Почти каждый год происходит реформирование учебного процесса в украинских школах. Но положительные изменения, к сожалению, не всегда приходят быстро – тем более, во время войны. Вместе с тем, внедрять разнообразные интересные вещи днепровские педагоги продолжают и сейчас. Тем более, что есть предметы, которые дают большое пространство для экспериментов. К примеру, уроки труда, которые сейчас называются уроками технологии. Журналистка «Нашого міста» разыскала в Днепре школы, где подобные занятия проходят очень креативно.
Кабинеты с современными станками: появилось желание учиться
Вспоминаю собственные школьные годы и опыт обучения моих детей. И понимаю, что многие годы подряд в большинстве школ на уроках трудового обучения ребята либо вообще ничего не делали, либо вырезали дырочки в непонятно для чего нужных деталях. Словом, просто теряли время.
Несколько лет назад ситуация наконец-то начала меняться к лучшему. По инициативе компании «Интерпайп НТЗ» и народного депутата Украины Дмитрия Кисилевского на левобережье Днепра появились уже пять современных кабинетов для уроков технологии. У них на новом оборудовании занимаются преимущественно мальчики, но иногда и девочки. И это, конечно, только начало.
– Перед большой войной открылись обновленные кабинеты в 69-й и 39-й школах, – рассказывает Елена Сокур, заместитель начальника отдела образовательной деятельности управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета. – Потом был перерыв, а в ноябре прошлого года такой кабинет заработал в 147-й школе. Также были начаты ремонты в СШ №24 и 121. Сейчас туда уже завезено оборудование. Департамент гуманитарной политики также предложил помощь в этом вопросе. Мы ремонтируем помещение, а представители «Интерпайпа НТЗ» завозят туда станки. По такой схеме проводятся работы в 63-й и 131-й школах. Надеюсь, что до конца 2024 года мы откроем там обновленные классы.
В школе №147 при поддержке городской власти в прошлом году была проведена реконструкция кабинета технологии. А именно – капитальный ремонт полов, стен, потолка, обновление электрической проводки и окон. Также представители бизнеса укомплектовали помещения современными фрезерными, точильными и заточными станками. Закупили много мелких инструментов и расходных материалов. Обновленный кабинет торжественно открыли в ноябре 2023 года.
– После ремонта здесь интересно и есть еще большее желание ходить на урок труда, — признался тогда 14-летний Андрей Трибула. — Появилось желание учиться: станки новые, для каждого есть простор и яркий свет. Удобно вырезать детали. К тому же, у меня есть мечта стать инженером, потому что вся моя семья связана с этой профессией. В этом кабинете я могу изучать основы инженерии.
Ремонт в кабинете лично контролировал учитель труда Станислав Анатольевич. Благодаря новому оборудованию он получил возможность проводить для учеников интересные уроки. Уже на первом занятии школьники делали не какие-то странные детали, а елочные украшения. Для этого задействовали все станки.
«Мир технологий» объединяет пять школ
А как же девчонки? Для них тоже уроки технологии можно сделать креативными и увлекательными. Кстати, шить любят не только они, но и некоторые парни. К тому же лучшие модельеры обычно получаются именно из представителей сильного пола. В любом случае, проект «Мир технологий» имеет большой потенциал. Сегодня он объединяет пять школ правобережья Днепра.
– Когда я училась в школе, на уроках труда мы занимались шитьем, – вспоминает Тамара Гладченко, директор УВК № 59, на базе которого реализуется этот проект. – Помню, что очень гордилась той юбкой, которую мне удалось создать собственными руками. Потому возникла идея возобновить такие уроки в более актуальном формате. Сначала в прошлом году начали собирать старые швейные машинки – их приносили из дома учителя, родители наших учеников. А потом за средства городского бюджета в кабинете технологий был сделан отличный ремонт. Этот предмет у нас преподает прекрасная учительница – Елена Кузюра. Она переселенка из Донецкой области, это просто педагог от Бога! Дети очень заинтересовались, наш проект начал развиваться.
Сейчас в кабинет технологии УВК №59 уже завезены две японские швейные машинки, на днях появятся еще восемь. Пилотный проект «Мир технологий» рассчитан на учащихся 7-9 классов пяти школ: № 59, 74, 77, 4 и 5. Все они расположены недалеко от базового заведения, на уроки технологий приходят их учителя со своими учениками. На занятиях школьники делают интересные поделки – например, кукол. В ближайших планах – пошив белья для наших защитников. Уроки с удовольствием посещают немало мальчиков. Таким образом, происходит разрушение гендерных стереотипов.
Есть возможность выбрать будущую профессию
Подобные обновления проходят в гимназиях, где дети учатся до 9 класса. После его окончания многие именно благодаря разнообразным урокам технологии выберут свою будущую профессию и поступят в колледж или ПТУ.
К тому же на базе обновленных кабинетов трудового обучения департамент гумполитики совместно с Центром профессионального развития «Образовательная траектория» Днепровского городского совета проводят мастер-классы для учителей из разных школ нашего города. Согласно современным тенденциям рынка труда, очень важно именно сейчас предоставлять школьникам возможности не только получать знания, но и формировать те компетенции, которые они смогут применять во взрослой жизни. Те, которые помогут раскрыть потенциал ребенка.
– Учитывая государственную концепцию профильной школы, мы обновляем кабинеты не только для гимназий, но и для лицеев, – отмечает Елена Сокур. – это кабинеты мехатроники и иностранного языка. В них занимаются учащиеся 10-11 классов. Возможно, изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Потому что в условиях войны есть первоочередные задачи – такие как создание укрытий, восстановление повреждений в учебных заведениях после «прилетов». Но вместе с тем, проектов у нас много. Движемся вперед, потому что понимаем, что наше будущее формируется уже сегодня.
Креативный учитель – на вес золота
Если талантливый учитель работает в самом обычном кабинете, он тоже может делать там вместе с детьми настоящие чудеса. Было бы желание! Именно это на собственном примере доказывает Лариса Переясловец, преподавательница днепровской гимназии № 49, которая уже много лет прививает ученикам любовь к украинским традициям. На уроках технологии Ларисы Викторовны школьники изучают народоведение, этнопедагогику. И, конечно, многое делают своими руками.
– В шестом классе у нас есть тема, посвященная созданию куклы-мотанки, – приводит пример Лариса Переясловец. – Мы не просто делаем ее, а изучаем историю возникновения, проводим исследовательскую работу, пишем рефераты. Этот процесс длится около месяца. Я предлагаю детям изготовить не одну куклу, а три. Ибо у каждой – своя задача. Кукла-колокольчик отгоняет злых духов. Кукла-путешественница с длинной косой пригодится переселенцам, которых у нас в городе достаточно много. Она может быть их оберегом. Наконец, кукла-хранительница должна быть в каждом доме. Она оберегает наши семьи от проблем.
Для дистанционного обучения Лариса Переясловец разрабатывает видеоуроки со слайдами, которые помогает ей записывать муж. Они получаются гораздо более интересными и полезными, чем те записи, которые предлагает ютуб. На уроках технологии дети узнают народные ремесла. Занятия получаются комбинированными: имеют теоретическую и практическую составляющие. Например, во время Масленицы вместе с учительницей выходят на улицу, водят хороводы, сжигают большую куклу-мотанку, которую сами сделали из сена. Пятиклассники с удовольствием создают изделия из глины. А еще узнают, где именно ее можно найти в нашем регионе. На уроки учительница приглашает настоящих гончаров, которые проводят профессиональные мастер-классы. Не менее интересны и занятия по декупажу, вязанию, бисероплетению, вышивке. Рукоделием занимаются преимущественно девушки. А ребята тоже не бездельничают: вырезают отличные изделия из металла, выпиливают поделки из дерева.
– Для наших защитников мы вышили обереги, которые защищают от злых духов и всяческой беды, – вспоминает Лариса Викторовна. – Для этого наносили на изделия специальные знаки. Я даю детям не только практические навыки рукоделия, но и глубокие знания, которые мы получили от наших предков. Много рассказываю о цветных и драгоценных металлах, их сплавах. К праздникам ребята делают из фольги и проволоки цветы для своих мам и бабушек. А в канун Пасхи все мы дружно раскрашиваем писанки. В них каждый элемент несет много интересной информации.
Фото Валерия Кравченко и из открытых источников.
Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре проходит реформа старшей школы.
Категория: Новости Днепра, Образование, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра, Школы Днепра