В Украине ждут очередного подорожания топлива. Предпосылки — власти предлагают повысить акцизные сборы на горючее до уровня европейских, привязывая их к евро, а не к гривне. На стоимость топлива давит растущий курс евро/доллара.
За время большой войны это повышение цен на горючее станет уже третьим. Экономический эксперт Михаил Крапивко отмечает, что инициированное властями повышение цен будет продолжаться шаг за шагом также в ближайшие годы. Об этом расскажет “Наше місто”.
Следом за топливом подорожают продукты, перевозки и свет от генераторов
По данным аналитиков, акциз на дизтопливо вырастет на 27%, а на бензин – 14%. По прогнозам, бензин подорожает минимум на 1,5 грн/л, а дизельное топливо – на 2 грн/л.
Цены на топливо в Украине власти предполагают поднять уже с 1 июля. Однако эксперты неоднозначно оценивают такой шаг.
Повышение акцизов на бензин и дизтопливо в краткосрочной перспективе даст эффект и обеспечит увеличение поступлений в бюджет. Однако есть риски, что в долгосрочной перспективе возрастут объемы теневого рынка, из-за чего в свою очередь поступления в казну упадут, отмечает Андрей Забловский, председатель Секретариата совета предпринимателей при Кабмине.
Увеличение акцизов на топливо не увеличит существенно поступления в бюджет, впрочем, может значительно активировать теневой рынок, отмечает экономический эксперт Михаил Крапивко:
– Любое такое повышение цен стимулирует теневой рынок, увеличивает объем денег, которые уходят в тень, — отмечает эксперт. — Как правило, никогда не бывает так, чтобы обещанное увеличение поступлений в бюджет произошло. Происходит где-то на 10-20 процентов, не более. А иногда даже уменьшается.
В целом любое повышение фискальной нагрузки на бизнес и граждан негативно влияет на экономику страны, в частности, ускоряется инфляционный процесс, девальвация национальной валюты, не исключено и сокращение рабочих мест, отмечает Михаил Крапивко.
Подорожание не радует никого — ни бизнес, ни аграриев, ни простых водителей. Повышение цен на горючее по цепочке может потянуть за собой подорожание в очень многих сферах, поскольку в стоимости товаров и услуг традиционно закладываются затраты на топливо, транспортировку и т. п.
К примеру, аграрии очень остро ощущают подорожание топлива — у многих фермеров, особенно на Востоке страны, уже возникали проблемы из-за повышения цен на горючее, которое крайне важно весной-летом — в период посевной и уборочной.
Эксперт Михаил Крапивко напоминают: горючее — это составляющая в стоимости очень многих групп товаров и услуг: топливо нужно всегда и везде
Если повышение акцизов должно принести рост поступлений в бюджет государства, то социальная сторона подорожания бензина, дизтоплива — вопрос отдельный, поскольку заплатят за скачок цен на товары и услуги простые граждане — потребители.
Кроме того, рост цен на топливо станет еще одним тяжелым ударом для предпринимателей, которые в ситуации массовых отключений света пытаются работать, используя генераторы.
Профильные бизнес-объединения категоричны: называют нынешнее подорожание топлива разрушительным и призывают ввести мораторий на такие шаги:
“Повышение акцизов на топливо будет иметь разрушительные последствия для экономики и населения, станет дополнительным ударом для всех, кто использует генераторы во время частых отключений электроэнергии. Поэтому, чтобы не ухудшать экономическую ситуацию, стоит ввести мораторий на подорожание топлива до конца войны”, — призывают правительство в Ассоциации добывающей промышленности Украины.
Закупите литры впрок, пока не подорожало
Что можно сделать, чтобы минимизировать потери в ситуации грядущего подорожания топлива? В первую очередь — закупить горючее впрок. К примеру, при наличии средств можно не только залить полный бак по нынешним ценам, но и наполнить пару канистр, а еще — прикупить виртуальные литры горючего.
Очень многие прагматичные сограждане, в том числе и водители руководствуются житейским принципом: “Покупай, пока не подорожало”. Памятуя топливный кризис весны-лета 2022 года, сознательные автомобилисты накрепко зафиксировали главное правило: в наших нестабильных условиях крайне важно держать бак машины полным.
– Я стараюсь всегда поддерживать бак как минимум на 3/4 полным, — рассказывает о своем опыте Михаил, водитель из Днепра. — А еще, по возможности и крайне желательно, иметь и залить пару канистр… Раньше порой можно было после долгой поездки дотягивать до АЗС на последних каплях в баке. Сейчас такие риски совершенно неуместны. С учетом опыта 2022 года на заправке просто может не оказаться топлива.
Впрочем, для душевного спокойствия и экономии на будущих расходах на бензин можно не только залить в бак, но и купить литры горючего в электронном виде по нынешним ценам. Так сказать, сделать виртуальный запас на будущее.
Многие сети АЗС, работающие в Днепре — Wog, ОККО, Авиас и другие — дают возможность покупать горючее через свои мобильные приложения. На данный момент, до подорожания, можно купить «про запас» 10-20-30 и более литров по нынешней цене. Главное — есть обоснованная надежда, что купленные загодя литры можно будет использовать, чтобы заправиться уже после подорожания.
Полезный лайфхак: цены на топливо в приложениях некоторых сетей АЗС могут быть несколько меньше, чем цены при покупке на самих АЗС. Конечно, мелочь, но в наше время экономических трудностей и строгой экономии это пригодиться.
Еще один полезный способ зафиксировать цену, которым активно пользуются юридические лица — предприниматели, организации, предприятия и т. п. — Купить талоны на топливо либо топливные карты. Такую возможность предоставляют многие сети АЗС, которые работают в Днепре. Сделать это можно, в том числе с помощью безналичного расчета.
Экономим горючее: тише едешь — меньше потратишь
Дорожает топливо — остро встает вопрос экономии. Сберечь горючее во время движения авто (а следовательно — сократить расходы) водители могут и, соблюдая определенные правила аккуратного вождения и бережного обращения с машиной.
Среди рекомендаций, которые дают специалисты, — поддерживать нужное давление в шинах авто. Недостаточное давление может увеличить сопротивление, что ведет к большему потреблению топлива. К примеру, если давление в четырех шинах снизится всего на 0,1 атм, то расход топлива увеличится на 2-3%. Поэтому стоит проверять этот параметр регулярно и держать его на рекомендованном уровне.
Разумеется, всегда полезно и нужно проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля. В том числе — замену фильтров воздуха, масла, что помогает сохранять двигатель в хорошем состоянии и уменьшать потребление топлива.
Во время движения специалисты советуют водителям следить за оборотами двигателя: если машина с механической коробкой передач, стоит вовремя переключать передачи. Это также избавит от излишнего расхода топлива.
Не стоит слишком резко стартовать и двигаться, как на гонках: в плотном городском движении такая манера езды редко дает выигрыш во времени, но приводит к лишнему расходу горючего.
Водителям рекомендуют обдуманно подходить к работе двигателя вхолостую, буквально — когда машина стоит, а двигатель продолжает работать. Час работы двигателя на холостом ходу может «съесть» 1-1,5 литра топлива.
Еще одна полезная рекомендация — разгрузить авто, убрать лишнее из багажника. Относительно пустой багажник уменьшает расход топлива до 10%. А в жаркий летний период стоит по возможности парковать авто в тени и не допускать перегрева машины. Будет не только комфортнее для водителя, но и экономнее.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра