Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Телефон вместо друзей: что думают днепряне о тотальном погружении детей в гаджеты 

Современные технологии, в частности гаджеты, с каждым годом все больше наполняют нашу жизнь. К сожалению, они не только неотъемлемая часть прогресса, но и источник проблем. Все мы в определенной степени зависим от гаджетов. Но если взрослые могут заставить себя сознательно относиться к их использованию, то с детьми все гораздо сложнее. Как днепряне относятся к этому вопросу, узнавала журналистка «Нашого міста”. 

Вове скучно без компьютера

Редактор сайта «Наше місто» Татьяна Захарова воспитывает 10-летнего сына, который учится в 5 классе в онлайн-режиме. Вова – умный, коммуникабельный мальчик, среди его оценок нет ниже «девяток». Однако есть многочисленные проблемы со здоровьем, поэтому ему нельзя заниматься любимым футболом и другими видами спорта.

– В сезон простуд Вова часто болеет, поэтому остается дома на долгое время, – рассказывает Татьяна Захарова. – С гаджетами проводит по несколько часов в день. Играет в онлайн-игры, смотрит ролики в ютубе, а также в соцсетях. Ежедневные разговоры о том, что его залипание возле всех возможных экранов вредно для зрения, что это пустая трата времени, которая ничего разумного и хорошего не дает, вызывают лишь вздохи со стороны сына. Особенно эта проблема обостряется с приходом зимы, когда большинство времени Вова проводит дома. Когда на улице теплая погода, особенно летние каникулы, сын меньше времени сидит в компьютере. Двор и друзья привлекают ребенка гораздо больше.

Татьяна пытается контролировать время, которое сын проводит в интернете, а также потребляемый им контент. Через приложение «Родительский контроль» она ограничивает это время, особенно вечером. Также заботливая мама установила возрастные ограничения. Однако женщина все равно понимает, что этого мало.

– Моя мечта, чтобы сын стал программистом, – признается Татьяна Захарова. – Поэтому в прошлом году мы нанимали преподавателя, который два раза в неделю занимался с Вовой азами программирования. Но, к сожалению, это ничего не дало. Урок прошел, и ребенок забыл о нем, вернувшись к своим роликам. Возможно, не повезло с преподавателем, он не заинтересовал. А возможно, ІТ – не на наше, потому что далеко не всем дано быть программистами. Я понимаю, что сейчас такое время, что дети не могут без гаджетов. В принципе, как и взрослые. Все мы не выпускаем телефоны из рук, если есть свободная минутка. Это уже всеобщая мировая зависимость нашего поколения. Трудно даже представить, что будет дальше. Однако зависимость от гаджетов у детей  — это серьезная проблема современного общества, которая имеет ряд негативных последствий для физического, психического и социального развития ребенка. И взрослым следует подавать пример в преодолении этой проблемы. Ограничивать собственное использование гаджетами в присутствии ребенка, проводить больше времени вместе без экранов. Гаджеты могут быть полезным инструментом для обучения и развлечений, но важно пользоваться ими с умом и не разрешать им заменить реальную жизнь.

У Вовы нет истерик, если мама просит, чтобы он отложил телефон и занялся чем-нибудь другим. Он соглашается. Но уже через 10-15 минут приходит и говорит, что ему скучно. Вот это «скучно», по словам Татьяны, хуже всего. Потому что сын почти не умеет развлекаться без гаджетов. Его нужно развлекать. А как это сделать, когда женщина или на работе, или работает дома? Тем более, что ребенок уже не маленький и, по мнению родителей, должен развлекать себя сам. Выходит какой-то замкнутый круг, из которого днепрянка пока не видит выхода.

Телефоны мешают немотивированным ученикам

Светлана Хоришко преподает украинский язык и литературу в днепровской гимназии № 128. Конечно, многие его ученики пользуются гаджетами. Но у учительницы к этому есть собственное четкое отношение.

– Использование на уроках моими учениками гаджетов воспринимаю положительно, — отмечает Светлана Хоришко. – У нас еще не все кабинеты оборудованы индивидуальными ноутбуками, в некоторых классах нет даже телевизоров. А интерактивные доски по пальцам можно пересчитать. Поэтому как проводить уроки, тем более в укрытии, когда там вообще ничего нет, кроме интернета? У меня, например, урок украинского языка полностью загружен в Google Classroom. Там есть все презентации, тесты, задачи, полный конспект урока. В укрытии я не могу детям объяснять ничего потому, что там еще рядом есть другие классы. Поэтому говорю: открываем, заходим в Google Classroom, где есть план урока, схемы, таблицы и делаем задачи. И ученики заходят туда со своих телефонов.

