут учиться десяти-двенадцатиклассники. Они могут быть объединены в три или четыре класса. Это означает, что тысячи школ по всей стране не будут набирать детей в десятые классы. Вместо этого будут профильные школы, которые смогут воплотить в жизнь такую концепцию.
Министерство образования и науки 1 сентября 2025 года запустит двухлетний «пилот» старшей школы. В рамках этого проекта будут апробированы новые программы и все организационные изменения для того, чтобы у ребенка был выбор предметов и курсов в разных профилях. Это гораздо более сложная работа, чем в базовой школе, где создается одна программа для всех детей. Для старшей школы необходимо разработать гораздо больше курсов и программ, подготовить больше учителей, которые должны быть готовы к преподаванию по-новому.

– Профили могут быть очень разнообразными, – добавил Дмитрий Завгородний. — Их условно делят на три больших кластера: STEM (от английских слов Science-наука, Technologу – технология, Engineering-инженерия, Mathematics – математика – Авт.), языковой (или языково-литературный) и социо-гуманитарный (или экономически-социологический). Внутри этих кластеров учебные заведения могут создавать собственные профили. Они могут быть как монотематическими, например математический класс или физический класс, так и комбинированными, например, биотехнологический профиль, включающий информатику, биологию, химию и физику.
После 9 класса половина учеников пойдут в колледжи
Однако во многих громадах, особенно в малых, нет достаточного количества детей школьного возраста для создания отдельного лицея. В таких случаях громады будут объединять ресурсы или организовывать подвоз детей в школы в другие громады. Представители местного самоуправления будут организовывать транспорт или обеспечивать проживание детей в общежитиях для получения качественного образования. Также, по словам замминистра, МОН ежегодно выделяет средства на обучение учителей, повышение их квалификации, а также обновление материально-технической базы школ. Предполагается, что уменьшение количества школ, предоставляющих полное среднее образование, будет способствовать концентрации учителей и ресурсов в одном месте. Это поможет создать качественные условия обучения.

– Сегодня на Днепропетровщине уже сформирован 161 академический лицей, где должны учиться дети, начиная с 10 класса, — рассказала Ирина Грицай, заместитель начальника Днепропетровской областной военной администрации. – Соответствующие решения были приняты на сессиях в территориальных громадах. Конечно, возможны изменения таких лицеев до 2027 года. Потому что идет война, количество детей меняется. Достаточно остро по области стоит вопрос о подвозе детей в лицеи. Мы уже получили для этого 40 автобусов, в следующем году тоже рассчитываем на государственную субвенцию. Также благодаря такой субвенции в софинансировании с местными громадами до 2027 года произойдет переоснащение кабинетов для занятий лицеистов.

Такая реформа также разрешает конфликт интересов. Дело в том, что школы, в которых дети учатся в 11 классе, часто не заинтересованы в том, чтобы мотивировать учеников после 9 класса переходить в другие учебные заведения. Теперь же у школьников будет возможность выбора между профессиональными колледжами и академическими лицеями, что обогатит их опыт и обеспечит лучшую профориентацию. Школы должны помогать молодым людям делать выбор будущей профессии. Сегодня страна не может позволить себе вкладывать средства в образование людей, которые в будущем не будут работать по специальности. Кроме того, рынок труда меняется под влиянием войны. Поэтому государство должно формировать запрос на специальности, необходимые для восстановления страны. А еще 11-летний срок учебы не соответствует практике стран ЕС, частью которого планирует стать Украина. К примеру, в таких странах как Германия и Австрия 60-70% учеников идут в колледжи, а в университеты не поступают.

– Продолжается война, поэтому для нас важно знать, в каких условиях люди на местах будут строить сеть академических лицеев, – подчеркивает Валентина Полторак, менеджер проекта DECIDE. – Стратегия реформы рассчитана до 2033 года. К этому времени должны быть созданы академические лицеи и обновлены профессиональные колледжи. Поскольку, как известно, Правительство надеется на то, что более 50% детей будут выбирать профессиональное образование. Мы провели опрос и обнаружили, что эту реформу поддерживают более 60% родителей. А около 80% детей готовы ездить на расстояние более 30 километров для того, чтобы учиться в современных школах и выбирать интересующие их предметы. В Днепропетровской области таких детей более 90%.
«Мастерская станков» дает престижную профессию
В днепровском ПТУ № 2 реформа профильного образования уже несется, как говорится, полным ходом. Благодаря меморандуму между Днепровским городским советом и компанией «Интерпайп» здесь создан учебно-практический центр «Мастерская станков».

– Очень радуемся тому, что у нас появилось новое образовательное пространство, благодаря которому есть возможности для проектного обучения, — рассказывает Инесса Мазур, и.о. директора ПТУ № 2. – Готовим специалистов по профессии «Оператор станков с программным управлением». Сейчас на всех предприятиях – металлургических, деревообрабатывающих, полиграфических – используется программное управление станков и другого оборудования. Поэтому у нас спроектировали такую мастерскую, определили тот технологический процесс, который будет здесь выполняться.
Главное преимущество этого проекта состоит в том, что у него есть цикл завершенности. То есть, школьники не будут стоять на раздорожье во время выбора своего будущего. Учащиеся могут посещать такие мастерские, как в ПТУ № 2, а затем делать свой сознательный выбор. Это может быть на уроках по технологиям или во время работы кружков. Здесь они узнают, что рабочие профессии тоже могут быть престижными и хорошо оплачиваться.

– Если школа не может сориентировать ребенка на выбор профессии, это делают такие учебно-практические центры, как наш, – отмечает Инесса Мазур. – Они могут создаваться разными способами. Главное, что эта экосистема развивается. Мы заводим в государство рабочие профессии с перспективой развития самого государства. Потому что хорошо понимаем, что в условиях войны тратить средства на профессии, которые не нужны, нерентабельно.
В 10 классах будет всего 7 обязательных предметов
Несколько недель назад в информационном пространстве появилась еще одна новость, касающаяся реформы профильной школы. Согласно распоряжению МОН, с 2027 года в школах уберут часть предметов. Количество обязательных предметов постепенно сократится, чтобы освободить время для углубленного изучения профильных дисциплин и курсов по выбору. Обязательными останутся предметы, касающиеся изучения украинского языка и литературы, истории Украины, английского языка, математики, физической культуры и защиты Украины. 10 класс будет адаптационным, чтобы учащиеся могли изменить профиль в случае необходимости. Количество выборочных предметов будет увеличиваться до 12 класса, тогда как обязательных будет уменьшаться. Эта новость вызвала оживленное обсуждение в соцсетях. К примеру, председатель Днепропетровского областного совета Николай Лукашук считает отказ от точных и естественных наук стратегической ошибкой. Об этом он написал на своей странице в Фейсбуке.

– На первый взгляд, это прогрессивный подход: индивидуальные векторы обучения, возможности для учащихся выбирать то, что их действительно интересует, больше мотивации к учебе, — отмечает Николай Лукашук. – Но если посмотреть глубже, возникают вопросы, на которые МОН не дает четких ответов. Мир, в котором мы живем, развивается с бешеной скоростью. Искусственный интеллект, возобновляемая энергетика, биотехнологии, генетика, биоинженерия, выращивание органов, фармацевтика, нанотехнологии, космические технологии, старлинки, дроны становятся частью нашего настоящего. Отказ от обязательного изучения точных наук в старшей школе – это не просто смена учебного плана, это стратегическое решение. Оно определит, сможет ли Украина оставаться конкурентной в глобальном мире. Как следствие – мы рискуем получить негативные последствия. Во-первых, понижение общего уровня образования. Научная грамотность является основой для развития критического мышления, анализа данных и понимания законов природы. Без фундаментальных знаний об окружающем мире молодежь может утратить способность адаптироваться к технологическим изменениям. Во-вторых, возникнет еще больший образовательный дисбаланс между городами и селами. В больших городах учащиеся могут выбирать профили, заниматься с репетиторами или на дополнительных курсах. Но что делать школьникам из сел и маленьких городов, где может быть доступен только один профиль? Разница в качестве образования между селом и городом только усугубится. В-третьих, утрата обученных кадров. Что будет с учителями физики, химии и биологии, географии, если их предметы станут необязательными? Напоследок – риск для научного и технологического потенциала страны. Да, есть некоторые преимущества. Реформа предполагает создание профильных лицеев с изучением предметов. Это позволит талантливым детям получить качественное образование в выбранном направлении. Но достаточно ли этого, чтобы компенсировать утраченные базовые знания для большинства? И вся эта реформа – во время безумной миграции населения, войны, нехватки специалистов, низких заработных плат у педагогов.

Некоторые из пользователей соцсетей поддерживают такое мнение. И видит в сокращении обязательных предметов угрозу будущему интеллектуальному потенциалу Украины.
– Стране нужны рабы! — пишет Елена Швец в комментарии к посту Николая Лукашука. — Особенно когда с 2014 года на войне погибло такое количество мужчин, цвет нации, люди массово уехали за границу. Образование в такое время, особенно после войны, должно наоборот быть конкретно сильным. Физика? Химия? Что не так с этими базовыми науками? Не могу поверить, что до сих пор в правительстве есть сознательные лица, которые тянут страну в пропасть, прямо в деградацию. Вернуть из-за границы людей? Чем? Такими реформами это невозможно, к сожалению.
Но, вместе с тем, есть и те, кто поддерживает такое реформирование старшей школы. И справедливо подчеркивает, что изучать понемногу все – это все равно что как следует не изучать ничего.

– Все эти предметы (физика, химия, биология – Авт.) преподаются в 10 классе, — пишет в своем комментарии Алена Хуторная. – Дальше, если школьник не планирует связывать свое будущее с профессией, где нужны эти естественные науки, зачем ему тратить время в школе на них. Лучше изучить, например, дополнительный иностранный язык или еще какой-нибудь предмет, который действительно потом понадобится для профессионального роста. Первые 9 лет обучения в школе более чем достаточно, чтобы получить базовые, общие знания и навыки, развить критическое мышление, разные компетенции и многое другое. Далее нужно оттачивать уже то, что действительно понадобится для человека как профессионала в той или иной отрасли. И если для этого нужны точные и естественные науки, то акцент делать на них, если углубленное знание языков, истории, литературы – заниматься ими. А не всего понемногу, в итоге – перегруженные школьники, знаний ноль и полное безразличие к дальнейшему обучению. Это еще совковое мышление, когда нужно знать все. И если ребенок не поступил в вуз, то все, это ничтожество. Нам сейчас как никогда не хватает профессионалов узкого круга. Рабочих профессий. Да, согласна, что мир, технологии меняются. Нужно делать изменения и в профессиональных колледжах, техникумах. Чтобы дети, которые заканчивают 9 классов и не желают учиться в школе дальше, имели возможность получить современную профессию не по учебникам и лекциям «совка», а с учетом всех изменений в обществе.
WOW Физика – это круто!
Кстати, изучать те науки, которые привлекают старшеклассников, они уже сегодня могут не только в лицеях. Вузы постепенно подключаются к этому процессу, так что есть надежда, что реформирование будет двигаться именно таким перспективным путем.

– Образовательная система требует изменений, скорость которых обусловлена динамикой процессов на мировых высокотехнологичных рынках, – уверен Александр Азюковский, ректор НТУ «Днепровская политехника». — Университеты уже сегодня находятся во взаимодействии с мировым образовательным пространством, потому что наши выпускники реализуют современные технологии производства и усовершенствуют их. Уже сегодня есть много проектов, осуществляющих не просто популяризацию, а обучение инженерным дисциплинам. К примеру, проект WOW Физика, реализуемый совместно с социально ответственным бизнесом и НТУ «Днепровская политехника».

Благодаря этому проекту школьники по субботам могут посещать занятия в «Днепровской политехнике». Известно, что физика является одной из базовых дисциплин инженеров технических специальностей, поэтому интерес к физике можно сделать мостиком к будущей профессии. В ходе встречи в рамках проекта его участники также знакомятся с профессиями технической сферы. К примеру, такими как мехатроник, электромеханик, энергоаудитор. Они сейчас достаточно востребованы на рынке труда. Всю информацию о проекте WOW Физика можно найти по ссылке.
Фото Валерия Кравченко, Владимира Федорищева и открытых источников.
Напомним, ранее мы писали о том, что в Днепре школьники будут учиться 12 лет.