Сегодня нашу страну защищают на только мужчины, но и очаровательные и обаятельные женщины. Тысячи украинок добровольно пришли в военкоматы и стали военными поварами, бухгалтерами, делопроизводителями. Наши девушки – врачи, медсестры, госпитальерки. Самые отважные наши землячки с оружием в руках на нуле отражают вражеские атаки. За последние пять лет количество женщин в украинской армии выросло почти вдвое. Сейчас в ВСУ служит более 42 тысяч защитниц, из них 5 тысяч — непосредственно на передовой. Среди них немало днепрянок. Почему наши мужественные землячки все чаще выбирают военные профессии? Как им служится в армии? В теме разбирался журналист «Нашего міста».
В экстремальных ситуациях срабатывает инстинкт самосохранения
Мать троих детей Евгения Иванова в свое время окончила Харьковский автомобильно-дорожный университет и служить не собиралась. Диплом транспортного логиста обещал замечательные перспективы «на гражданке». Все решил случай.
– Однокурсник пошел служить, и я подумала: почему бы тоже не попробовать, — рассказывает Евгения. – Ну и стала военнослужащей в Мариуполе. Там и познакомилась с Сергеем, будущим мужем, тоже военным. Было это еще в 2008-м, задолго до войны. Армия тогда была другой. Женщин в воинских частях было мало, да и должностей для них не хватало. Гендерный принцип не работал. Ну, а когда началась война, все коренным образом изменилось. Армия до 2014 года и после – две разные армии. А после февраля 2022-го украинское войско совсем изменилось. Почувствовала это на себе. В марте того года на «Азовстали» погиб мой муж. В том же марте военнослужащих женщин, у которых были дети, отпустили по домам. Только бы мы были на связи.
Когда Мариуполь стали постоянно обстреливать, Евгения Иванова с тремя дочерьми более двух недель пряталась в подвале.
– Конечно, было тяжело, — продолжает она. – Все мы грязные, немытые, нечесаные. Пищу я готовила на улице и бывало, что снаряды пролетали совсем близко. Но о смерти не думала.
Потом Евгения перевелась в Днепр: продолжает служить главным сержантом. Увольняться не собирается. А о трудностях службы говорит так.
— Сейчас в армии женщины выполняют ту же работу, что и мужчины, — отмечает Евгения. – Никакой разницы! Для молодых, я думаю, это не так и тяжело. Конечно, с годами физические нагрузки даются непросто. Но в экстремальных ситуациях срабатывает инстинкт самосохранения. И, если нужно, ты будешь летать, ползать, тащить все, что дадут. Появятся дополнительные ресурсы. Откроется второе дыхание и даже третье.
На фронт девушки-добровольцы пошли еще в 2014-м
В числе первых жертв войны с рф стали девушки, которые еще десять лет назад записались добровольцами. Вспомним медсестру Ирину Иванюш, получившую тяжелейшие ранения.
С раннего детства Ира мечтала одновременно о литературе и медицине. И со временем реализовала свои мечты.
– По украинскому языку и литературе у Иры были максимальные «200 баллов», — рассказывала мама патриотки Анна Петровна, — Очень любила книги читать. Книги для дочери — это все.
Потому и поступление на филфак Дрогобычского педагогического университета имени Франка для школьной выпускницы было совершенно логично. А после дипломирования Ирина устроилась педагогом в школу городка Боярка под Киевом — на время декретного отпуска одной из учительниц. Вместе с директором и коллегами они после работы каждый день ездили на Майдан, чтобы поддержать митингующих. А когда пришла война, лучшие книжные герои подсказали юной патриотке, что на фронте она будет нужнее в качестве врача. И молодой педагог решилась поменять профессию и поступила в Днепропетровскую медицинскую академию.
Но уже с первого курса сбежала на войну. Позывной девушка выбрала самый весенний и нежный — Лютик.
Медсестра медицинского батальона «Госпитальеры», спасла жизни десяткам бойцов. Но в мае 2015-го Ирина-Лютик с еще тремя побратимами возле села Водяное Донецкой области подорвалась на мине.
Осколки пробили брюшную стенку, один из них вошел в глаз. А раздробленные, размозженные кости, перемешанные с землей мягкие ткани пришлось удалить — от ног, к сожалению, остались только культи выше колена.
Потеряв 3 литра крови, мужественная защитница впала в кому. Спасали ей жизнь в Днепре.
– Передвигаясь с тактической группой, я поняла, что наступила на растяжку, — рассказывала журналистам Ирина Иванюш. — Их там уже не должно было быть. Но это война. Такое случается.
Кроме обстрелов, очень напрягали мыши
Большая война стала мощным мотиватором для настоящих патриоток, которые колебались: пойти служить или нет. И сотни очаровательных, замечательных, хрупких женщин два года назад надели военную форму.
– Когда в 2014 году началось вторжение агрессора на территорию нашего государства, у меня уже были мысли пойти защищать Украины и делать то, что я умею, а именно лечить людей, — рассказывает Александра. – Тогда было всем страшно, мне в том числе. Я себя укоряла, что ничего не делаю, хотя на тот момент была на интернатуре и работала анестезисткой в больнице Мечникова в ургентной операционной, куда сотнями привозили раненых бойцов. 24 февраля 2022-го – день, который навсегда изменил жизнь миллионов людей. Накрывало отчаяние, кое-где паника, хотя мне это чувство не присуще. Я просто сходила с ума от того, что происходило. Пару дней волонтерила. Вывезла из дома все вещи и деньги, которые были. А потом решила, что я так не могу и позвонила по телефону на горячую линию территориальной обороны. Ответа не услышала. Кстати, мне оттуда так никто и не перезвонил до сих пор. Но назад дороги уже не было.
