Строительство долгожданной ветки днепровского метро от вокзала до исторического музея наращивает темпы. Каждую неделю неуклонно сближаются подземные тоннели, обозначенные красным цветом на карте. А недавно в нее внесли сразу два обновления — важных и значимых для всех жителей Днепра.
ВТОРАЯ ПО ГЛУБИНЕ В ЕВРОПЕ
Будете проходить мимо исторического музея в сторону танка, обязательно посмотрите на наш знаменитый флагшток. Его высота — 72 метра. Ровно на такой же глубине здесь уже почти месяц идет строительство станции метро «Музейная».
– Из трех будущих станций это вторая, к сооружению которой приступили подрядчики, — рассказал Артем Костюк, прессатташе строительства новых станций метро. — Но если на «Театральной» работы выполнены почти наполовину, то здесь все только началось. Пока — на уровне блока технических помещений и первых пилот-тоннелей. Готов также котлован под вестибюль в верхней части станции.
На динамической карте четко видно, как навстречу проходке от ствола 16-бис (напротив танка) двигается проходка со стороны ствола 15-бис (напротив «Атриума»). Обозначенные красным цветом тоннели уже вплотную подходят к будущей станции «Музейная». Строить ее тоже будут сразу с двух сторон. Соединятся две проходки в центральном зале станции максимум через четыре—пять месяцев. Условия, в которых здесь приходится работать, метростроевцам уже хорошо знакомы — твердый водонасыщенный гранит. Так что с постоянным водопритоком они успешно справляются.
«Музейная» будет в чем-то похожа на «Вокзальную»: центральная островная платформа, по обе стороны которой — отделенные колоннадами платформы. Общая длина «Музейной» около 2 километров, а 72 метра глубины сделают ее второй в Европе после 100-метровой киевской «Арсенальной». Входа будет два – напротив «Днепровской политехники» и там, где сейчас стоит танк. Памятник не пострадает! Его просто перенесут на пару кварталов ниже, поближе к монументу Славы.
СУПЕРБЕТОН ПЛЮС ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ
Еще одна новинка на динамической карте метростроя – отмеченные желтым цветом 25 метров тоннеля, где впервые смонтирован многослойный бетонный монолит постоянного крепления.
— Пилотные 25 метров тоннеля с уже уложенным постоянным креплением находятся под землей примерно на уровне магазина «1000 мелочей», — пояснил Артем Костюк. — Первый слой от грунта – это небольшой слой временного крепления толщиной 5 см, которое укладывали по мере проходки тоннеля. Дальше идет гидроизоляционная мембрана из плотной резины, геотекстиль и арматура. Внутри тоннеля все это скрыто под 45-сантиметровым слоем качественного бетона, способного выдержать давление около 55 мегапаскалей.
Кстати, от этого участка рукой подать до станции «Театральной», которую уже соединили с перегонными тоннелями. Центральный зал, где будут расположены посадочные платформы, разработан практически на 45%. Полным ходом идет и строительство примерно такого же по объему работ блока технических помещений.
— Зрелище потрясающее, я часто туда спускаюсь. Уже четко видно: «Театральная» будет односводчатой, похожей на станцию «Метростроителей» или «Заводскую», — рассказал пресс-атташе. – Кроме зала и технического блока, снизу уже идет строительство наклонного хода для эскалатора. Объем выполненных работ — 30%, но темпы просто сумасшедшие. Думаю, максимум в течение полугода эскалаторный ход соединится с вестибюлем.
ДО ОТПРАВЛЕНИЯ ОСТАЛОСЬ
Летом прошлого года днепровские метро строители получили разрешение на взрывные работы – спустя почти год после остановившего их запрета. Сейчас проходка тоннелей идет такими темпами, что появилась вполне реальная перспектива закончить все строительство к декабрю 2024 года.
На первом стволе, где строится станция «Театральная», за день производится по 2—3 взрыва. На стволе 15-бис (возле «Атриума») взрывы происходят по 3—4 раза за день, проходка продвигается сразу по четырем забоям на 110 метров за неделю. Ствол 16-бис возле танка — по 2 взрыва в день, два забоя по 50 метров за неделю. Самым сложным оказался 13 ствол — не верь после этого в приметы! Здесь, на участке между Воскресенской и Серова, проходку возобновили только полгода назад.
— Очень твердый гранитный грунт, невозможно пройти его механическим способом, — объяснил Артем Костюк. – Хотя на всех остальных это получилось, за исключением 15-бис. Получить разрешение на применение взрывного способа с учетом плотной исторической застройки вокруг 13 ствола тоже было очень сложно.
Минимальную вибрацию стоящим здесь зданиям могли обеспечить только малые заряды — не больше 20 кг взрывчатки. Проходчики шли буквально по сантиметрам, но недавно все же достигли проектной отметки и перешли к прогонным тоннелям. По предварительным расчетам, это позволит увеличить темпы проходки как минимум вдвое.
— Я хорошо помню, как тоннели проходили гидромолотом по полтора — два метра за неделю, — вспоминает Артем. – Нынешние 200 метров в неделю – такого не было даже в советское время! Если сохраним эти темпы, уже года через полтора будут проложены все восемь километров тоннелей и построены все станции. Можно будет приступить к прокладке коммуникаций, монтажу оборудования, строительству наземных сооружений и внутренней отделке станций.
Автор Инна ВНУКОВА. Фото Валерия КРАВЧЕНКО