Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ Меньше пассажиров и дефицит водителей: как война изменила автобусную сеть Днепра

Супрун Юлія

як працюють автобуси у Дніпрі

“Я надеюсь, что все эти автобусы когда-то выйдут на улицы Днепра и повезут пассажиров”, — говорит Андрей Русавский, директор ООО «Автотранссервис», указывая рукой во двор АТП, где рядами стоят те большие автобусы, по закупке которых до войны наш город был лидером в Украине. В 2019 году в Днепре запустили программу по замене автобусов малой вместимости на транспортные средства большой вместимости — более комфортные для пассажиров. Но из-за войны программу обновления пришлось поставить на паузу. Сейчас городские перевозки в больших автобусах стали нерентабельными, ведь существенно уменьшился пассажиропоток. Как во время войны работает автобусная сеть Днепра выяснял корреспондент «Нашого міста».

как работают автобусы в Днепре

Работают бесперебойно

За более чем два года войны пассажирские перевозки в Днепре не

прекратились и работали бесперебойно. Во время массовых отключений электроэнергии, когда вынужденно останавливалась работа электротранспорта, автобусы возили пассажиров, а маршруты усиливались дополнительным подвижным составом.

ООО «Автотранссервис» обслуживает 15 популярных городских маршрутов. Ранее на них работали комфортные большие автобусы, однако с начала полномасштабного вторжения их количество на дорогах Днепра в целом уменьшилось в 2,5 раза — с 250 до 100 единиц. Также большие автобусы полностью обслуживают коммунальные автобусные маршруты.

как работают автобусы в Днепре

У нас во дворе АТП стоит много больших автобусов, —  объясняет Андрей Русавский. — Они сейчас не востребованы из-за того, что не хватает пассажиропотока. Обслуживание такого автобуса (ремонт, топливо и т.д.) минимум вдвое дороже, чем, например, менее вместительного «Эталона».

В Днепре работает 92 городских автобусных маршрута. Частные перевозчики (11 автотранспортных предприятий) обслуживают 87 из них. Еще 5 маршрутов являются коммунальными.

Ежедневно на маршруты выходит около 700 автобусов, которые перевозят в среднем 300 тысяч пассажиров, по меньшей мере 50 тысяч из них — льготники.

Льготы и муниципальные автобусы

Коммунальные автобусы Днепра возят льготников без ограничений даже после того, как частные перевозчики ограничили поток пассажиров, пользующихся льготами. В конце 2023-го в Днепре приняли решение, что в часы пик — до 10:00 и после 15:00 количество льготников в салоне будет ограничено: до двух на автобус малой вместимости, четырех — на автобус средней вместимости, и шести человек — на автобус большой вместимости. Но с 10:00 до 15:00 льготников возят в неограниченном количестве.

Проблема льготных перевозок всегда была достаточно болезненной по всей Украине. Одна из причин — с 2017 года государство не компенсирует перевозчикам бесплатный проезд льготников. В Днепре действует городская программа, по которой частные АТП получают компенсации до 10% от количества сидячих мест за каждый рейс.

Между тем в коммунальных автобусах Днепра, которые курсируют по пяти маршрутам: № 7-К; № 32-К; № 48-К; № 75-К; № 109-К пассажиры пользуются своими льготами без ограничений.  

как работают автобусы в Днепре

У нас в коммунальном автобусе перевозка одного пассажира стоит примерно 24 грн, из которых пассажир оплачивает только 15 грн, остальная часть закрывается за счет городского бюджета, — объясняет Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета и добавляет, что такая ситуация не только в Днепре и даже не в Украине. Перевозку всех льготников тоже оплачивает городской бюджет.

Общественный транспорт — убыточный и дотируется за счет местного или государственного бюджетов. Однако он выполняет важную социальную функцию — обеспечивает мобильность населения.

Муниципальные автобусы появились в Днепре почти полтора года назад, после того, как враг ударил ракетой по одному из местных частных АТП. В ночь на 29 сентября 2022 года было полностью уничтожено 48 больших и 6 средних автобусов, еще около 100 машин — изуродовано. 10 маршрутов, которые обслуживает АТП, работали даже после прилета. В первые дни после попадания другие частные компании помогли предприятию с подвижным составом.

разрушенное вражеской ракетой АТП в Днепре
разрушенное вражеской ракетой АТП в Днепре

От транспортного коллапса Днепр спасла гуманитарная помощь от Киева, Винницы, Кельна и местных бизнесменов.

Уже через 10 дней после ракетного удара по АТП Киев передал Днепру 30 автобусов — МАЗы двух моделей. 5 больших автобусов нашему городу передал город-побратим Кельн. Из Винницы в Днепр приехали еще три автобуса большой вместимости — два ЛАЗа и «Богдан». Семь автобусов Днепру подарили представители местного бизнеса. 

Эти автобусы составили основу муниципального парка и стали настоящим спасением для Днепра.

Не хватает водителей

Во время войны Днепр столкнулся с большой проблемой: катастрофически не хватает водителей автобусов. Большое количество сотрудников АТП, обслуживающих наш город, мобилизовано на фронт. Это привело к дефициту кадров и усложнило график работы

Около 700 автобусов ежедневно выходят на линию и работают в напряженном графике из-за дефицита водителей, — объясняет Иван Васючков. — Люди устают. Средний возраст водителей — 60-62 года.

В ООО «Автотранссервис» говорят, что на их предприятии в ряды ВСУ призвали примерно 15% сотрудников. 

как работают автобусы в Днепре

Не хватает кадров катастрофически, — говорит Андрей Русавский. — На городских маршрутах в нашем АТП не хватает около 60 водителей. Это сейчас проблема любого АТП в Днепре.

Почти все АТП Днепра срочно ищут водителей и ремонтников подвижного состава.

как работают автобусы в Днепре

У водителя сейчас зарплата от 14 до 20 тысяч грн, в зависимости от графика работы, — рассказывает Иван Васючков. — Квалифицированный механик 10-25 тысяч грн в месяц может зарабатывать. Электронщики — очень востребованная специальность. Большинство новых автобусов — электронные с большим количеством датчиков. Электронщики могут очень хорошо зарабатывать.

Капремонтов — в четыре раза меньше 

Вторая большая проблема днепровских АТП — финансовая. Запчасти не только подорожали. Проблема —  доставить их в Украину. 

Из-за этого очень большая проблема с капитальными ремонтами — их количество сократилось в четыре раза по сравнению с довоенным периодом, — добавляет Иван Васючков. — Это болезненная проблема, которую испытывают наши пассажиры, но мы надеемся на понимание — в военное время надо чем-то жертвовать. Сейчас все в сложном положении.

как работают автобусы в Днепре

Несмотря на все сложности, в Днепре проводят проверки работы городских автобусов. 

В целом работой АТП мы довольны, более недовольны техническим состоянием подвижного состава, из-за чего мы начали проверку, — добавил Иван Васючков. — Уже на сейчас проверено восемь маршрутов, а это 60 автобусов. Предоставлены предписания на устранение недостатков.

Напомним, ранее мы писали об истории любви двух водителей троллейбусов в Днепре.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: