Эпидемия коронавируса и карантинные ограничения вынудили ритейлеров по всему миру перестраиваться и осваивать новые каналы продаж. Конечно, в первую очередь речь идет об интернет-торговле и в этом плане Украина не стала исключением. За последние несколько месяцев собственный e-commerce запустили даже крупнейшие продуктовые сети, которые ранее не делали акцент на развитие онлайна. Среди них и корпорация АТБ, которая развивает самую большую в Украине сеть из более чем 1000 магазинов по всей стране. О том, почему компания начала движение в онлайн и каких результатов намерена достичь в e-commerce рассказал СЕО АТБ Борис Марков, ставший гостем пилотного выпуска видеопроекта «Интервью с топом». Редакция RAU опубликовала текстовую версию и видео-нарезку интервью.
— Примерно год назад вы говорили, что торговля онлайн для вас не в приоритете. Теперь, вероятно, все изменилось в условиях пандемии коронавируса?
— Разумеется, жизнь внесла свои коррективы. Мы понимали, что за e-commerce будущее торговли, но не хотели форсировать это направление, чтобы быть среди первопроходцев в FMCG-ритейле.
Понимали, что поначалу рост онлайн-торговли будет вялым и поэтому занимали выжидательно-подготовительную позицию. Все кардинально изменилось после введения карантина. И на то были как субъективные, так и объективные причины.
— Что вы имеете в виду?
— К объективным обстоятельствам относится, например, встреча представителей крупного бизнеса с президентом Украины в марте, на которой ритейлеров попросили организовать онлайн-доставку товаров первой необходимости. Прежде всего для тех, кто попадает в зону повышенного риска заражения.
Прямо на этой встрече наши представители совместно с компанией Rozetka экстренно договорились о доставке наборов таких товаров. Это решение было реализовано буквально за считанные дни.
— Это был какой-то ограниченный набор товаров?
— Конечно, выбор был ограничен, но в тот момент никто еще толком не понимал, что нас ждет и насколько затянется карантин. Поэтому главной задачей было обеспечить самым необходимым самые незащищенные слои населения. Прежде всего, тех, у кого нет поблизости магазинов в районе пешей доступности. Сначала это было два продуктовых набора, потом три. Позднее мы поменяли частично их наполнение по просьбам потребителей.
— Когда стартовал этот проект?
— С 20 марта АТБ совместно с Rozetka и Нова пошта запустили доставку сначала в Днепре и области, а через две недели расширили проект на всю Украину. Это почти 8000 населенных пунктов, где работает Нова пошта.
— Тем не менее, он продолжается и сейчас, когда условия карантина существенно ослабли?
— Конечно, проект продолжается. Не скажу, что он пользуется очень большой популярностью, так как подобные сервисы запустили и другие сети. Также стоит учитывать скорость его запуска.
— На какой стадии развития сейчас находится ваш интернет-магазин, какие сервисы в нем уже доступны?
— Интернет-магазин был подготовлен и запущен за два месяца. С 6 апреля запустили технологию click&collect, когда можно, не выходя из дому, заказать товар в интернете, выбрать временной слот в удобном для потребителя магазине и забрать заказ, оплатив его на месте.
Сначала запустили сервис в Днепре и области, а с 24 апреля — по всей Украине, примерно в трех сотнях городов, где есть магазины АТБ.
Наконец, совсем недавно произошли важные изменения – запустили доставку до дверей клиента. То есть уже работает технология предварительной сборки заказа, а также технология предварительной оплаты. И в Днепре запущена технология доставки.
В течение недели мы запустим доставку в Днепропетровской области, а затем по всей стране. Сначала запустим доставку в городах-миллионниках, затем – в областных центрах, и затем подключатся остальные из более чем 1100 наших магазинов.
— То есть уже в июне система будет развернута по всей Украине?
— Да, планируем в июне. Хотя еще есть сложности, связанные с инфраструктурой, различными доработками, нагрузочными тестированиями и т.п.
— Как вам удалось фактически с нуля так быстро все организовать?
— Мне очень нравится выражение «Иногда большой шаг вперед – это результат хорошего пинка сзади». С началом карантина вся отрасль получила такой мощный толчок, что и мы, перегруппировав силы и сконцентрировав ресурсы, потратили на создание проекта считанные недели, а не кварталы или даже месяцы.
— Кто осуществляет доставку?
— Пока только Нова пошта, хотя мы рассматриваем варианты расширения круга наших партнеров. Но это будет уже следующий этап развития.
— Каких результатов планируете достичь в сфере онлайн-продаж в этом году?
— На этот год у нас точно нет никаких KPI, так как и сам проект запуска интернет-магазина не планировался. Кроме того, наши планы формируются уже в процессе внедрения проекта. Что касается перспектив развития, то они будут зависеть от нескольких факторов.
Главный из них — сроки ослабления карантина и возможности новой волны заболевания, что очень сильно влияет на спрос, а значит на всех ритейлеров, не только продуктовых.
— Будете делать ставку на развитие собственной доставки?
— В нашем проекте Нова пошта является нашим логистическим партнером и без ее участия мы не видим возможностей развития в обозримом будущем. Мы не будем как Fozzy Group запускать insourcing оператора. Нова пошта зарекомендовала себя как надежный и качественный партнер как в рамках социального проекта с Rozetka, так и в обычной доставке из наших магазинов. Мы не хотим усложнять там, где можно этого не делать.
— Какие еще проекты планируете внедрить по части диджитализации бизнеса?
— Отчасти такими можно считать внедрение лидов, модулей в ERP системы, связанных с планированием, пополнением и прогнозированием. Сейчас проходит перезапуск WMS системы (управление складом) Manhattan. Их специалисты дистанционно помогли нам запустить пилот системы на одном из наших распределительных центров.
И хотя это не совсем относится к e-commerce, данная система позволит нам значительно быстрее развивать это направление.
Также в июне месяце мы планируем перезапустить свое мобильное приложение, которое поможет покупателю сканировать товар и сразу узнавать его цену, наличие и прочую информацию. До конца месяца намерены внедрить в тестовом режиме технологию scan&go, что позволит оплачивать покупки посредством мобильного приложения.
— Эта технология уже была кем-то реализована в Украине?
— В той или иной степени отдельные операторы пытаются внедрить ее, но пока это тоже больше похоже на режим тестирования. Мы же надеемся этим летом выйти в режим промышленной эксплуатации.
— Какая динамика продаж по вашему интернет-каналу? Есть ли спад по мере ослабления карантинных ограничений?
— Пока выборка очень мала для анализа такой статистики. Об этом можно будет судить уже после полноценного запуска доставки из всех магазинов по Украине. Только тогда мы интенсивно начнем продвигать и рекламировать свой онлайн-канал.
Но в любом случае и при любом сценарии развития событий онлайн-торговля не займет значимое место в наших продажах.
— Какой, по вашим оценкам, может быть максимальная доля этого канала у продуктового ритейлера масштаба АТБ?
— Если не брать во внимание Польшу и тем более страны Западной Европы, которые далеко впереди, то на соседнем рынке – России — достижение 1% от общего объема продаж уже считается успехом. Мы еще очень далеки от подобных показателей, но думаю, что в течение нескольких лет при форсированном развитии этого канала, сможем добиться такого же результата.