 Несмотря на то, что современные школьники с гаджетами на «ты», учительница столкнулась с тем, что некоторые ученики шестого класса не могут найти дополнительную информацию. Хотя на переменах все время сидят в гаджетах. Они просто не знают, как это правильно делать. Потому эти навыки нужно развивать.

– Некоторые учителя против гаджетов, требуют всегда сдавать их перед уроками, – отмечает Светлана Хоришко. – Я против этого. Прошу детей положить гаджеты на первую парту только тогда, когда мы, например, пишем контрольную работу. Тогда они могут обмениваться ответами и подсказывать друг другу с помощью гаджетов, и это неприемлемо. Во всех других случаях  я пользуюсь гаджетами очень активно. К примеру, такой образовательный проект, как «На урок», дает тесты, которые можно выполнять онлайн, и они сразу показывают результат. Как я уже говорила, я прошу всех учащихся установить Google Classroom. Это приложение очень удобно. К примеру, с его помощью каждый может находить значение какого-то слова – получается коллективная работа. Это полезно, когда мы исследуем тексты, особенно такие, где много историзмов.

Конечно, ученики Светланы Хоришко используют свои телефоны не только для учебного процесса. Они переписываются друг с другом, играют в разные игры, отвлекаются. Но учительница уверена, что мешают гаджеты только немотивированным школьникам. Такие не будут слушать ее в любом случае. Хоть с телефоном, хоть без него.

Электронные книги более доступны, чем бумажные

 Днепровская писательница Элина Заржицкая  —  автор многих произведений для детей. При этом она понимает, что бумажная книжка – это, конечно, замечательно, но далеко не всегда доступно. И здесь на помощь приходят гаджеты.

– Уже лет семь-восемь подряд мы вместе с коллегами создаем электронные книги, — рассказывает Элина Заржицкая. – Это связано, прежде всего, с доступностью: бумажные книги дорогие, а наши электронные доступны бесплатно. К примеру, на сайтах Днепропетровской областной библиотеки для детей и Днепропетровской областной библиотеки для молодежи есть раздел «Электронные книги». Там можно найти сборники для учителей, родителей и учащихся. Мы также составляем тематические электронные книги: о разных профессиях, детстве Тараса Шевченко, исторических событиях. Например, есть серия «Сквозь время и пространство» — о выдающихся композиторах, физиках, писателях, женщинах Украины. Такие материалы могут использовать и учителя, и дети.

Особый интерес, по словам Элины, вызывают сборники «Расскажу о подвиге», включающие произведения детей. Эти рассказы базируются на реальных историях: например, о родственниках, погибших на войне. Тексты иллюстрированы детскими рисунками. Это поощряет творчество и чтения. Также Элина Заржицкая участвует в создании электронных комиксов и мультфильмов, помогающих изучать иностранные языки. Есть проект «Изучим иностранные языки с приключениями», который помогает сделать обучение интересным и полезным.

– В электронных книг много преимуществ: их можно загрузить на телефон или компьютер, а потом распечатать, — отмечает писательница. – Главное, чтобы дети не злоупотребляли гаджетами, а использовали их для обучения и развития. Важно, чтобы родители и учителя помогали ребенку найти баланс в этом вопросе. 

Пример родителей очень важен 

Какие советы по использованию детьми гаджетов дают психологи? В интернете можно найти множество разнообразного контента на эту тему  как от зарубежных, так и отечественных специалистов. 

Например, Марина Романенко предлагает целые тренинги для родителей, а также лекции в Ютубе относительно детей и гаджетов. Большинство из них построено в формате вопроса – ответа, поэтому имеет максимально прикладное значение. 

