Участившиеся случаи давления коллекторов на должников и тем, кто не имеет никакого отношения к быстрым кредитам, заставляют задуматься, что делать заложникам онлайн-кредиторов.
Микрокредитов выдается в Украине великое множество, чему способствуют легкие условия их получения. Реклама так и манит одолжить совсем немного и ненадолго, а затем казавшаяся безобидной финансовая операция оборачивается большими проблемами. Огромные проценты, угрозы и штрафы становятся грозным оружием в руках коллекторов. Объектами их атак иногда становятся люди, которые даже понятия не имеют о том, что брали кредит.
Чтобы уверенно себя чувствовать и знать, как вести себя в правовом поле с представителями онлайн-кредиторов, пользуйтесь мини-инструкцией.
1. У Вас должны быть доказательства
Эта фраза должна стать ключевой в общении с коллекторами. При этом исключите всякое общение по телефону – переводите все в обмен документами. Выясните, куда отправить письменный запрос о размере и происхождении долга. Если собеседник затруднится дать адрес и реквизиты, разговор можно спокойно сворачивать – вам ничего не угрожает. Полученный письменный ответ от кредитора будет аргументом в суде для обжалования долга. Таковым будет и отсутствие ответа. А для доказательства того, что вы делали запрос, должно быть оставшееся у вас уведомление о вручении заказного письма.
2. Напишите заявление в полицию
Если кредиторы угрожают расправой или шантажируют, вы имеет право обратиться в полицию с заявлением о подозрении в мошенничестве и нарушении неприкосновенности частной жизни. Такой шаг правомерен и в случае непредоставления доказательств наличия кредитного договора.
3. Какие документы должна представить МФО
Если коллекторы обращаются за долгом к вам как к поручителю или родственнику должника, сделайте запрос в кредитную организацию. В ответ должны предоставить следующие документы:
— копию договора
— распечатка насчитанных процентов
— данные о выплатах по кредиту
— копию лицензии своей компании
4. Если долги перешли по наследству
Даже если долги достались по наследству или вы являетесь поручителем, не спешите сразу погашать сомнительный кредит. Кредиторы могут обращаться к наследнику за долгом только через полгода после оформления наследства. При этом они не имеют права требовать больше, чем составляет стоимость полученного имущества по наследству.
5. Обратитесь к уполномоченному по правам человека
Также на действия коллекторов можно пожаловаться Уполномоченной по правам человека. Она уже говорила о намерении проверять, как коллекторы соблюдают законодательство.
6. Нацбанк может помочь
Обращения о нарушении прав онлайн-кредиторами принимают в Нацбанке. Жалобу можно отправить по электронной почте nbu@bank.gov.ua или обратиться на горячую линию 0 800 505 240.
В планах НБУ разработать форму для подачи таких заявлений онлайн на официальном сайте организации.
7. Суд не выгоден никому
Последней инстанцией для решения всех спорных вопросов является суд. Однако в случае конфликта насчет быстрых кредитов ни одной стороне обращение туда не будет выгодно. Гарантии положительного решения нет, а стоимость услуг адвоката высока. На это и напирают коллекторы, убеждая реального или мнимого должника выплатить кредит, а не продолжать разбирательства в суде.
8. С 1 января 2021 года МФО придется изменить свои подходы
С 1 января 2021 года закрывается лазейка в законодательстве, которой пользовались микрокредитные организации. Закон «О потребительских кредитах» не распространялся на займы сроком до 1 месяца и на сумму до 5 тысяч гривен. Теперь сфера влияния документа будет расширена.
Кредитные организации будут обязаны по закону информировать клиента обо всех условиях займа. Кроме того, максимальная сумма штрафов за нарушение договора не может превышать сумму кредита более чем вдвое. Также будет запрещено повышать процентную ставку по уже оформленным кредитам.
Напомним, ранее мы писали, что делать, если банк ликвидировали, а ваш кредит продали финансовой компании
А также сообщали, как защититься от коллекторов