Где-то в социальных сетях медик увидела, что нужны врачи. Так она и оказалась в воинской части.
– Сначала это было что-то непонятное, – продолжает она. — Действия какие-то хаотичные. Больные, очереди, антисанитария. Люди спят прямо на полу. Я задала тогда себе вопрос: «Ты точно решила сюда идти?». Но лучше так, чем просто сходить с ума. Со временем все устроилось. Наши ребята из медицинского пункта прямо на ровном месте могли обустроить все. Сделать из ничего «нечто». Потому никаких бытовых проблем не было. Конечно, это не квартира, и чистить зубы зимой в холодном сарайчике возможно кому-то не ок. Ну, это такое.
Были еще некоторые неприятные для девушки обстоятельства.
– Кроме обстрелов очень напрягали мыши, – отмечает Александра. – Их было просто бесчисленное множество, никакие мышеловки не выдерживали. Всё и всюду воняло мышами. Они скребли повсюду. И днем, и ночью. Но со временем даже к мышам привыкаешь. Пусть живут!
Люди должны понять, что воевать будут все
У каждой девушки свои аргументы, чтобы сменить мирную жизнь на военную. Вот, например, София Зарицкая по образованию педагог, логопед-дефектолог. Тоже очень полезная работа – учить детей правильно говорить. Но у нее в семье все военные. Папа, мама и даже дедушка. Поэтому служить София пошла без сомнений.
– В ряды Вооруженных сил я вступила с началом полномасштабного вторжения, – говорит днепрянка. — Тогда люди разделились на тех, кто воюет с оружием в руках и волонтеров.
Так как все в моей семье военные, сделать выбор было несложно. Я понимала, что больше пользы принесу вместе с теми, кто защищает Украину. Потому что безразличие – это не обо мне. Как можно стоять в стороне, когда происходит геноцид украинцев? Недолгие сборы, прохождение ВЛК, обучение – и вот я уже стою в форме. Думаю, весомый вклад в решении этого вопроса внесли родители, так как воспитание было исключительно патриотическое. Люди должны понять, что воевать будут все.
Конечно, военная служба не мед. София это понимает.
– Тяжелее всего — это морально-психологическая сторона военного дела, — констатирует военнослужащая. — Расстояние. Каждый из нас, идя на войну оставил, то ради чего он сюда идет — семью. Труднее всего осознавать, что время проходит здесь незаметно: растут дети, стареют родители. И хуже всего, это то, что каждый раз тебя берет уныние, оттого, что семейные праздники вновь пройдут без твоего участия. Но вместе с тем греет душу, что твои близкие, насколько это возможно, находятся в мире и покое, а все, что ты здесь делаешь – для нашего общего будущего в Свободной Независимой Украине!
В рекрутинговый центр женщины обращаются чаще мужчин
Сознательно пошла служить и наша землячка Алла Курочкина, которая в мирной жизни мечтала быть флористкой.
.
– Родилась я в Славгороде Синельниковского района, – рассказывает Алла. – училась на декоратора витрин, флористку. Но работала поваром. Хотелось быть полезной стране, принести пользу в борьбе с оккупантами. Потому решила пойти служить. Советов никто не давал, потому что родителей у меня нет: мать погибла, а отца вообще не знала. Обратилась к рекрутерам 108 отдельной бригады Сил ТрО, которые провели собеседование, предложили должность, выдали письменное согласие и затем в военкомат, послали на учебу. Поначалу было сложно, но помогли подруги. В нашем взводе были только девушки, так что у нас была полная взаимовыручка. Училась на радиотелефонистку, а теперь направили в рекрутинговый центр.
Отметим, что по словам девушки, сейчас в рекрутинговый центр женщины обращаются чаще мужчин. Так что патриоток у нас хватает!
Семейное счастье разбила война
Семейное счастье Алины и Сергея Карнауховых было ярким, но, к сожалению, недолгим. В апреле 2020-го молодые расписались, а в мае 2022-го командир разведывательного отделения 93 ОМБР «Холодный яр» Сергей Карнаухов погиб. Для Алины эта утрата стала важнейшим стимулом пойти в армию. Целью жизни!
– Познакомилась с Сергеем на Донеччине в 2015-м, — рассказывает девушка. – Я волонтерила, а он — воевал. У него очень непростой характер. Он был совершенно бескомпромиссным человеком. Но именно это и привлекало. Смелый, сильный мужественный. В прошлом чемпион мира по пауэрлифтингу. Ценнее всего, что свои принципы он отстаивал на фронте, то, что погиб за них, за Украину. Это самая честная позиция. Потому добровольно пришла в военкомат и мобилизовалась в сентябре 2022-го. Война забрала у меня самое дорогое в жизни и у меня нет страха за свою жизнь. Это не значит, что я специально ищу смерти, но прятаться за чьими-то спинами не буду.
Несмотря на волевой характер, профессия у Алины была самая мирная – экономист и ранее к военному делу она не имела никакого отношения. В отличие от мужа спортом наша землячка особенно не увлекалась.
– Конечно, бывает тяжело, — отмечает днепрянка. – Никогда за всю жизнь физически так не выкладывалась. А у меня еще и проблемы со спиной. А тут пулемет — 7,5 килограммов плюс боекомплект. Всего – 10 кг. Броник мой легкий, но тоже пять килограммчиков потянет. Так что в целом груз нормальный. Но я всё делаю на характере. Когда у тебя есть сила воли и желание, физическая боль не главное. Говорю себе: «Твой дух сильнее тела». И это работает! Что касается всяких женских моментов, то я на них не зацикливаюсь. Когда приеду в цивилизацию обязательно сделаю маникюр. Сейчас же мои руки выглядят ужасно. Но это не самое страшное на войне.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these cookies, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may have an effect on your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.