Мы привыкли, что с помощью интернета можем посмотреть достопримечательности в любых уголках нашей страны, узнать возможность проезда по той или иной улице и даже посчитать медуз на пляжах Кирилловки. И запросы типа «Смотреть Киев онлайн», «Бердянск веб-камера», «Одесса онлайн», «Днепр пробки онлайн», «Буковель смотреть онлайн» — эти и подобные запросы к полномасштабной войне входили в число самых популярных в Google в Украине.
Но с вторжением фашистской россии подавляющее большинство веб-камер работать перестали по целому ряду причин. О послуживших этому мотивах, а также о сроках возобновления работы после победы, рассказывает «Наше місто» со ссылкой на экспертов Webcam.UA.
Безопасность превыше всего
Как известно, россияне используют любые возможности для коррекции ракетных ударов по Украине.
Это и вербовка местных жителей в соцсетях, которые за несчастные 500 грн, рискуя чужими жизнями и собственными, снимают места ударов и отсылают своим заказчикам. И всевозможные кибератаки на украинские системы безопасности. И отслеживание соцсетей, где украинцы делятся переживаниями «куда прилетело» и «что слышал». Так враг в кратчайшие сроки понимает, достиг цели или нужно запускать еще одну ракету.
Веб-камеры, даже если это не очевидно, также являются одним из средств подобной корректировки огня.
Подробнее ситуацию прояснил основатель компании «Кубик» – одного из сервис-провайдеров веб-камер в ряде регионов Украины, а сейчас боец Бориспольского ТРО Антон Кубий.
«Россия – страна-террорист. И это не эмоциональная оценка действий путина, это доказанная фактами действительность. Количество атак россии по мирным объектам в Украине, которые они потом называли «уничтожением натовских наемников, разгромом складов оружия, нефтебаз и т.д.», бесчисленно. И любая информация, даже потенциально помогающая врагу корректировать свои атаки, должна быть ему недоступна. В том числе и городские и туристические веб-камеры, которых в последние годы в Украине было установлено тысячи. На первый взгляд кажется, что может дать врагу «подглядывание» за аквапарком или горнолыжным курортом? Это ведь не военные объекты. Но торговый центр в Кременчуге, Дом быта в Виннице, 9-этажка в курортной Сергеевке Одесской области – далеко не военные объекты. Это и есть террор, запугивание, создание массовой паники, которая имеет целью склонить украинские власти к переговорам. По факту с 24 февраля мы имеем дело даже не с классической войной, а с террористическими атаками со стороны россиян. А эти террористы могут с тем же успехом атаковать любое относительно многолюдное место. Поэтому, по моему мнению, до окончания войны должны быть изъяты с публичного доступа все веб-камеры на территории Украины», — сказал он.
На сегодняшний день так и есть. К сожалению, не без исключений. Некоторые владельцы курортных комплексов западной Украины, вероятно, уверовали в свою привилегированность и неприкосновенность, продолжают онлайн-трансляции со своих территорий. Причина их самоуправления проста – желание привлечь как можно больше клиентов, привлекая их красивой картинкой, демонстрирующей беззаботность и безопасность.
Согласно нашему законодательству, они ничего не нарушают, ведь официальных документов о запрете работы веб-камер в Украине не принимали. Хотя неоднократно звучали призывы на разных уровнях к владельцам «вебок» прекратить трансляцию.
Но в случае прилета в район камеры ее владельцу будет очень сложно объяснить свои действия правоохранительным органам.
Веб-камеры на оккупированных территориях
На оккупированных территориях веб-камеры, большинство из которых были установлены в курортных населенных пунктах на побережье Азова, тоже не работают с первых дней полномасштабного вторжения. Но причины здесь другие.
«Если брать зону оккупации, включая даже потенциально не интересные в военном смысле места, то здесь есть несколько причин. Во-первых – изменение IP-адресов в сетях и отключение маршрутизации большинства автономных систем (AS) из-за действий рашистов, в результате чего восстановить связность в большинстве случаев очень сложно. Вторая причина – вандализм и банальное воровство. Что говорить, если оккупанты даже унитазы и металлопластиковые окна вывозили вместе с одеждой, бывшей в употреблении. Что тогда говорить о дорогом оборудовании? Еще одна причина – блокирование связей с серверами, расположенными в Украине, на уровне машрутизации, а также блокировка тоннелей на уровне DPI», – прокомментировал ситуацию главный редактор Кирилловка.Укр и основатель проекта Webcam.UA Евгений Смельчаков.
От минут до нескольких месяцев
Однозначно, что после окончания войны запрос веб-камеры Украины вернется в ТОП запросов Google Trends за считанные дни. Причем не только среди украинцев, которые находятся внутри страны, но и уехавших.
А еще среди иностранцев, интерес которых к событиям в Украине очень высок. И он еще больше вырастет, когда придет время восстанавливать наши многострадальные города и села — во многом за счет международных доноров.
Но перспективы возобновления работы «вебок» в отличие от интереса к ним не так радужны.
«После войны возобновление работы камер будет проводиться поэтапно, в течение нескольких месяцев. Так как есть камеры, отключены прямо из соображений безопасности, и включить их дело в несколько минут. Если, конечно, они будут технически исправны. Ведь после многих месяцев обесточивания техника будет нуждаться в сервисе. А есть камеры, физически уничтоженные вследствие вражеских атак или кражи. Не говоря уже о повреждениях сетевой инфраструктуры. В этом случае сроки перезапуска могут исчисляться месяцами», – считает Евгений Смельчаков.