Skip to content

Масонские секреты и музей безбожия: тайны Спасо-Преображенского собора в Днепре (фото)

Евгентий Гольдман

Евгентий Гольдман

Преображенский собор в Днепре — одно из немногих зданий Имперских времён, которое без значительных изменений пережило революцию, войну, «безбожную» советскую этоху и сохранились до нашего времени. Историю этого уникального здания расскажет «Наше Місто».

Первый камень

С закладки храма 9 мая 1787 началось строительство Екатеринослава на новом месте — на правом берегу Днепра. Собор, по замыслу любимца императрицы Г. Потемкина, должен был превзойти своим великолепием все, известные строения в истории архитектуры: его высота должна равняться 65,5 метра, длина — 151,5 метра, ширина — 46,5 метра. Автором проекта Преображенского собора выступил французский архитектор Клод Геруа.

 

Однако обстоятельства того времени надолго остановили реализацию этого грандиозного проекта. «Неожиданная» война с Турцией, которая требовала значительных финансовых затрат, а затем смерть «крестных родителей» собора – Потёмкина и Екатерины ІІ. Тогда был возведен лишь фундамент собора, он обошелся казне Империи в 71 тысячу рублей.

Когда в конце 20-х годов XIX в. снова встал вопрос о возведении собора, было решено строить его ближе к основной части города, там, где сейчас расположен сквер (район 10-й больницы). Однако после тщательного обследования места застройки оказалось, что оно «по низменности и мягкости грунта и тесноте для строительства собора не годится».

Собору быть таковымъ!

Окончательное решение о размещении собора в Екатеринославе принял император Николай I. Государь, после ознакомления с различными предложениями, которые поступили из Екатеринослава, в своем «соизволении» объяснил:

«Считаю для Собора лучшим местом то, на коем была закладка покойной императрицы. Собор не есть здание ежедневного посещения, потому временное отдалением от жилой части города не есть препятствие» — отметил Государь.

Спустя 57 лет старый фундамент всё-таки пригодился и на заложенных камнях был возведён собор по проекту выдающегося русского архитектора А. Захарова, и стал несколько упрощенной копией его другого творения — Андреевского собора в Кронштадте. Строительство Преображенского Собора велось с 1830 по 1835 год.

Наблюдал за строительством городской, и одновременно губернский, архитектор М. Насеткин. Своими размерами собор Преображения Господня был в шесть раз меньше того, который проектировал француз Клод Геруа. Построенное в классическом стиле сооружение собора имеет Т-образную планировку: его передняя часть расширена для установки в ней 2 приделов с алтарями: левой — Катерининского и правой — Николаевского.

Над средним передалтарным объемом собора возвышается круглая баня (ее диаметр — более 8 метров) с высоким барабаном, который опирается на 4 прямоугольные пилоны. Стены барабана имеют 16 продолговатых окон, между которыми помещаются изображения восьми библейских пророков, а на парусных пилонах — образы евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Входную паперть собора венчает стремительная двухъярусная ампирная колокольня со шпилем, окруженным у его основания 8 медными позолоченными вазами — произведениями иеродиакона Антония. Кроме главного (западного) входа, собор имеет еще 2: южный и северный — все они украшены шестиколонными, ионического ордера, портиками.

Собор Преображения Господня

К закрытию собора в советское время его центральный передлтарный иконостас был выполнен из дерева белого цвета с позолоченной резьбой и колоннами. Некоторые образы центрального и боковых иконостасов были выполнены известными петербургскими академиками живописи: Преображение и Вознесение Господа — В.Сазоновым, Спасителя, Божией Матери и великомученицы Екатерины — С.Безсоновым, святителя Николая-Чудотворца — М.Теребеневым. Заслуживают внимания росписи на евангельские темы, которые сохранились у южного и северного входа в собор — «Моление о чаше» и «Восхождение на Голгофу».

В западной части храма, над входом в него, расположены хоры, в заднее полукружие которых вписана картина «Богоматерь — покровительница церквей». Строительство собора обошлось в 300 тыс.рублей, из которых 178 246 — были ассигнованы из казны, а остальные составили пожертвования граждан Екатеринослава.

К построению многоэтажных домов собор был хорошо виден почти со всех точек города. С сооружением Преображенского собора связаны 2 достопримечательности города: одна — колонна с древнего города Херсонеса, установленная в 1835 году по алтарной стене храма. В том месте, где императрица Екатерина II заложила в 1787 году первый камень в фундамент непостроенного собора (к сожалению, достопримечательность не сохранилась), вторая — Верстовая миля, возведенная в 1787 году на том месте, где стояла карета императрицы.

Церковный некрополь

У собора в пределах его ограждения находились захоронения церковнослужителей и светских лиц. Так, иерархи Екатеринославской епархии епископы Феодосий (Макаревский) и Августин (Гуляницкий) были похоронены в левом приделе (в подвальной части) собора. В советское время все эти захоронения были разрушены.

Следует отметить, что Екатеринославская епархия, центром которой в свое время была Преображенская церковь, простиралась от Винницкой области до северных районов Херсонской, Николаевской и Ростовской областей.

Союз и церковь

Во времена Советов, будучи уже закрытым, как говорилось тогда «по настоянию трудящихся», Преображенский собор попал в «черный список» генерального плана развития города. Согласно генеральному плану собор должен был быть разрушен, а на его месте планировалось поставить памятник вождю мирового пролетариата — Ленину. Дмитрий Иванович Яворницкий, чтобы уберечь святыню, разработал план — превратить собор в музей. Это оказалось надежной защитой от посягательства на Собор. Музей-Храм стал первым в стране, но его название ученые никогда не произносили вслух.

Несмотря на разгул атеизма, академику Яворницкому удалось сохранить все, что находилось внутри храма. Именно под видом музейного экспоната остался на прежнем месте уникальный иконостас собора, хотя снаружи дом уже потерял былую красоту. Когда поступил приказ разобрать купола и шпиль колокольни, как предметы идеологически вредные для народа, верующие чудом успели закопать за оградой церкви 400-пудовый колокол.

Музей безбожия

Именно поэтому с 1931 года и до немецко-фашистской оккупации Днепропетровска в 1941 году в помещении собора размещался антирелигиозный музей. 23 апреля 1942 собор после ремонта был открыт и службу в нем правила Украинская автокефальная церковь.

После освобождения города от немецкой оккупации богослужения в соборе вновь были приостановлены, но это только оказалось мгновением благодати перед послевоенным вандализмом.

На больших кострах было сожжено практически все, что находилось внутри Преображенского собора: иконы, церковная утварь, книги. А главное, был сожжен уникальный иконостас. Тогда же исчезают сведения о большом 400-пудовом колоколе. В первой половине 1970-х годов здание бывшего собора, как выдающуюся архитектурную достопримечательность, отреставрировали работники Черниговских реставрационных мастерских, и в 1976 году в нем был открыт музей религии и атеизма. Фрески на стенах, в честь второго открытия антирелигиозного музея, забелили. В 1992 году здание было передано Украинской православной церкви Московского патриархата.

Масонские тайны

Немногие замечали, что прямо под крышей собора расположены масонские символы: глаз в треугольнике и Грааль.

Масоны были единодушны в том, что чаша Грааля является чудодейственным сосудом, куда якобы после распятия Иисуса Христа была собрана Его Кровь. По кощунственному преданию тамплиеров, нашедший чашу еврей из колена Данова должен совершить сатанинский ритуал жертвоприношения, что поможет ему в скором времени стать властелином вселенной.

Другие утверждали, что чаша — лишь символ некой всесовершеннейшей мистической истины, способной научить ее обладателя великой мудрости. Так, Гитлер допускал, что Грааль — это камень с руническими надписями, которые несут неискаженную, как в более поздних типах письма, мудрость прошлого — забытые познания нечеловеческого происхождения, т.е. те самые познания, о которых грезили Наполеон и прочие мечтатели о всемирном господстве.

Второй известный символ — всевидящее око.

Это масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник.

Так причём же масоны к строительству самого большого собора в Екатеринославе?

Как гласит предание, сам Потемкин задумывал Екатеринослав как идеальный город масонов. На Генплане руки Ивана Старова (тоже масона) основу города составлял треугольник с молотком и циркулем. Медианой, биссектрисой и высотой служила линия, идущая от Потемкинского дворца к будущему кафедральному собору. Рукоятью молотка выступала центральная ось между собором и дворцом. А его металлическим навершием служил «Дворец Его Светлости». Полностью воплотиться этой застройке – к счастью или же несчастью — не удалось.

По материалам туристического центра «Рыба Андрей»

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Современные фото — Валерий Кравченко.

Категория: Архив, Новости Днепра, Новости Культуры Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: