Skip to content

 Как живут и защищают Украину добровольцы из Днепра

14 марта 2014 года на тренировочной базе в Новых Петровцах более 500 бойцов Самообороны Майдана сформировали первый добровольческий батальон по защите  страны от российской агрессии. В январе 2017-го этот мартовский день по решению Верховной Рады стал Днём украинского добровольца. Мужество и решительность добровольных защитников спасли Украину от порабощение агрессором в первый год войны, которая на то время называлась Антитеррористической операцией. Десять лет назад мощные добровольческие подразделения формировались и в Днепре. Огромное количество добровольцев встали на защиту страны после начала полномасштабного вторжения. Как сегодня живут и служат наши земляки, воины-добровольцы? С героями войны с рф общался журналист «Нашого міста».

Первые добробаты создавлись еще в Днепропетровске

Сегодня многие события десятилетней давности представляются далекими и труднообъяснимыми. Войну тогда никто не называл войной. Большинство украинцев жили в обычном формате: работали, учились, ездили на курорты. Еще не был переименован Днепропетровск (новое название он получит только в мае 2016- го). А добровольческие подразделения появились уже весной 2014-го. Областные госадминистрации стали формировать батальоны территориальной обороны. В Днепропетровске набрали Полк патрульной службы полиции особого назначения «Днепр-1», а летом того года образовался Добровольческий украинский корпус «Правого сектора».

Добровольные структуры зачастую были плохо обеспечены, не было жесткой субординации. Дисциплина оставляла желать лучшего, а участие в боевых действиях не всегда фиксировалось, что впоследствии затрудняло получить статус УБД. Но тогда именно первые воины-добровольцы стали настоящим щитом Украины. Добробаты дали возможность провести мобилизацию и, по сути, спасли украинскую государственность от гибели.

Значимость появления первых добровольцев подчеркнул на Дне добровольца-2023 и городской голова Днепра Борис Филатов:

– С 2014 именно наш город стал родиной добровольческого движения. Здесь формировались первые добровольческие подразделения, которые сразу шли на фронт – противостоять русскому нашествию и сепаратизму, — отметил мэр.

Они не служили в армии и не имели боевого опыта

Действительно, многие мужественные защитники раньше не воевали и ни дня не служили в армии. Их мотивировали не умение и опыт, а желание спасти Украину.

– Такое дурацкое воспитание: если на твою страну напали, её надо защищать, — рассказывает Игорь Куликовский, военнослужащий ВСУ. – У нас есть государство, на него напали! Естественная реакция – стать его защитником. Военного опыта у меня – никакого. Даже «срочку» не служил, но в 2014-м пришел в «Правый сектор». Воевал в составе добровольческого объединения «Сармат». Проблемы с получением УБД были у всех. Свое участие в боевых действиях доказывали в судах. Нас пять человек получили позитивные решения в пяти разных судах Днепра. Решения направили в МВД, поскольку действовали в координации с батальоном «Днепр-1». Ну и летом 2019-го нам подтвердили статус УБД.

Сейчас подобных проблем нет, поскольку добровольческие формирования включили в состав ВСУ. Но сами добровольцы есть. Какова их роль в войнах?

– Конечно, добровольцы не могут переломить ход войны, — считает участник войны с рф. – Регулярная армия есть регулярная армия. Она важнее. Но они – огромный психологический фактор. Когда десять лет назад агрессор готовился с ходу захватить весь юго-восток Украины до самой Одессы добровольцы и волонтеры помешали этим планам. Обычные люди – необстрелянные, совсем еще юные парни и девушки или ветераны, разменявшие шестой десяток, не дали шансов врагу поставить Украину на колени.

16-летний сын хочет заменить на фронте отца

Днепрянин Вадим Джур работал начальником отдела Днепровской дирекции железнодорожных перевозок. Хорошая должность. Почетная и ответственная. К тому же, предоставляет бронь от армии. Работай и радуйся. Но в 2015-м от спокойной мирной жизни Вадим отказался.

— До этого в армии не служил и военным становился постепенно, — отмечает железнодорожник. – Учился. Тренировался. Отслужил-отвоевал один год,  2 месяца, 23 дня. Вернулся. А когда началась полномасштабка снова попросился на фронт. Мотив очевиден и понятен: надо защищать Родину! Это в 2015-м люди не вполне понимали, что происходит. Если Антитеррористическая операция — значит участвовать в ней должны какие-нибудь спецвойска. Сейчас же совершенно ясно, что если  отморозиться, спрятаться за бронь, дела не будет. Есть реальная угроза потерять не только страну, но и своих близких. Знаю, что многие говорят: «Не хочу, не буду воевать! Я для войны не рожден!». Ну, а кто рожден?

Сейчас Вадим служит в 93 механизированной бригаде. Ему повезло – ранен не был. Но, хотя, по собственному утверждению, 43-летний днепрянин находится в самом расцвете сил, усталость с каждым новым днем войны подтачивает эти силы. Ведь добровольцы не супермены, не роботы.  Обыкновенные люди пусть и с необыкновенной судьбой.

– Конечно, люди устают, — резюмирует Вадим Джур. – Варишь ли кашу где-то в глубинке или находишься вблизи «нуля», усталость накрывает. Воины ждут демобилизацию. Я тоже. Чтобы немного отдохнуть. Пожить. 16-летний сын сейчас за границей, и он меня поддерживает: «Папа, когда исполнится 18, вернусь в Украину и пойду тебе на смену. Никто не хочет вас менять. А ты уже старый».

Павел Динец на войну уходил дважды

Талантливому днепровскому журналисту Павлу Динцу за 50 и богатырским здоровьем он не отличается. Но на фронт наш коллега просился дважды. Первый раз после смерти мамы и потом, уже сейчас, после ухода отца.

– Мама сильно болела и умерла в августе 2014 года, — рассказывает Павел. – Как раз в то время в Иловайском котле погибли сотни наших военных. Эти два не связанных между собой события стали для меня огромным потрясением после чего и принял решение пойти добровольцем. Через два месяца попал в Рубежное, а всего прослужил почти полтора года. После вернулся в Днепр и стал вести для детей военно-патриотические кружки. Когда началась большая война снова стал добровольцем. Как лучше всего в войну учить школьников патриотизму? Разумеется, личным примером.

На решение днепрянина пойти на фронт повлияло также печальное событие  — смерть отца. Известному днепровскому географу Петру Семеновичу Динцу было глубоко за 90, но он был полон жизненных сил и в качестве натуралиста-любителя на даче с удовольствием постигал секреты природы. А еще он писал стихи и умел предсказывать погоду.

– Отец у меня был самый замечательный, — констатирует наш коллега. – Наделенный разнообразными талантами и удивительно любознательный. Многому у него научился. Когда в ноябре 2023-го его не стало, окончательно решил снова надеть военную форму. Да у меня есть некоторые проблемы с сердцем. Но не жаловался. В учебке наш взвод вообще возрастной. Пятерым бойцам – за 50! Но «деды» ни в чем не уступают молодым. Недавние тренировочные стрельбы и учебная зачистка окопов вполне подтвердили это.

Журналисту «НМ» Паша рассказал свое предчувствие: «Я почему-то уверен, что в мае нынешнего года, когда мне исполнится 55, мы обязательно победим».

С получением УБД особых трудностей нет, но проблем хватает

Сейчас многие добровольцы обращаются за юридической помощью. С какими проблемами сталкиваются наши защитники?

– Я очень часто получаю обращения от добровольцев, которые нуждаются в правовой помощи, — отмечает Татьяна Синцова, адвокат. — Все мои знакомые ребята- добровольцы, которые служат с 2014 года получили без проблем удостоверение УБД. Но появилось множество других проблем. Часто обращаются по вопросам, связанным с прохождением службы, получением отпуска, больничного листа или оспаривания решения военно-врачебной комиссии.

Иногда необходима помощь в составлении юридических документов, связанных с переводом на другое место службы или увольнением с воинской службы.

Один из наиболее распространенных поводов обращения к юристам – недопонимание с армейскими медработниками.

Боевые медики зачастую утверждают, что военнослужащие недостаточно больны, чтобы отправить их на стационарное лечение, — констатирует адвокат. – Но сами военные считают иначе, потому и обращаются к юристам.

Это многолетняя проблема армии. Еще в старые мирные времена считалось, что если ВЛК признала призывника годным к строевой, то он просто обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы.  Какими б они не были. Но люди и обстоятельства меняются. Тем более, когда продолжается война.

– Сейчас не уверен, что пошел бы добровольцем, — замечает известный художник Александр Костенко, доброволец -2022, получивший тяжелое ранение. – Мотивация потихоньку угасает. Сейчас своих встречаю только в госпиталях. Очень злых. Как иначе реагировать на все эти ВЛК, которые невозможно пройти по несколько недель.

Хочется, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Каким образом? Это большой вопрос. Когда, как не в День украинского добровольца напомнить о проблемах мужественных защитников Украины.

Категория: Война, Новости Днепра, Тема дня

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: