Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Меньше теории, больше практики: какие изменения происходят с предметом «Защита Украины» в школах Днепра

Школьный предмет «Защита Украины» ожидают большие изменения: его будут изучать по-новому. Какие именно новации уже прошли в школах Днепра и какие вскоре планируются, узнавала журналистка «Нашого міста».

Переписывание учебника – в прошлом

Как недавно выглядели уроки по этому предмету в большинстве школ? В лучшем случае, девушки учились накладывать бинты, а ребята – смотреть на то, как военрук разбирает муляж автомата Калашникова. Но во многих учебных заведениях не происходило даже этого. Старшеклассники просто переписывали из учебника в тетради банальные тезисы о гражданском долге защищать Родину и маршировали в спортзале. А еще поскольку этот предмет обычно преподавали учителя истории, труда или физкультуры, часто они часто заменяли его на свой основной урок. «Защита Украины» считалась чем-то дополнительным и неважным.

В 2022 году стало понятно, что именно этот предмет теперь для юных украинцев – самый важный. А методика его преподавания и смысловое наполнение нуждаются в коренных изменениях. И они, эти перемены, наконец-то наступили. Вернее, они проходят именно сейчас. 

В течение 2024-2026 годов новая учебная программа предмета «Защита Украины» внедряется в рамках всеукраинского педагогического эксперимента. Несколько месяцев назад правительство выделило 1,74 млрд гривен из государственного бюджета на обновление интегрированного курса по этому предмету, который полностью изменит философию по сравнению с предыдущей «Защитой Отечества» (именно так назывался этот предмет) и допризывной подготовкой. За средства субвенции учебные заведения смогут приобрести симуляторы полетов и дроны, учебные тиры и макеты для стрелковой подготовки, аптечки и макеты для отработки навыков медицинской помощи. А также наборы для работы с электроникой, связью и 3D-печатью.

Вместо одного урока в неделю – занятия целый день

Теперь учителя «Защиты Украины» будут работать исключительно на полную ставку. Преподавание дисциплины уже не дается как дополнительная нагрузка на других учителей-предметников, а будет занимать 100% рабочего времени профильного педагога. 

Часть модулей «Защиты Украины» будут преподавать специалисты военных учреждений, а также демобилизованные защитники и защитницы и ветераны. Изменится и программа. Появится одна модельная, на основе которой смогут школы разрабатывать собственные рабочие программы. В новой программе «Защиты Украины» – 10 модулей. Они охватывают, в частности, такие темы как медицинская помощь с элементами тактической медицины, военные технологии, связь на поле боя, топография и тактика.

Обновленный предмет «Защита Украины» — это, прежде всего, начальная военная подготовка. Его цель  — объяснить ребенку, что такое Силы безопасности и обороны, из чего они состоят и как работают. Что такое современная война, какую роль в ней играют дроны, связь, медицина и эвакуация раненых. Что такое анализ проводимых действий, предусмотренных стандартами НАТО, и чем это отличается от советского подхода, когда решения спускались «по вертикали». Вместо привычных 45-минутных уроков раз в неделю новая программа предусматривает, что уроки будут проводить в течение всего дня один раз в месяц. К тому же правительство отменило гендерное разделение школьников во время овладения «Защитой Украины». Теперь группы будут формироваться не по полу, а по количеству людей.

В Днепре создаются 12 подразделений для обучения

Сейчас для обеспечения эффективного преподавания «Защиты Украины» по всей стране, в том числе и в Днепре, создается сеть специальных подразделений. Их принцип работы будет таков. Все уроки за месяц, то есть 8 академических часов, накапливаются. А потом дети приезжают в центр и учатся там целый день с перерывами. При этом в подразделение будут приезжать дети не из одного класса, а все 10 или 11 классы школы. Теоретические занятия ученики будут слушать вместе, а на практические будут делиться на группы по 10-15 человек. Это позволит более гибко подавать учебный материал.

– В новом формате этого предмета значительно увеличено количество практических занятий, — отмечает Людмила Кошман, начальник отдела образовательной деятельности управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета. – В учебный процесс активно внедряются современные технологии, такие как симуляторы, виртуальная реальность и интерактивные доски. Это позволяет сделать обучение более интересным и эффективным. В настоящее время в Днепре создается 12 подразделений: 10 в заведениях общего среднего образования и 2 в заведениях профессионально-технического образования. Планируется, что в них будут учиться более 12 тысяч юношей и девушек.

 За счет государственной субвенции и средств Днепровского городского совета для оснащения подразделений в соответствии с требованиями программы производится закупка необходимого оборудования и материалов для проведения практических занятий, стимуляций и тренингов. Когда все заработает, концентрация ресурсов в центрах позволит повысить качество обучения и обеспечить доступность курса для большего количества учеников. 

 На уроке лицеисты стреляют в компьютерном тире 

Николай Кабанов работает в днепровском лицее №3 ​​в течение 15 лет. До этого окончил военное училище и академию, был профессиональным военным. Когда делится своим опытом со школьниками, получает истинное удовольствие.

– Предмет «Защита Украины» сейчас преподается в 10-11 классах, программа стала модульной, – рассказывает Николай Кабанов. – Учитель сам определяет, какой теме нужно уделить больше внимания. Первый и последний урок каждого учебного года начинаю с таких слов: «Я очень хочу, чтобы ничего из того, что мы с вами изучаем, не пригодилось вам в жизни». Но у нас идет война – без определенных навыков сейчас никак. И их нужно отрабатывать на практике. К тому же я считаю, что уроки по «Защите Украины» не могут проходить в отрыве от национально-патриотического воспитания. Поэтому мы вместе с учителями и родителями лицеистов решили создать в кабинете небольшой музей. Экспонаты времен Второй мировой войны нам предоставили поисковые организации. Есть немало предметов, связанных с АТО, ООС и современной российско-украинской войной. В частности, такие, которые я использую в пятых классах во время занятий по минной опасности. Благодаря им дети узнают о взрывоопасных предметах.

В 10-Г Николай Владимирович проводит урок по огневой подготовке: ребята узнают о том, из чего состоит тот же «калаш». Но после того, как учитель разобрал оружие и объяснил названия его деталей, юноши и девушки отрабатывают получение знаний на практике – прямо в классе. Это возможно благодаря тому, что в кабинете есть тир, работающий с помощью компьютерной программы. Для того чтобы пострелять в нем, в стрелковые кружки с удовольствием записываются ученики начиная с 5 класса. Эта тема очень близка Николаю Кабанову еще и потому, что его мать во время Второй мировой была снайпером. Сейчас многие его выпускники воюют. Трое, к сожалению, погибли.

Девушки учатся стрелять, ребята – делать перевязки

Конечно, хотелось бы иметь большее современное оборудование для практики. Недавно один из бывших учеников Николая Владимировича прислал ему дорогостоящие наборы для занятий по тактической медицине. Преподаватель ему за это очень благодарен. Многое креативный учитель сделал своими руками. К примеру, манекены для того, чтобы отрабатывать на них искусственное дыхание или делать перевязки.

– Предмет «Защита Украины» важен в наших современных реалиях, а также поможет в будущем, – уверена Ксения Молоденко, ученица 10-Г лицея № 3. – Надо знать, как предоставить человеку медицинскую помощь – даже в мирной жизни. Я пыталась стрелять в компьютерном тире – выходит неплохо, почти каждая попытка удачная. Если бы пошла на фронт, была бы снайпером. Уверена, что ими могут быть не только мужчины.

У Даниила Мирошниченко, одноклассника Ксении, тоже с попаданиями в цель все хорошо. Теперь он знает, что в случае чего сможет применить эти скилы против врага. Правда, на уроке ему пришлось стрелять сидя из лазерной винтовки, а вообще Даниилу больше нравится делать это стоя из пневматического оружия. Парень считает очень полезным то, что теперь он может научиться в лицее оказывать домедицинскую помощь. Раньше это изучали только девушки. Так что реформа продолжается, будем следить за нововведениями.

Фото Валерия Кравченко.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре работают учителя.

Категория: Война, Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: