Проблема бездомных животных в Украине стоит весьма остро: большинство приютов частные, все держится на плечах волонтеров. Государственных программ мало, европейский опыт никто не перенимает, а штрафы и тюремные сроки настигают живодеров и садистов чаще только на бумаге.
Однако в Днепре ситуация сдвинулась с мертвой точки. В городе действует обратный отлов – животных ловят, стерилизуют, чипируют, прививают и выпускают. Это позволило снизить численность бездомных котов и собак. Но проблема осталась, ведь безответственных людей немало — сегодня любимый кот, а завтра надоевшая игрушка. Также далеко не все горожане понимают важность и необходимость стерилизации питомцев. А сложнее всего животным, которые родились особенными или пострадали от несчастного случая или человеческой жестокости, их шансы найти семью ничтожно малы.
Инвалиды никому не нужны
Дольше всего в приютах живут взрослые животные, крупные собаки и особенные – с увечьями и инвалидностью. Они никому не нужны.
Алеся Леонова, волонтер и создатель проекта «Кошкин дом».
«Это наш менталитет, в Европе животное берут ради него самого, чтобы помочь, создать ему хорошие условия. У нас же — ради себя, чтобы рядом было красивое, особенное животное. Часто днепровские малыши-инвалиды едут в Чехию, Германию, Польшу и даже во Францию и Голландию»
Алеся отмечает позитивную динамику и в Украине – люди стали добрее и отзывчивее. Но жестокость по-прежнему не редкость. Садизм и живодерство остаются ненаказуемыми на государственном уровне, полиция не готова расследовать убийства животных. А ведь злоумышленники начинают с самых слабых, с братьев наших меньших. Известные своей жестокостью и хладнокровностью днепропетровские маньяки в 2006 году начинали именно с котов и собак, снимали зверства на камеру и выкладывали в Сеть. А дальше были ужасающие убийства людей.
Их красота очевидна
Необычный Ростик
У каждого особенного кота – своя история. Например, у черно-белого Ростика три лапки. «Кот попал к нам со страшными увечьями, буквально торчала кость, — рассказывает Алеся. — На улице он бы не выжил. Сейчас Ростик здоров. Лапку ампутировали, но это не сказалось на его состоянии – он активный, много играет».
Чудесная Алиса
Кошка Алиса выглядит, словно роскошная породистая, но ее красота понятна не каждому. Врожденная особенность глаза сделала ее непопулярной среди потенциальных хозяев. «Алисе не требуется лечение, она здорова, — говорит волонтер. – Но эта небольшая физическая особенность стала проблемой – найти семью для нее непросто, кошка продолжает жить в приюте».
В Европе их ждут
Для европейцев такие питомцы – в радость. Часто одна семья берет нескольких животных из днепровских приютов. Оливия Щепанек живет в Варшаве. В Польше нет проблемы бездомных животных – там есть комфортные приюты, а нерадивых хозяев штрафуют за жестокость или отказ от питомца. Но девушка взяла кошек именно в Днепре! Пиноккио и Максунию Оливия «усыновила» через приют «Друг». Еще одну кошку она увидела в Фейсбуке у волонтера и журналиста Дарины Сухонос.
У Оливии проживает трое днепровских котов
«Как только я увидела фотографию, поняла, что малышка уникальна, Она была похожа на сказочного эльфа! В посте говорилось, что больного котенка подбросили в клинику, а девушка взяла его к себе на кураторство. Я написала Дарине, перечислила деньги на лечение – у малышки был лейкоз и другие инфекционные заболевания. Мы общались через переводчик. Я несколько месяцев молилась, чтобы котенок выжил. Безмерно благодарна Дарине, что она спасла малышку Кики, теперь она со мной. Кошка действительно необычная. Если я плачу, бежит и легонько кусает меня – запрещает плакать!»
Малышка Кики прошла долгий путь на пути к счастью
По статистике днепровских волонтеров, сложнее всего найти дом серым, черно-белым и черным котам. А вот охотнее всего берут рыжих, белых, персиковых, пушистых и, конечно, породистых.
За 2018 год волонтеры приюта «Друг» пристроили около 500 кошек. Самая большая радость — получать фото подопечных из новых семей