Нестандартный подход к этой проблеме предлагает детский психолог Юлия Кошкина. Она считает, что детей нужно учить пользоваться гаджетами безопасно, а не запрещать, жестко контролировать или пускать на самотек. И объясняет это в своем Фейсбуке. К примеру, еда ни в коем случае не должна быть наказанием или наградой. Так же и с гаджетами. Используя их как инструмент воздействия, можно навредить ребенку, испортить отношения. В некоторых случаях это прямое насилие. А дальше Юлия Кошкина размышляет над тем, какие нужды дети удовлетворяют с помощью гаджетов. Оказывается, что в разном возрасте они разные. Вот что повествует об этом детский психолог.

– До 5-6 лет – это информация о мире, к которой дети очень стремятся, это впечатление, это развлечение. Для родителей часто единственная возможность выпить кофе двумя руками. В этом возрасте, если родители имеют силы и время, можно обеспечивать все эти потребности другим путем, проводя время с ребенком, посещая разные занятия, играя в песочнице. Но у всех ли есть эти возможности в современном сверхбыстром мире? Какие опасности? Ребенок возле  гаджета мало двигается, учится получать информацию и развлечение без усилий, не формирует должное сенсорное восприятие окружающего мира. Так что для этого возраста такое правило: можем обойтись, обходимся, нет — минимизируем (например, мультики бывают единственной возможностью довезти ребенка в автомобиле без стресса). Это тот случай, где между плохим и плохим выбираем безопасное.

– 6-11 лет – гаджеты становятся инструментом обучения, коммуникации со сверстниками, источником контента «о чем дружить», развлечения, безопасности. И вот уже нужно обучать ребенка здоровым отношениям с гаджетами, здесь мы устанавливаем правила, желательно для всей семьи. И я вижу прямую аналогию с формированием привычек здорового питания. Если мы ребенку рассказываем, как есть правильно, а сами едим как попало, то это не работает.

– 11+  — здесь для ребенка в интернете существует целый мир, и это, как начать выпускать ребенка самого из дома, позволить самостоятельно выбирать как, когда, где и чем питаться. В этом возрасте для детей важна коммуникация с ровесниками. Итак, запрещая ребенку интернет, гаджеты, мы отказываем ребенку в удовлетворении его очень важных потребностей. Подросток, не видящий тренды ТикТока, не смотрящий определенные фильмы, блоггеров, аниме, не играющий в игры, может просто «выпасть» из круга сверстников, стать аутсайдером. В этом возрасте у ребенка и так есть потребность отрываться от родителей, конфликтовать с ними, искать и отстаивать свое новое «я», поэтому запрет гаджетов только раздувает пламя.

– Понимаю, что на эту тему нужно писать книгу, но я хочу описать основную идею, — резюмирует Юлия Кошкина. — Гаджеты (интернет) не должны быть предметом воздействия на ребенка, как и еда. Помочь ребенку можно только формируя здоровые привычки, обучая  цифровой безопасности, доверяя ему и помогая разгребать передряги.

 Почему дети зависят от гаджетов? Этот вопрос также беспокоит днепровского нейропсихолога и психотерапевта Людмилу Осауленко. Вот что она пишет о причинах такой зависимости в своем Инстаграме.

– Мгновенное удовольствие: яркие игры, мультфильмы и соцсети дарят мгновенные эмоции, активизирующие «систему вознаграждения» в мозгу малыша, – отмечает Людмила Осауленко. — Нехватка альтернатив: если в реальной жизни нет интересных занятий, гаджеты становятся единственным источником радости. Пример взрослых: если родители постоянно в гаджетах, дети подражают этому поведению. Как это влияет на детей? Психологически: снижается концентрация, растет тревожность, проблемы с самоконтролем. Социально: дети могут избегать реального общения, что приводит к изоляции. Физически: длительное сидение за ​​экраном вредит зрению, осанке, сну. 

 Что могут сделать родители? Людмила Осауленко предлагает следующее. Установите правила: ограничивайте время на гаджеты до 1-2 часов в день. Предлагайте альтернативы: вместо экрана – активные игры, творчество или прогулки. Будьте примером: минимизируйте использование телефона при общении с ребенком. Учите ответственному использованию: рассказывайте о преимуществах и рисках технологий. Создайте зоны без экранов: например, во время семейного ужина или перед сном. Главное – это баланс. Гаджеты могут быть полезны, если пользоваться ими с умом. А ваше внимание, поддержка и любовь помогут ребенку вырасти счастливой и гармоничной личностью.

Фото из архива героев и открытых источников.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре борются с буллингом.

Категория: Новости Днепра, Тема дня

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: