Фразу «Куда без бахил?» – хоть раз от кого-нибудь из сотрудников медицинского заведения слышали все. И бежали покупать их в ближайшую аптеку. Поменяется ли ситуация после того, как глава Минздрава Ульяна Супрун выступила против ношения «ножных пакетов» в больницах. Настолько вообще актуальна данная тема, разбирались журналисты «НМ».
Пакет преткновения
Соцсети уже давно стали не только полем битвы разных мнений, но и официальной трибуной чиновников высокого ранга. Ульяна Супрун в этом плане не исключение. Недавно она объявила войну бахилам в Фейсбуке, и объяснила свою позицию тем, что неоправданное их использование в таких объемах, как это происходит сейчас, экономически необоснованно и не несет ощутимой пользы ни медучреждениям, ни тратящим свои деньги посетителям.
-Единственные места в больнице, где стоит их носить, операционные и помещения, требующие асептических условий — то есть там, где проводятся инвазивные вмешательства и существуют риски возникновения и передачи инфекции. Ведь использование бахил может обеспечить минимальный физический барьер от микроорганизмов. Хотя существуют исследования, которые не подтверждают эффективности такого метода защиты. Например, ученые полгода измеряли разницу между тем, как распространяется инфекция и как часто умирают пациенты в отделении интенсивной терапии, когда персонал и посетители надевают бахилы и когда не надевают. Статистически значимой разницы обнаружено не было, — написала Супрун.
Министр считает, что инициатива надевания бахил каждым, кто переступает порог больницы, обычно идет от медучреждения. И имеет цель облегчить работу уборщиц, а иногда и нажиться за счет кошелька пациента. Она также выразила беспокойство по поводу того, что огромное количество выброшенных одноразовых бахил загрязняет планету. А плохая экология имеет гораздо худшие последствия для здоровья людей, чем следы от грязной обуви на полу. И, конечно же, Супрун сослалась на опыт клиник развитых стран.
-Здесь вы вряд ли увидите людей, пришедших навестить родственника или ожидающих врача, в бахилах. Более того, в нормативных документах в Украине нет требований, которые обязывают пациентов и посетителей носить бахилы во всех помещениях больниц, — резюмировала она.
Но последует ли за гневным постом в соцсетях реакция официальная, глава ведомства не объяснила. Это вызвало недоумение и у медиков, и у тех, кто посещает больницы.
«Заразу здесь не разносите»
То, что отца забрала «скорая», Ирине, когда домой с работы вернулась, сообщила соседка. Для двадцатипятилетней девушки эта новость стала громом среди ясного неба, поскольку отец раньше серьезно никогда не болел. Насморк, простуда, это да. Но так, чтобы «скорая»… Что случилась, тетя Зоя точно не знала, поскольку уже отъезжавшую карету возле подъезда застала, но то, что по месту жительства в больницу повезли, хорошо расслышала. Ждать маршрутку разволновавшаяся девушка не стала, побежала в больницу через три квартала дворами. В приемном отделении узнала, что отца с острой болью и подозрением на аппендицит привезли, а когда выяснилось, что проблема в почках, перевели в урологию. Помчалась девушка туда. Только в отделение ее не пустили. Грозная санитарка бахилы надеть потребовала. Просилась хоть в носках по коридору в палату прошмыгнуть, но страж чистоты и порядка была неумолима: «Заразу здесь не разносите»! Девушка побежала с четвертого этажа в аптеку на первый, но купить бахилы не смогла, поскольку там было закрыто на время приема товара. Пришлось бежать в соседский корпус, там были бахилы по четыре гривны, но к вечеру закончились, обещали утром привезти.
— До какого утра, когда я не знала, что с отцом, как себя чувствует, а телефон не отвечает, — рассказывает свою историю девушка. – Пришлось бежать в ближайшую к больнице аптеку туда и обратно. Едва сердце от нагрузки и волнения не выскочило.
К отцу Ирина попала только через час, на нервах и измотанная. Он лежал в обычной палате под капельницей – как оказалось, у него камень из почки пошел. А телефон дома забыл, поэтому и не отвечал.
— Уже неделю папа в больнице, хожу проведывать утром и вечером – до и после работы, — говорит Ира. – И два раза на день бахилы надеваю, боюсь на грубость нарваться. Другая санитарка чуть помягче в этом плане, но все же… И так никакого настроения. Да и портить отношения с медперсоналом не хочу, кто знает, сколько еще отцу лежать – и во второй почке два камня обнаружили. Позавчера я мягко заикнулась, что даже Супрун против всяких бахил, на что мне ответили, что до министерства высоко, а до грязи и пыли близко. И если все будут туда-сюда без бахил бегать, то к болезни родственников еще и всякая зараза прицепится. Только ее здесь и не хватало!
Быть или не быть? — вот в чем вопрос
И каждый на него, естественно, отвечает по-разному. Как, в принципе, по-разному сталкивается с бахильной ситуацией. Лично я целый месяц зимой посещала маму в кардиологии объединенной скорой помощи. Приказа заходить в бахилах в отделение за тридцать дней ни разу ни от кого не услышала, но о сменной обуви раза три вежливо напомнили. Никаких проблем. Прав- да, иногда мне было удобней ехать в больницу без тапочек, а взять с собой обычные полиэтиленовые пакеты на ноги – тоже без проблем. А как иначе? Я заходила с улицы, с мокрого снега или грязи. Так по всему коридору надо было и шлепать? В данной ситуации, меня, как человека, ведущего медицинскую тему в газете, смущает одно – фейсбучная рекомендация человека, отвечающего за медицину в стране в целом. Для того, чтобы у людей не возникало шекспировских вопросов, существует такое понятие, как министерский приказ. Который должен формулироваться четко на основании изучения и анализа темы авторитетной группой специалистов. Без конкретики, на одних эмоциях, продвигать реформы нереально.
К счастью, полиэтилен меня не доконал
Моя знакомая днепрянка Ксения Табацкая посещает клинику по месту жительства, которая носит сложное название Амбулатория № 6 ЦПМСП № 5 и располагается на ул. Квитки-Основьяненко, 14.
— В клинике я ни разу не встретила никого в бахилах, тут их просто негде купить, — рассказала мне она. — От педиатра также ни разу не услышала, что я должна надеть бахилы. Да и разве это проблема? Меня больше волнует то, что попасть сюда — целый квест. Клиника находится в частном секторе, ведет туда не очень хорошая дорога под крутым наклоном. Если ты идешь сюда с грудным ребенком, это и вовсе испытание.
Также Ксения неоднократно посещала городскую больницу №5 на улице Братьев Трофимовых. Здесь есть аптека, но ей ни разу на глаза не попался посетитель в бахилах. Та же история и в кабинетах – врачи абсолютно не обращают внимание на то, вот что ты обут.
А вот лично мне «посчастливилось» попасть в травмпункт на улице Калинина. Из-за собственной неуклюжести уронила на ногу гантелю весом 8 килограммов. После бессонной ночи поехала в травмпункт, который находится недалеко от дома. На входе нет никаких автоматов по продаже бахил, но есть крошечный аптечный магазин. За все время пребывания я также не заметила никого в бахилах. И очень обрадовалась, что не пришлось надевать их и мне. В несносную жару полиэтилен на больную босую ногу меня бы точно доконал…
Туалет не только для персонала
В Германии запросто можно зайти в любую больницу. И не только обратиться за помощью, но также перекусить и выпить кофе. Местные жители так и делают. И никаких тебе бахил! Пользуясь случаем, я решила пройтись по первому этажу больницы. Полы сделаны так, что практически нет перепадов высоты, работают лифты. Возле входа – аппарат для дезинфекции рук — и все! Никто не стоит над тобой, как цербер, не спрашивает: «Куда вы, женщина?»
В такой же полной доступности туалет. Естественно, с туалетной бумагой, средствами для мытья рук, и не «только для персонала!». В коридорах чисто, просторно, тихо. На стенах висят картины. Есть зоны для ожидания со стульями и мягкими диванами, даже детская игровая зона.
Конечно, и здесь есть свои ограничения. Например, в больницу не пускают …на роликах, с животными и с сигаретой. Но, согласитесь, это можно пережить. А вот выжить в коридорах наших больниц дано не каждому. Какое там кафе? Люди часто часами стоят под стенами, не могут воспользоваться туалетом и даже выпить воды. Меня, конечно, сильно удивило, что без бахил здесь пускают даже в родзал. Но, с другой стороны, немцы в основном передвигаются на машинах, а улицы здесь везде моют с мылом, на тротуарах нет грязи. И еще одно: здесь очень высокая ответственность за свое здоровье. При малейшем недомогании люди спешат к врачу, никто не ходит с соплями и кашлем по улицам, распространяя инфекцию.
(Автор: Татьяна Валигурская)
Европейские стандарты внедрили давно
— У нас медучреждение особенное: здесь появляется на свет самое дорогое в жизни – дети. Поэтому и условия для этого созданы самые лучшие. Кроме новейшего оборудования и передовых методик, которые наши специалисты используют в своей повседневной практике, для здоровья мамочки и ее малыша важна и общая атмосфера, забота, внимание. В таких вопросах мелочей не бывает, поэтому все тщательно продумано и организовано. В том числе, и того, что касается бахил. В поликлинике, в диагностическом центре, куда женщины практически всегда при- ходят в сопровождении, мы их вообще не используем, а в стационаре — исключительно на усмотрение родственников пациентов. В основном они пользуются удобной для них сменной обувью. Причем проявляют сознательность сами, понимая, что появившееся на свет крошечное создание и роженицу беречь надо от уличных инфекций, простудных заболеваний. Поэтому кроме сменной обуви, по собственной инициативе еще и маски надевают, и халаты. Такое от- ношение можно только приветствовать.
Инфекционный беспредел целлофан не остановит
— Сегодня нужно говорить не о бахилах, а об инфекционной безопасности в медучреждениях страны. Днепр – единственный город, где благодаря инициативе мэрии и горздрава разработана и создана такая программа. Сейчас стоит задача – активно внедрять ее в жизнь. В целом по стране все очень печально. Угроза смертельного заражения в самих больницах очень высока, и министерские чиновники это прекрасно знают. Есть такие внутрибольничные инфекции, от которых никакие бахилы не спасут – ни синие, ни зеленые, ни красные или вообще двойные. Поэтому сейчас нужно не говорить, а кричать о дефиците дезинфектантов на фоне крайне устойчивых бактерий, об инфекционной вакханалии на фоне отсутствия эффективных методов защиты. Медицина – это область науки и практической деятельности, главной целью которой является сохранение и укрепление здоровья человека, а также диагностика и лечение заболеваний. Все это начинается с соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к помещению и оборудованию во всех медицинских учреждениях, а лечение пациентов должно осуществляться в условиях, которые не несут дополнительной угрозы их состоянию. Так что не бахилы, а отсутствие программ инфекционной безопасности, и соответственно, необходимой реальной защиты в больницах должны беспокоить руководителя Минздрава.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Новости здоровья Днепра, Особое мнение
Метки: бахилы