Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ 12 лет за партой: как проходит школьная реформа в Днепре 

С 2027 года дети в украинских школах будут учиться не 11 лет, а 12 лет. Но изменение срока обучения – это только одна из составляющих реформы, которая, в сущности, уже началась. Как именно она проходит в Днепре, узнавала журналистка «Нашого міста».

 Сейчас у учеников —  иллюзия выбора

Несколько месяцев назад Министерство образования и науки анонсировало масштабную реформу профильного среднего образования, которая вступит в силу с 2027 года. Ключевым изменением станет переход на 12-летнее обучение, что позволит расширить возможности для углубленного изучения предметов и практической подготовки школьников. И пока многие родители хватаются за голову из-за того, что уже первоклашкам-2027 придется учиться на год больше, чем сейчас, чиновники от образования пытаются аргументировать такие изменения. Они напоминают о зарубежном опыте, где дети действительно поступают в вуз не раньше 18 лет. А еще обещают изменить содержательное наполнение этих 12 лет за партой. Как именно?

– Представьте школу, в которой старшеклассники выбирают интересное для себя направление обучения, в зависимости от того, что нравится делать и как они видят свое будущее, — предлагает Андрей Сташков, заместитель министра образования и науки Украины. — Кому-то нужна углубленная математика или язык, а кому-то достаточно базового курса по этим предметам. Некоторым ученикам интересна робототехника, другим – театральный курс. А кто-то после 9 класса хочет получать профессию, а не продолжать школьную учебу, — и это тоже престижно. Такое образование, отвечающее потребностям подростков, Министерство образования и науки уже начало создавать.

По словам чиновника, реформа предполагает как изменение продолжительности обучения, так и качественное обновление материально-технической базы школ. Министерство уже работает над рекомендациями по оснащению учебных заведений современным оборудованием, особенно для кабинетов естественных наук. В то же время реформа «Новая украинская школа» предполагает, что после 9 класса школьники будут выбирать учебные заведения профессионального или академического направления. Первые будут предоставлять полное общее среднее образование и профессию. А вот академические лицеи будут готовить подростков к поступлению в заведения высшего образования и будут созданы на базе заведений общего среднего образования – то есть школ. Система похожа на ту, что мы имеем сейчас, но есть отличия. Дети будут учиться преимущественно в отдельных лицеях и будут иметь настоящую, а не формальную возможность выбирать то, что действительно интересно и нужно.

– Сейчас у нас профильное образование, но оно предлагает иллюзию выбора, — отмечает Андрей Сташков. — В первую очередь не понятно, как разные профили распределены между школами. Случается и то, что в одном сообществе есть несколько школ одного профиля, а некоторые профили не представлены на этой территории. Еще один любопытный факт: 72% ученичества учится только на пяти гуманитарных профилях. Это говорит о том, что либо у них не было широкого выбора, либо они шли по самому легкому пути. А еще старшеклассники и старшеклассницы должны овладевать на высоком уровне 15–20 очень перегружаемых предметов. Все эти сбои в действующей системе преследуют цель исправить реформа.

Для успеха нужны мотивированные учителя

Что ж, теоретически звучит красиво, но на практике далеко не все родители и учителя верят, что реформа даст хорошие и быстрые результаты.

– Странно все: во-первых, гимназии уже отделили от лицеев. и только теперь идет разговор о профильном образовании, а должно быть наоборот, — пишет в Фейсбуке днепрянка Татьяна Бочарова. — Во-вторых, неужели не понятно, что дети занимаются с репетиторами не из-за отсутствия профильного образования (потому что обязательные предметы есть и будут обязательными в любом случае), а из-за несогласованности школьных программ с программами НМТ. За счет перенасыщенной программы обучение у нас происходит на системе «изучил — составил — получил оценку-забыл». И вопрос разного веса предметов из разных кластеров при подсчетах балла НМТ остается вопросом.

 В любом случае, понятно, что для успешного внедрения реформы нужно очень многое изменить в системе образования. Во-первых, улучшить школьную материальную техническую базу. А во-вторых, иметь достаточное количество мотивированных учителей с адекватными зарплатами, которые будут обучать детей по новым стандартам. Напомню: пока их даже нет в достаточном количестве. К примеру, в Днепре не хватает около 200 школьных преподавателей.

Создаются лаборатории мехатроники 

И все же реформа продолжается – по большому счету она началась еще в 2020 году, после принятия Закона Украины «О полном общем среднем образовании». Именно тогда департамент гуманитарной политики Днепровского городского совета предпринял ряд мер по приведению коммунальных учебных заведений в соответствии с требованиями  Закона и созданию перспективной карты лицеев для обеспечения профильного среднего образования.

– По состоянию на октябрь 2024 года у нас перепрофилированы 37 лицеев, 100 гимназий, 4 начальных школы, – рассказывает Светлана Клявченко, заместитель начальника управления образования Днепровского горсовета. — Сейчас в начальных школах с 2024/2025 учебного года обучаются исключительно ученики 1-4 классов, а в лицеях со структурным подразделением «гимназия» младшеклассников нет. Благодаря Меморандуму о сотрудничестве между департаментом гуманитарной политики Днепровского городского совета и промышленным предприятием «Интерпайп» в 4 лицеях города оборудованы современные лаборатории мехатроники. Это лицеи №№ 3, 129, 138, 139. Еще две лаборатории планируется запустить с января 2025-го на базе лицеев №№ 57, 134. Сейчас там проводятся ремонтные работы по обустройству кабинетов. В июне 2024 года 16 учителей из 10 заведений общего среднего образования города прошли курсовую подготовку по мехатронике в Национальном техническом университете «Днепровская политехника». Таким образом, в городе создается экосистема технического образования.

Для того, чтобы обучение в таких лицеях было эффективным, группа педагогов из лицеев города и специалисты Центра профессионального развития «Образовательная траектория» разработали образовательные программы по мехатронике для 7-9 и 10-11 классов. Другое направление сотрудничества на пути в старшую профильную школу – создание современных мастерских трудового обучения, которые уже работают на базе гимназий №№ 24, 39, 69, 121, 147. Мастерские в этих заведениях обустроили по запросу учителей трудового обучения и технологий. В настоящее время ведутся ремонтные работы за средства местного бюджета для обновления мастерских в гимназиях №№ 63, 131. А для учителей проводятся постоянно действующие семинары-практикумы.

С математикой – беда, за физику – страшно

Между тем, в Днепре уже существуют учебные заведения, на примерах которых уже сегодня можно увидеть, как примерно в будущем заработает реформа. В декабре 2021 года в лицее №139 была открыта лаборатория мехатроники.

– Такой необычный кабинет у нас появился благодаря общим усилиям департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета и компании «Интерпайп», – рассказывает Владислав Полушкин, директор лицея № 139. – У нас сделали капитальный ремонт помещения, закупили новую мебель, завезли современное оборудование. А НТУ «Днепровская политехника» взял на себя подготовку преподавателей, которые сейчас проводят занятия. Со стороны высшей школы идет постоянное методическое сопровождение. Дети, обучающиеся мехатронике, посещают предприятие «Интерпайп». Те, кто выберет в вузе такую ​​специальность, смогут стать инженерами, в частности, на этом предприятии.

Занятия по мехатроники  — дополнительные к общей программе, их по желанию могут посещать ученики 7-11 классов. Благодаря высокотехнологичному оборудованию дети знакомятся с современной инженерией. Но многие ли ребята выбирают именно такое направление? Сейчас каждый академический лицей должен иметь не менее трех профилей. В лицее № 139 есть филологический, исторический и математический профили, а также программа «Интеллект Украины».

– К сожалению, математический профиль, к которому принадлежит мехатроника, выбирает немного детей, – отмечает Владислав Полушкин. – Ребята боятся математики. Девять часов этого предмета в неделю их пугают. Вообще состояние математического образования в нашем обществе оставляет желать лучшего. Из-за физики я еще больше переживаю – очень сложная ситуация с этой наукой. Большинство сейчас хотят быть гуманитариями.

Тем не менее, надежда на развитие так называемого STEM-образования существует. Когда лаборатория мехатроники только открылась, в ней работало только 10-11 классы. Сейчас учителя пытаются приобщать к занятиям младших учеников. Вениамин Кучинский  в 8-м классе, в лабораторию впервые пришел год назад.

– Мне нравится программировать, – признается Вениамин. – Всегда можно усовершенствовать свои знания – не только по информатике, но и по физике. И хотя я пока мечтаю о профессии ветеринара, заниматься мехатроникой мне интересно.

Артем Глазков – тоже восьмиклассник. В лаборатории занимался в прошлом году два месяца. Пока занятие прекратил из-за большой занятости в других кружках.

– Здесь классно, мне нравилось составлять схемы и строить роботов, – рассказывает Артем. – Считаю, что профессия инженера перспективна в нашей стране. Они нужны, чтобы восстановить разрушенное из-за войны. А также для того, чтобы у нашей страны были перспективы технологического развития.

Фото Валерия Кравченко.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре проходит реформа старшей школы.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: