Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Правда или вымысел: как в Днепре воспитывают детей с помощью сказок 

Важно ли читать детям сказки? Конечно, да. Особенно большое значение сказочные сюжеты имеют сейчас, во время сверхсложной ситуации в нашей стране. Как воспитывать малышей с помощью сказок, узнавала журналистка издания «Наше місто».

Сказка помогает развить эмпатию

Семья и детский сад –  два основных места, где малыши впервые слышат сказки. От того, сколь удачным будет это знакомство, зависит многое не только в их детском мировосприятии, но и во взрослом будущем. Практический психолог детского сада №163 «Золотой ключик» Виктория Москалец уверена, что влияние сказок на развитие детей очень важно. 

– Сказки играют большую роль в воспитании ребенка, — отмечает Виктория. – Они помогают малышам лучше понимать собственные эмоции и чувства других людей, сопереживать им. Когда ребенок слушает сказку, он переносится в вымышленный мир, где может прожить разные ситуации вместе с героями, научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты. Это своеобразный способ безопасного моделирования жизненных обстоятельств.

Хибуки-терапия помогает успокоиться

Кроме того, сказки обладают еще одной важной функцией: они помогают ребенку снизить уровень стресса. И это важно сейчас, во время войны. Когда малыш фокусируется на волшебном мире какой-то истории, он успокаивается, отвлекается от забот и даже забывает о тревожных событиях. В садике №163 для этого активно применяется метод хибуки-терапии. Главный ее персонаж – собачка Хибуки, с которой очень удобно и приятно обниматься.

– Хибуки-терапия — это современный терапевтический метод, который пришел к нам из Израиля, — рассказывает Виктория Москалец — Его основательница —  Дафна Шарон Максимов. Методика была создана для того, чтобы помогать детям справляться с переживаниями и тревогами. И это не случайно: израильтяне по собственному опыту тоже знают, что такое война. Основным инструментом являются специальные мягкие игрушки-собачки. Они символизируют поддержку, безопасность, а также выступают в роли друга, не всегда рядом.

По словам Виктории Александровны, использование этого метода в работе с детьми дает очень положительные результаты. Дети очень привязываются к своим игрушечным друзьям. Когда им раздают этих собачек, у каждого ребенка есть возможность дать своему любимцу имя. Это создает особую эмоциональную связь. Во время групповых занятий малыши могут рассказывать игрушке о своих чувствах, переживаниях, радостях или трудностях. Таким образом, они легче открываются, делятся тем, что их беспокоит. Даже если не могут сказать это взрослым. Также психолог отмечает, что методика хибуки используется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. 

– Ребята могут носить собачку с собой на прогулку, брать ее в группу или даже в кабинет психолога, — отмечает Виктория. – Это создает ощущение комфорта и безопасности. Мы также используем сказки-хибуки, в которых главный герой переживает разные приключения и учится справляться с трудностями. Благодаря таким историям дети лучше понимают, как работать с эмоциями и взаимодействовать с окружающими людьми.

А еще Виктория Москалец советует обязательно читать детям сказки на ночь. Голос мамы или папы успокаивает малышей, помогает лучше уснуть и видеть хорошие сны.

Фантазия – лучший помощник

 У воспитательницы детсада Инги Павлюкович также есть опыт использования сказок во время занятий с детьми. Самым эффективным методом работы она считает сочинение собственных сказок на основе пережитых событий или увиденных ситуаций. Дети очень любят фантазировать, поэтому воспитатели поощряют их сочинять своих персонажей, которые могут стать настоящими героями их историй. По словам воспитательницы, такой подход не только развивает воображение, но и помогает детям лучше понимать свои чувства и преодолеть страхи.

— Например, однажды мы прочитали детям сказку о Ветерке и Звездочке, — вспоминает Инга Петровна. – После этого они получили задачу наблюдать за природой, за тем, что их окружает. Когда мы снова собрались в группе, каждый рассказал свою собственную историю о том, что он видел и что ему запомнилось. Так родились новые сказочные персонажи. А истории о приключениях Ветерка и Звездочки я собрала в отдельный сборник.

Классические истории стали любимыми

Таким образом, дети не просто слушают сказки, но и активно участвуют в их создании, что положительно влияет на их самооценку, помогает им выражать свои эмоции и чувства. Участвующие в таких занятиях становятся более уверенными в себе, расширяют свой словарный запас, развивают креативное мышление. Сказка становится для них способом взаимодействия с миром. Также в садике уделяют большое внимание классическим украинским сказкам.

— Наши воспитанники очень любят слушать, когда я читаю им «Козу-Дерезу», «Цапа и Барана», «Пана Коцкого», — говорит Инга Павлюкович. – Эти истории знакомы им с детства, и они с удовольствием воспроизводят их в кукольных спектаклях или в групповых сценках. Сказки помогают детям понимать важные жизненные уроки: о добре, справедливости, дружбе и взаимопомощи.

Еве шесть лет, она любит сказочки о Козе-Дерезе, Сосульке, Цапе и Баране. А Мария с удовольствием не только слушает сказки, но и сама читает их.

– Сказки для меня очень важны, – признается Мария. – Они интересные, яркие, добрые, и у них всегда побеждает справедливость. Они помогают нам узнавать новое и учиться хорошим поступкам. Мне очень нравятся «Сосулька», «Соломенный бычок», «Кот в сапогах». Я могу читать их сама, и это мне доставляет большое удовольствие.

 Элина Заржицкая пишет познавательные сказки

 Днепровская писательница Элина Заржицкая с удовольствием пишет сказки для детей. Она считает сочинением сказочных историй серьезным делом, потому что они имеют большое значение для формирования будущей личности.

– Сказки уже существовали, даже когда еще не было письменности, – напоминает Элина. – Поэтому там записан весь опыт человечества. У них находится генетический код нации. Считаю, что не только детям, но и взрослым и молодежи сказка тоже нужна. Вспомним тех же Братьев Гримм. В их сказках было сначала совсем не детское окончание – это были истории для взрослых, в которые вкладывалось глубокое содержание. А потом уже их переделали для детей.

 Сегодня, уверена Элина Заржицкая, у всех нас есть большой запрос на сказки со счастливым концом. Почему – пожалуй, не нужно объяснять. Негатива вокруг несется очень много. Поэтому позитив очень нужен как взрослым, так и детям.

– Когда я придумываю сказку, всегда хочу, чтобы ребенку было не только интересно, но и полезно ее читать, — подчеркивает Элина Заржицкая. – Обязательно вкладываю в текст не только развлекательные, но и познавательные вещи. Например, у меня есть сказка о воробушке, который не хотел работать, искал себе работу полегче. Но наконец-то он понял, что нужно делать то, что ты лучше всего умеешь. И потом он учил этому своих детей. Это важный нравственный аспект. А есть и чисто познавательные моменты. Где растет какое-нибудь растение, где живет животное или птичка, чем они питаются. И это, естественно, обязана быть достоверная информация. Поэтому когда я писала о корабле, выискивала в разных источниках, которые там ветры дуют. Упоминала их названия, а потом делала в тексте сноски. Также в сказке были правдивые факты об обитателях океана.

 Сказочные герои Валерии Лагоды всегда искренние

 Актриса Днепровского академического театра драмы и комедии Валерия Лагода играла во многих сказочных спектаклях. Из последних работ – роли в «Скрудже и Рождественском чуде», «Барвинок – наш герой». Недавно актриса попробовала себя в качестве драматурга. Она написала сценарии для сказочных историй «Семейка Ужастиков» и «Мавки – берегини леса», которые успешно идут на сцене того же театра. Вместе с актером Алексеем Клейменовым Валерия воспитывает пятилетнюю дочь Алису.

– Я не задумывалась над тем, насколько важны сказки, пока у меня не появился ребенок, — признается Валерия Лагода. – Безусловно, сказки формируют сознание детей. Я всегда читаю Алисе сказки на ночь. В этом году мы начали цикл историй о Гарри Поттере, но она больше любит короткие и простые истории. Запоминает их почти дословно и обязательно ищет в них мораль, какую-то мысль, которая ее затронет. Сейчас ее любимая книжка – произведение Миранды Хаксии «Куклин нос».

Валерия считает, что сказка – это возможность в игровой форме, через интересных, ярких персонажей обрисовать социальную или бытовую проблему и показать пути ее решения. Ни детям, ни взрослым не нравятся навязчивые уроки. А вот сказочный формат заходит. То же касается и сказочных представлений.

– Когда ты актер и играешь спектакль для детей, самая главная задача – стать им другом, – подчеркивает Валерия. — Быть с ними на одной волне, на равных. Тогда установится отличный контакт, и все важные мысли будут донесены органически.

Фото Валерия Кравченко и из архива героев.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре во время войны работают детские сады.

Категория: Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: