Культура в Днепре жива вопреки всему. Возобновляют свою работу театры, музеи – в том случае, если в них есть бомбоубежище. А с 6 августа новую программу можно увидеть в Днепровскому государственном цирке. Возможно, кто-то скажет: какой цирк, в стране война?! Тем не менее, даже в такое тяжелое время днепрянам и гостям нашего города нужен позитив. А артистам – работа.
Не только интересно, но и безопасно
Разумеется, на первое место сейчас выходит вопрос безопасности. С этим в нашем цирке полный порядок. Именно поэтому он стал одним из первых в Украине, который получил от Министерства культуры Украины разрешение на работу в военное время после семимесячного перерыва.
— Многие артисты сегодня либо уехали заграницу, либо вообще сменили профессию, — рассказывает генеральный директор-художественный руководитель днепровского цирка Виктор Шабатько. – И все же нам удалось собрать тех, кто выходит на манеж и дарит людям радость. Это воспитанники цирковых студий, а также четверо артистов-переселенцев. Программа идет в сокращенном варианте, мы намеренно не заполняем зал полностью. Зато билеты сейчас значительно дешевле, чем раньше. У нас есть укрытия, несколько запасных выходов. В случае воздушной тревоги представление прервется, зрители проследуют в безопасное место. Там есть стулья, питьевая вода, набор медикаментов.
Клоун-переселенец был ранен
В этой программе очень много юных артистов – это жонглеры, эквилибристы, акробаты, участники кордебалета. Патриотический настрой ощущается во всем: начиная от звонка, который оповещает о начале программы (для него используется мелодия песни «Ой, у лузі червона калина») и заканчивая финальным номером, в котором воздушная гимнастка символизирует Украину. Конечно, цирк невозможен без клоунов. Геннадий Головченко работает со своим партнером в дуэте, который называется «Чемодан смеха». Смеясь над его репризами, зрители ни за что не догадаются о том, что еще недавно этот человек находился в зоне боевых действий. И не только прятался от обстрелов, но и был ранен.
— В цирке я с 2007 года, раньше занимался танцами, был артистом балета и ассистентом иллюзионного номера, — признается Геннадий Головченко. — Войну встретил в Рубежном Луганской области – жил там вместе с мамой. Сразу выехать мы не успели. Город постоянно обстреливался, недалеко от нашего дома взорвалась мина – осколок попал мне в ногу. Врачей не было, я неделю лежал дома, а когда снова начал ходить, мы решили выбираться. В марте выехали сначала в Старобельск, а потом в Днепр. Здесь уже долечивался. Нам дали комнату в гостинице цирка, также мы с мамой получаем помощь как переселенцы. Очень благодарны за Днепру за все. Тот факт, что цирк возобновил работу, очень важен для всех нас. Люди сейчас переживают большой стресс, его нужно как-то гасить. Что бы ни случилось, я стараюсь нести добро. Успокоить, обнять, улыбнуться. А на свою травму не обращаю внимание.
Четвероногих вывозили под обстрелами из Харькова
В этой программе не очень много животных. Однако те, которые есть, успели пройти испытания войной – так же, как и их дрессировщики. Каждое лето Анатолий Замараев и его питомец – морской котик Сэм – развлекали отдыхающих в дельфинарии города Скадовска Херсонской области. Исключением стал нынешний год. Война застала Анатолия и Сэма на гастролях в Харькове. Сэм жил непосредственно в цирке, а Анатолий в общежитии, в получасе ходьбы. Приходилось каждый день под обстрелами преодолевать опасный маршрут, чтобы покормить котика. Сейчас дрессировщик и его хвостатый партнер живут в Днепре. А куда и когда дальше – пока неизвестно. Разумеется, Анатолий Замараев надеется, что скоро оккупированный Скадовск снова станет украинским. И следующим летом они вместе с Сэмом снова будут развлекать веселых посетителей дельфинария.
Еще одна вынужденная переселенка, которая скрывается в Днепре от войны – дрессировщица Дарья Майчук. В начале марта она не только вывезла из Харькова, находившегося под бомбежками рашистов, своих подопечных, но и в качестве волонтера спасала других животных.
— Думаю, моим питомцам было легче все это переносить, поскольку за время работы в цирке они привыкли к громким звукам, — делится Дарья Майчук. – Сейчас у меня 10 голубей и 16 четвероногих животных. Это носухи, лис, енот, кролики, собаки. Из Харькова нам удалось вывезти около 40 животных. Пока была там, мне приводили собак в тяжелом состоянии, приносили котов, белок. Их тоже нужно было спасать, и мы это делали.
Сегодня Дарья Майчук вместе со своими питомцами живет в цирке. В ее комнате нет окон, но именно в этом помещении девушка чувствует себя защищенной — «как в бункере». Да и животные всегда рядом. Ее мама Елена Майчук с недавних пор работает главным администратором Днепровского государственного цирка. Она не раз выступала здесь с самыми разными птицами, которых дрессировала на протяжении многих лет. Семья Майчук родом из Луганска, родной дом дрессировщикам пришлось покинуть в 2014 году.
— Два года назад в Днепре мы с моими родителями купили домик с большим участком, — рассказывает Елена Майчук. – Все птицы живут с нами. Муж Даши до войны работал вместе с ней – ассистировал в ее номере. А сейчас он покинул манеж – служит в ВСУ, защищает нашу страну от врага. Я уже оставила профессию дрессировщицы, но расстаться со своими питомцами не смогла. У нас на участке и в теплом сарае живут совы, аисты, куры, утки, гриф. Мы создали для них очень хорошие условия. А еще у нас постоянно появляются животные, которых нам дают на передержку – в основном это грызуны. Есть у нас мечта: хотим сделать прямо у себя во дворе маленький реабилитационный центр для братьев наших меньших.
Верится, что у семьи Майчук все получится и сбудется. А пока приходите в цирк – за хорошим настроением, без которого невозможно жить и приближать Победу.
Программу «Цирковое сияние» можно увидеть каждые субботу и воскресенье в 16.00. Цена билетов – 200 грн.
Юлианна Кокошко
Фото Владимира Федорищева.
Категория: Война, Интервью, Новости Днепра, Новости Культуры Днепра
Метки: Украина Россия война