Skip to content

Вокзал на «Озерке» и бельгийские трамваи 19 века: история электрического транспорта в Днепре

Ксения Куземко

Новини Дніпра: Історія електричного трамвая у Дніпрі

История электрического трамвая Днепра начинается с конца 19 века и продолжается по настоящее время. Кто его создал и что изменилось на маршруте за более чем 125 лет существования, читайте в материале «Наше місто».

3 июня 1896 года городская управа и представитель громады «Центральная компания железных дорог и трамваев» в Париже заключили концессионный договор на строительство и эксплуатацию электрического трамвая на 40 лет. На следующий день на Озерной площади было торжественно заложено здание центральной станции трамвая, и таким образом его строительство началось.

14 июня 1897 г. трамвай начал курсировать по главной артерии города (теперь это трамвайный маршрут №1). За первое полугодие трамвай перевез более 2 млн пассажиров. Маршрут трамвая – от вокзала до Соборной площади и три боковые ветви: вокзал – Иорданская, пристань – Базарная, Александровская – Базарная.

Історія електричного трамвая у Дніпрі

Строительство второго в Украине электрического трамвая обошлось очень дорого – 1 верста (1,06 км) обошлась в 100 000 руб. Но все это было оправдано ежегодным доходом от эксплуатации – 225 тысяч руб.

Интерес к городской электрической железной дороге был чрезвычайно велик – в настоящее время их имели только Киев, Нижний Новгород, Казань.

В 1899 году дирекция Бельгийского трамвая изготовила 25 золотых жетонов для бесплатного проезда в трамвае. Жетон с красной и голубой эмалью: на одной стороне – герб города, на другой – имя владельца на французском языке. Их получили, конечно, те, от кого зависело дальнейшее развитие трамвайного строительства.

Бельгийское общество неоднократно выступало с ходатайством о разрешении нового строительства. Но город, получая от бельгийцев всего два процента от прибыли от эксплуатации трамвая (от 3 до 7 тыс. руб. 1902–1904 гг.), и понимая все выгоды этого предприятия, решает строить новые пути на свой счет.

Історія електричного трамвая у Дніпрі

В 1902 г. началась разработка проекта второго, так называемого городского трамвая и в 1905 году началось строительство. 30 мая 1906 г. трамвай открыт.

Стоил проезд 2, 3 и 5 копеек в зависимости от расстояния. Бесплатный проезд управа разрешила только чинам полицейского надзора и почтово-телеграфным разносчикам. Уже за первые два месяца управа получила наличными от продажи билетов 16 463 руб., в то время расходы составили 6 039 руб, то есть чистая прибыль составляла 10 424 руб.

В 1909 году на маршруте насчитывалось 30 моторных и 6 прицепных вагонов.

Сейчас в Днепре летом можно увидеть старый зеленый трамвайчик, идущий от железнодорожного вокзала до центрального универмага. Он стилизован под трамваи, которые ездили в Екатеринославе еще в 19 веке.

Історія електричного трамвая у Дніпрі

Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: