Skip to content

Кресло предкновения: можно ли в Днепре уехать на такси с автокреслом

Идея провести социальный эксперимент в такси пришла неслучайно. У меня трое детей, своей машины нет, поэтому пользуемся общественным транспортом – маршрутками и трамваями. С появлением третьего ребенка стали чаще прибегать к услугам такси. Это быстрее, комфортнее и меньше вероятности подцепить какой-то вирус.

Месяц назад мне нужно было съездить с шестилетней Светой и четырехмесячной Златой в поликлинику. Чтобы не трястись в переполненном транспорте, вызвала такси. Выбрала Uklon. На данный момент сервис этого такси мне нравится больше всего – удобно заказывать и на маршруте всегда есть свободные машины.

Увидев мой детский сад, водитель подъехавшего авто скривился:

«Почему вы не предупредили, что будете с детьми? Приехал бы другой — с автокреслом. Вдруг меня сейчас оштрафуют за отсутствие девайса?»

Я искренне извинилась и сказала, что не знала о такой функции. Честно пообещала, что на обратном пути сообщу при вызове, что нам нужна машина с автокреслом.

Так и сделала. Указала, что еду с ребенком, и программа автоматически набросила за услугу 30 гривен. Почти сразу перезвонил водитель.

— Простите, но автокресла у меня нет, — вздохнул он. – Поедете без него?

— Поеду, — твердо ответила я, с ужасом представляя минуты в ожидании следующего авто в поликлинике и крики просыпающейся младшей дочери.

Водитель оказался обходительным, открыл двери, подождал, пока удобно устроюсь. Усадил Свету на заднее сиденье и пристегнул ее. Пояснил, что автокресло осталось в другом авто, поэтому сегодня он без него. Я спросила, много ли машин работают с креслами.

— Нет, это редкость, — пожал плечами мужчина. – На каждый возраст оно должно быть свое. Никто не будет возить с собой три-четыре кресла разного размера. Одно еще куда ни шло, но и их почти нет. А что делать, если едет пассажир с несколькими детьми? Вот как вы сейчас.

Ситуация показалась мне странной. С одной стороны, есть закон, предусматривающий детские автокресла в автомобилях, с другой – невозможность этот закон выполнить.

Для социального эксперимента мы выбрали понедельник, самый тяжелый и насыщенный день. Чтобы бесцельно не ездить по городу, наметила несколько пунктов: из дома решила заехать в «Мост-сити» за конфетами, затем в роддом больницы им. Мечникова проведать подругу, потом в редакцию «Нашого Міста» и домой. Главной помощницей в эксперименте была дочка Света. Фотокорреспондент Валерий играл роль дедушки.

Берут девайс с собой

Первым мы вызвали «Опти-такси». Когда-то это была моя любимая служба. Но несколько раз она меня подвела в самый неподходящий момент, поэтому это такси я вызываю редко.

Оператор уточнила, сколько лет ребенку, и велела ожидать сообщения, когда приедет такси. За 15 минут мне пришли четыре сообщения о замене машины – ни в одной из них не было автокресла. Мы ждали на улице, и Света в осенней куртке замерзла. Вернулись домой, оделись теплее. Я снова набрала службу такси. Девушка сказала, что нужное авто найти не могут, но по моему желанию пришлют машину без автокресла. Я согласилась. Пришлось ждать еще десять минут.

Водитель без лишних слов пристегнул Свету на заднем сиденье, и мы поехали. Я спросила, часто ли попадаются заказы с автокреслом.

— Таких машин в нашей службе не более десяти процентов, — рассказал Дима. – На прошлой неделе пассажиры из Приднепровска ждали машину с автокреслом. Оператор обзванивала всех водителей, но ни у кого подобного девайса не оказалось. Выходя на маршрут, мы сообщаем оператору, есть сегодня с нами кресло или нет. У меня, например, шестилетний ребенок, поэтому есть и автокресло. Но оно очень большое, занимает половину заднего сиденья. Работать с ним неудобно: после того как провезу ребенка и уберу кресло в багажник, не смогу уже взять пассажиров с чемоданами, которым нужно на вокзал или в аэропорт. По моим наблюдениям, пассажиров, которым нужно автокресло, гораздо меньше, чем тех, кому нужен свободный багажник. То есть кресло возить невыгодно.

Я спросила, не жалко ли использовать в рабочих целях личное дорогое кресло. Дмитрий согласился, что пассажиры бывают разные и через время девайс может прийти в негодность. Работодатель же в покупке автокресел — не помощник.

— Можно было бы оставлять автокресла в офисе фирмы на ул. Шевченко, но это нерационально, — продолжил водитель. – Если нужно везти семью с Левобережного на Парус, мне нет смысла ехать на базу за креслом. Ведь я израсходую больше бензина, чем получу за вызов. Либо стоимость заказа будет выше.

Кстати, штрафов за перевозку маленьких пассажиров без автокресла в этой службе такси пока не выписывали.

— Если один таксист приедет в офис с выписанным штрафом, я уверен, что требования к использованию автокресел будут намного строже, — прокомментировал Дмитрий. – Сейчас водитель сам решает, взять в машину ребенка или нет. Оператор уточняет у заказчика, подходит ли ему такси без детского кресла.

Пока же оптимальный вариант – возить пассажирам кресло с собой. Звучит смешно, но такие вызовы были. Если у человека есть свой девайс, он говорит об этом оператору и просит машину с рабочими ремнями безопасности на заднем сиденье. Этот вариант приемлем, если люди едут в гости. А вот если это поездка в ресторан или развлекательный центр, не таскать же кресло с собой.

Ни кресла, ни ремней

За разговором мы не заметили, как приехали в «Мост-сити». Расплатились с водителем и отправились за покупками. Выходя их магазина, я набрала такси «Десятка». Заказ сделала автоматически, потому что отвлеклась на разговор с дочкой. Машину к ТРЦ подали мгновенно. Фотокорреспондент удивился: «Неужели так быстро нашли авто с детским креслом?» И только тогда я поняла, что не сказала оператору, что едем с ребенком. Перезвонила и попросила найти нужную машину. Оператор предупредила, что поездка будет стоит на 25 гривен дороже. Через 15 минут ожидания мне сообщили, что машины с автокреслом нет. Пришлось заказывать обычную.

Молчаливый водитель Юрий на мои расспросы отвечал лаконично: «Авто с таким девайсом можно не ждать. И всегда нужно предупреждать, что едете с ребенком». На мою просьбу пристегнуть дочь ремнем безопасности на заднем сиденье, только пожал плечами – ремни оказались нерабочими.

Мы достаточно быстро доехали до следующего места назначения – роддома в больнице им. Мечникова. Тут водитель чувствовал себя как рыба в воде – ему салютовали все охранники, пока мы ехали по территории медучреждения.

На лушпайке без приключений

Когда пришло время уезжать, вызвали «Эконом-такси». И снова пришлось ждать, пока нам пытались найти машину с автокреслом. Когда автоответчик сообщил, что такой в нашем районе нет, мы согласились на обычную.

Водитель Сергей оказался очень разговорчивым. Мы узнали, что он таксует с 1978 года и отлично знает свои права.

— Пассажиры такси могут быть не пристегнутыми, за исключением поездок за городом, — рассказал он. – Насчет автокресел у меня свое мнение. Вот раньше какая резина была? Круглый год ездили на ереванской 8,40-15, и все было нормально. А сейчас придумали летние шины, зимние, с шипами и без. То же самое с креслами. Раньше ездили нормально без них, и сейчас отвезу без приключений. А вот будет заказ на пустой багажник – куда деть это кресло? Мы стремимся в Европу, но там никто не ездит в такси с автокреслами. Да и таксист там — престижная высокооплачиваемая профессия. И машины хорошие, не то что у нас лушпайки.

Без кресла будь готов опоздать на поезд

Модное такси Uber мы вызвали к зданию, где находится наша редакция. Как и следовало ожидать, детского кресла не нашлось. Водитель Виталий хотел уже отгородиться от нас наушниками, но не тут-то было. Всю дорогу я спрашивала, что он думает по поводу новых правил.

— Вы должны сразу говорить, что едете с ребенком, — поучал меня таксист. – Если водитель принял заказ, нужно ему перезвонить и уточнить, возьмет ли он ребенка. Иначе он может отказаться от заказа, но деньги с вас все равно снимут автоматически. Это я вас взял, а другой бы развернулся и уехал.

Виталий рассказал, что в новогодние праздники возвращавшиеся из гостей одесситы не могли добраться до вокзала из-за новых правил. Никто не хотел брать маленького пассажира без автокресла. Семейство беспокоилось, что опоздает на поезд. Но, к счастью, нашелся водитель, который не побоялся нововведений.

— Сейчас полегче – водители ездят без автокресел, но ответственность за это лежит не только на таксисте, но и на родителях ребенка, — говорит Виталий. – С креслом я еду или без — всегда помню, что нужно быть предельно осторожным, ведь если не соблюдать правила дорожного движения, никакое автокресло не поможет.

Виталий, как и другие водители, упомянул о невыгодности заказов с подобным девайсом. Единственный выход – приварить багажник на крышу машины и возить кресло там. Но такой вариант, конечно, рассматривается только как шутка.

— Проще отказаться от вызова с креслом, — вздыхает водитель. — Это головная боль. Хотя после Нового года заказов и так стало значительно меньше. Молодежь в целях экономии теперь пользуется электротранспортом, даже маршрутки игнорирует. Заказы с креслом не беру, хотя для пассажиров и для фирмы это минус. Везешь без кресла – рискуешь быть оштрафованным. А при нынешних ценах на бензин этого никто не хочет. Замкнутый круг.

Наше маленькое путешествие ситуацию не прояснило. Дождаться такси с автокреслом нам не удалось. Но даже если представить, что такое авто приедет, при поездке с двумя детьми мы все равно нарушим правила – двух девайсов не найдется ни в одной машине. Водители как один говорят о невыгодности использования автокресла в такси – из-за немалых габаритов оно занимает половину салона или весь багажник. Выходов из ситуации два – пристегивать ребенка на заднем сиденье или ездить со своим автокреслом.

Правила написаны на крови

Не 510 гривен, а сразу пять тысяч! Штраф за перевозку детей без автокресла должен быть намного больше, чем установленный сейчас, — утверждает таксист Олег Францев. Машину он водит с юности и на собственном опыте убедился – автокресло для перевозки детей просто необходимо. Олег купил его десять лет назад, как только у него родился сын. Сейчас Леня, сидя в автокресле, уже упирается макушкой в потолок, и потому чаще всего ездит хорошо пристегнутым ремнями безопасности. А в кресле на заднем сиденье папиного авто уже три с половиной года разъезжает его младшая сестра.

— Юлька в кресле сидит спокойно, спит, ей так даже удобнее, — рассказал Олег. – Я тоже спокоен, потому что ребенок надежно зафиксирован. Отказываются от автокресел в основном те, у кого нет детей. Остальные их покупают без проблем. У всех моих знакомых они давно есть. Мы иногда выручаем друг друга, когда надо перевезти двоих или троих детей. Ну а что касается работы в такси, то здесь наличие автокресла в машине — необязательное условие. Обычно диспетчер выясняет при оформлении заказа, будут ли в машине дети. Если да, заказчику придется доплатить за предоставление автокресла еще 30 гривен. Если родители не хотят платить больше и отказываются от девайса, диспетчер выясняет, готовы ли они сами заплатить штраф. У меня на днях была такая ситуация: машину остановили патрульные, а на заднем сиденье — трое детей. Штраф платили родители, ведь я их сразу предупреждал, что так может быть. Кстати, моей фамилии в протоколе не было – вся ответственность в таком случае лежит на родителях, а не на водителе.

Олег настоятельно советует всем, кто перевозит детей, приобрести минимум бустер – специальную накладку на сиденье. В Интернете мы нашли их по цене от 345 гривен, так что экономия, по сравнению с автокреслом, ощутимая. Бустер дает возможность пристегнуть ребенка ремнем безопасности, но, к сожалению, не выполняет при этом никаких дополнительных функций. Насколько по-разному ведут себя бустеры и автокресла в случае аварии, можно увидеть хотя бы на выложенных в Интернете краш-тестах.

— Детское кресло фиксирует ребенка и повышает безопасность, — подтверждает Олег. — Это не просто пластиковое сиденье, внутри него есть еще усиленнный каркас, который дополнительно защищает малыша. В боковых стенках — ребра жесткости, к которым крепятся титановые пластины, а основание специально утяжеляется для стабилизации. Кресла, конечно, разные, от 1200 гривен до 25 тысяч, так что тут каждый смотрит по своему карману.

А еще автокресло можно взять напрокат – на час, неделю, месяц. Минимальная стоимость услуги – 18 гривен в час, максимальная – 400 гривен за месяц. Олег Францев советует покупать и арендовать только те девайсы, которые прошли европейскую сертификацию:

– Обычно это подтверждает специальная наклейка на спинке кресла. Пластик можно отлить какой угодно формы, но еще и внутри должна быть специальная усиливающая конструкция, от наличия которой зависит жизнь ребенка. — Автокресла придумали неспроста, как и ремни безопасности. Все эти инструкции и правила написаны на крови.

Автокресло или штраф?

20 ноября прошлого года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по установлению ответственности за нарушение правил перевозки детей», сразу же прозванный водителями законом об автокреслах. По сути, он ничего не изменил в требованиях к участникам дорожного движения, просто обозначил не определенные ранее санкции.

Согласно этому закону детей до 12 лет и ростом до 145 см нельзя перевозить в легковом автомобиле без спецсредств, которые позволяют пристегнуть ребенка ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией. Установленная с 20 ноября 2019 года санкция за несоблюдение этого правила — 510 гривен штрафа за первое нарушение, 850 за повторное в течение года.

Закон определяет необходимую функцию спецсредств, а не их название или конструкцию. Что выбрать – автокресло, бустер (адаптер под ремень), люльку или специальный детский ремень, решают сами водители. Бустеры устанавливаются прямо на сиденье, чтобы ребенок находился повыше и ремень безопасности можно было зафиксировать на уровне груди. Специальные пятиточечные детские ремни крепятся вместо штатных, двухточечных, более надежно фиксируя ребенка.

Самые эффективные спецсредства – автокресло и люлька. Они не только надежно фиксируют, но и защищают от ударов сбоку и сзади.

В 2019-м в Украине получили травмы при ДТП 3800 детей, 148 – погибли.

Авторы: Мария Матюшкина, Инна Внукова;

Фото: Валерий Кравченко, Сергей Бараненко;

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: