
2025 год точно запомнится двум категориям школьников. Тем, кто осенью пойдет в первый класс, и тем, кто перейдет в десятый, то есть в старшую школу. Какие сроки подачи заявлений в днепровских учебных заведениях и как лучше детям подготовиться к важным изменениям в их жизни, выясняла журналистка издания «Наше місто».
Готовиться к школе помогают приложения и родительские чаты
У Анны Билань в этом году в первый класс идет дочь Владислава. У девочки особые потребности, в сентябре ей исполнится семь лет.

– Со школой уже определились, – рассказывает Анна Билань. – Во-первых, она находится близко от нашего дома. А во-вторых, мы часто гуляли рядом. И я видела, что учителя здесь спокойные, уравновешенные, не кричат на детей. Это для меня очень важно. Также слышали хорошие отзывы от родителей, чьи дети уже учатся в этом учебном заведении. Сейчас дочь занимается с логопедом-дефектологом, посещает детский сад. Владислава уже умеет читать и считать. Но все равно я переживаю из-за того, чтобы в школе дочь не растерялась, потому что она застенчивая. Поэтому мы посетили в выбранном учебном заведении День открытых дверей с пробными уроками.

Анна считает, что занятия по подготовке к школе со специалистами – это хорошо, но родители тоже должны активно участвовать в этом процессе. Женщина много времени проводит в различных чатах приложениях для родителей – например, таких как “Мамы Днепра”, “Мамы Украины”, Мatusi. В них родители будущих первоклашек обмениваются опытом. Много полезных советов Анна и Владислава также получают в инклюзивно-ресурсном центре № 2 Днепровского городского совета.
Социализация важнее занятий с репетиторами
Оксана Коробко является учительницей начальных классов днепровского лицея №134 гуманистического обучения Днепровского городского совета, в этом году она набирает первоклассников. Считает, что подготовка к школе малышей очень важна.

– В прошлом году мы практиковали подготовительные занятия, — рассказывает Оксана Михайловна. – В этом году проходит встреча администрации с родителями, а мы в это время проводим знакомство с детьми. Это веселые занятия, помогающие им адаптироваться, познакомиться со школой и настроиться на позитив. У нашего лицея нет возможности организовывать такие встречи регулярно, ведь укрытия переполнены. Поэтому мы стараемся находить другие форматы работы с будущими первоклассниками.

По ее словам, главное в процессе подготовки к школе – социализация ребенка. Важно, чтобы малыши могли общаться, реагировать на замечания и чувствовать себя комфортно в коллективе. Оксана Михайловна отмечает, что дети, которые посещали детский сад, обычно обладают лучшими коммуникативными навыками, чем те, что остались дома. Светлана Руденко, которая также набирает в этом году первый класс в лицее № 134, поддерживает такое мнение.

– Никаких репетиторов не нужно, — уверена Светлана Валентиновна. — Самое важное – это социализация ребенка, его умение слышать старших и следовать инструкциям. В нашей школе действует адаптационная программа, которая помогает детям привыкнуть к новой среде с помощью игровых методик. К примеру, мы используем конструкторы LEGO, которые помогают учиться через игру. Это уменьшает страх перед школой и делает обучение интересным.
Она отмечает, что ребенок должен иметь хотя бы минимальные навыки: знать буквы, уметь считать предметы, понимать, как пользоваться тетрадью и правильно держать ручку. Однако, если первоклассник этого не умеет, учителя помогут ему овладеть всеми необходимыми навыками в течение первых месяцев обучения.

– Думаю, что тем деткам, которые родились осенью, лучше идти в школу почти в семь лет, — добавляет Наталья Гончар — еще одна учительница начальных классов лицея № 134. — Если они сядут за парту, например, в пять с половиной, им будет сложно выдержать урок длиной в 35 минут. А также велика вероятность сложностей с усвоением материала.
Прием заявлений в первые классы начнется 1 апреля
Ольга Моргун, директор лицея № 134, напоминает, что прием заявлений в первые классы начинается 1 апреля.

– Родители должны подать стандартный пакет документов: заявление, копию свидетельства о рождении и медицинскую справку, — напоминает Ольга Григорьевна. – Также они подписывают согласие на обработку персональных данных и сотрудничество с психологом, ведь адаптация к школе – важный и ответственный процесс. Во время Дня открытой двери родители получают всю необходимую информацию об обучении, условиях безопасности и особенностях образовательного процесса. Основные вопросы, волнующие родителей, касаются уровня нагрузки, программ обучения и возможностей развития детей в лицее. Предварительно планируем набрать четыре первых класса по 24 ученика. В то же время оставляем резерв мест для детей-переселенцев. Кроме того, важно учитывать, что рядом с нами есть другие школы, и некоторые дети могут выбрать обучение там.
Идти в 10 класс или в колледж?
Не менее важный этап в жизни школьников – выбор своего пути по окончании 9 класса. Ольга Моргун рассказывает, что в их лицее работает система допрофильного обучения, которая помогает ученикам 5-9 классов определиться с дальнейшим направлением. В 10 классе здесь действуют следующие профили:
— «Интеллект Украины» – интенсивная программа с акцентом на логику, быстроту запоминания и аналитическое мышление.
— Математический профиль – для тех, кто факультативно изучал математику в 9 классе.
— Иностранная филология – углубленное изучение английского или французского.
— Информационные технологии – профиль, ориентированный на программирование и математическую логику.
— Историко-правовой профиль – для учеников, планирующих изучать гуманитарные науки.
Каждый ученик может пройти собеседование с психологом, который поможет определить, подходит ли ему тот или иной профиль.

В связи с реформой старшей профильной школы все больше детей рассматривают возможность поступления в колледжи после 9 класса. И это не всегда плохой выбор.
— Раньше считалось, что только отличники идут в 10 класс, а имеющие более слабые оценки поступают в техникумы, — отмечает Ольга Моргун. – Но сейчас этот стереотип разрушается. Все больше учащихся с высоким уровнем знаний сознательно выбирают профессионально-техническое образование.
Практически во всех школах Днепра проводятся профориентационные мероприятия, чтобы помочь детям определиться с будущим. Психолог проводит анкетирование, а также организуются встречи с представителями колледжей и профессиональных училищ. И все же, что касается 134 лицея, большинство его учеников выбирают продолжение обучения в 10 классе — особенно те, кто учится по программе «Интеллект Украины». Это образовательная программа, которая подразумевает углубленное изучение предметов естественно-математического цикла, а также помогает детям развить критическое мышление и аналитические навыки.

— Почти все мои ученики остаются в школе, — делится Ангелина Музыченко, классный руководитель одного из девятых классов. – Если считать в процентах, то это около 95-97%. Только двое детей поступают в другие учреждения: один учится по семейной форме и уже планирует поступление в зарубежное учебное заведение, а другой давно выбрал музыкальное образование и поступает сразу на два факультета музыкального училища. Остальные ученики продолжают обучение в 10 классе по программе «Интеллект».
Учительница подчеркивает, что программа «Интеллект Украины» не гарантирует, что все ученики будут отличниками. Однако она формирует у них навыки самостоятельного обучения и более глубокого понимания естественных наук.
– Эта программа очень структурирована, дает хорошие знания и мотивирует детей учиться, — отмечает Ангелина Станиславовна. — Многие после начальной школы планируют перейти на обычную программу, но в итоге остаются, видя эффективность «Интеллекта». Если ученик заканчивает 11 класс по этой программе, у него высокие шансы поступить в высшее учебное заведение на бюджет.

Учительница украинского языка и литературы Вера Подлесная считает очень полезным тесное сотрудничество лицея с несколькими колледжами — технологическим, автотранспортным, строительным. Там дети получают профессиональное образование и имеют возможность поступить в высшее учебное заведение после выпуска. В стандартных классах большинство девятиклассников выбирают колледжи, поскольку это позволяет им раньше начать профессиональное обучение. Однако в математических и гуманитарных классах дети обычно идут в 10 класс, чтобы лучше подготовиться к университету.

– В каждом классе ситуация разная, — объясняет Вера Федоровна. — Например, в моем классе из 32 учеников в 10 класс пойдут только 10, а остальные поступают в колледжи. Это связано с тем, что у нас стандартная программа, хорошо готовящая к профессиональному образованию.
Отличники хотят продолжать обучение в лицее
Ученица 9 класса лицея №134 Юлия Мараховская учится отлично. Неудивительно, что она планирует остаться в 10 классе.

– Вероятно, выберу исторический профиль, – признается Юлия. — Мне очень нравится история, хотя я тоже рассматриваю медицину, потому что моя сестра учится в медицинском университете. Но сейчас меня больше привлекают гуманитарные науки, поэтому я еще размышляю о своем будущем выборе.
Девушка отмечает, что ей комфортно оставаться в своей школе, ведь здесь знакомые учителя и друзья, что создает благоприятную атмосферу для обучения. Еще одна ученица 9 класса Елизавета Гиль тоже планирует остаться в школе, потому что тоже имеет успехи в учебе и уже определилась с будущей профессией.

— Я учусь по программе «Интеллект Украины» и хочу продолжать обучение именно по этому направлению, – отмечает Лиза. — В будущем я мечтаю стать психологом, поэтому уже сейчас готовлюсь к поступлению в высшее учебное заведение. Горю этим делом!
Лиза интересуется психологией: смотрит видео, читает книги, знакомится с опытом специалистов. Она уверена, что ее профессия будет очень востребована, особенно после войны, когда многим людям понадобится психологическая помощь.
Несмотря на различные образовательные траектории учебных заведений Днепра, главное, чтобы ученик нашел ту сферу, которая ему по душе, и имел возможность развиваться в ней. Как отмечают сами школьники, их выбор зависит не только от учебной программы, но и личного комфорта, атмосферы в школе и поддержки учителей и друзей.
Фото Владимира Федорищева.
Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре происходит школьная реформа.