Уже месяц на украинских автомагистралях работает дорожная полиция. Чем отличается новое подразделение от пресловутых «ГАИшников»? Как строится их работа, какими полномочиями наделены дорпатрули и как именно обеспечивают порядок и безопасность на трассах? Чтобы узнать все подробности, журналист «НМ» один день несла дежурство вместе с дорожными полицейскими.
Наше дежурство началось в 9.00 на Новомосковской станции патрульной полиции, которая находится на трассе М18 (Харьков — Симферополь – Алушта – Ялта), в 24 километрах от города.
Ранее на этом месте находился стационарный пост ГАИ, который переоборудовали в дорожную станцию патрульной полиции. В будущем, кроме полиции, на базе станции будут находиться и другие службы: спасатели или медики. Таким образом, экстренные службы смогут более оперативно реагировать на происшествия в области.
Честно говоря, работать ребятам приходится в спартанских условиях. Небольшая, обдуваемая со всех сторон будочка. Из систем отопления – масляный обогреватель, из кухонной утвари – чайник, принесенный из дому, микроволновки нет. Туалет «типа сортир» на улице. Вокруг поля, перед глазами трасса.
У новичков-полицейских лица были красными и от мороза, и от смущения. Не каждый день приходится общаться с прессой. Но внимание им было явно приятно.
При стационарном посте работает мобильный экипаж, который мониторит ситуацию на дорогах. Попросту говоря, ездят по маршруту и патрулируют. При необходимости, реагируют на происшествие и оказывают помощь. Журналистов в служебный автомобиль не пускают – запрещено правилами безопасности. Остается вести «наружное наблюдение».
Водители проезжающих машинах, стараются как можно быстрее миновать пост полиции, заранее сделать все возможное, чтобы не было причины для остановки. Чувствуется, настороженное отношение к «ГАИшникам».
— Первое время так и будет, мы к этому готовы, поэтому и обижаться смысла нет, — говорит патрульный Сергей. – Ведь, по сути мы и есть «ГАИ», только разница в том, что работаем согласно Закону и взяток не берем. Функции остались те же.
Лейтенант Сергей Горбач рассказал, что в «патрульку» пошел по зову сердца, да еще и выдержал колоссальный конкурс.
— Мы проходили жесткий отбор прежде, чем попасть в подразделение, — рассказывает лейтенант. — Зачисление в патруль проходило на конкурсной основе, учитывались рабочие показатели, степень ответственности и желание кандидата стать дорожным полицейским.
За первые часы дежурства я успела порядком продрогнуть и устать. Интересуюсь – принимают ли в дорожную полицию девушек?
— У нас гендерное равенство, поэтому, в первую очередь, мы — сотрудники полиции, все остальное уходит на второй план, — рассказывает патрульный Сергей.
Ежедневно на дежурство на один пост заступает экипаж з четырех человек. График у них непростой и под силу не каждому: 2 дежурства в день, потом 2 дня отдыха, затем 2 дежурства в ночь.
Во время дежурства для всех находится задача, без дела не сидят. Кто-то следит за фотофиксатором, кто-то помогает «Укртрансбезпеке» проверять вес большегрузов на соответствие нормам, кто-то реагирует на поступающие по рации сигналы.
Как раз при нас по рации поступает сигнал о машине, которая совпадает с ориентировкой авто, находящегося в угоне. Недалеко от поста установлен фотофиксатор, оперативно передающий информацию о проезжающих машинах. Именно он помогает и делает работу быстрее, данные с устройства в последствии могут стать подтверждением правонарушения.
Сотрудник полиции остановил авто, совпадающее с описанием угнанной машины. Приятно удивило спокойное, с пониманием, отношение водителя. Пока проверяют документы, я удивленно спрашиваю:
— Бывают случаи хамства со стороны водителей, отказ предъявить документы или оказания сопротивления?
— На новом месте еще такого не было, а когда по городу патрулировал, каждый второй доказывал, что я не прав, в разной форме, и в грубой тоже, — говорит Сергей.
Тем временем, коллеги Сергея установили, что с машиной все в порядке, и она шустро уехала за горизонт.
Пока разбирались с легковым авто, у коллег из «Укртрансбезпеки» возник спор с водителем большегруза. Превышения норм нагрузки на оси, попросту говоря перегрузы – серьоезный штраф.
— Мы помогаем сотрудникам «Укртрансбезпеки» решать проблемные вопросы с нарушителями норм тоннажа, — поясняет дорожный патрульный, — Все знают, что многие хотят сэкономить и нагружают грузовики больше положенного. А это портит не только состояние самих автомобилей, которые быстро приходят в негодность, но и дорожное полотно. Потом все удивляются, почему такие дороги ужасные.
Работа обеих служб основана на взаимной помощи. Полиция помогает остановить автомобиль и следит за безопасностью, а работники «безпеки» проводят контрольное взвешивание.
Во время беседы полицейские ничего не упускают из виду. Говорят, повышенная внимательность — это уже привычка. Держать руку на пульсе и быть во всеоружии – залог хорошего правоохранителя.
Интересуемся бытовыми подробностями несения дежурства.
— Расскажите, как вы греетесь? Подкиньте «лайфхак» от полиции, как не замерзнуть и не заболеть? — спрашиваю уже совсем замерзшая.
— Теряюсь вам что-то сказать однозначное. Просто мы, наверное, адаптировались к холоду. В такие моменты чувство долга становится превыше всего, а об остальном думаешь в последнюю очередь. А вообще все просто: тепло одеться и время от времени пить теплый чай, — делится «холодным опытом» Сергей. — Бывают случаи, когда на улице проводишь большую часть времени. Например, на задержании не предугадать, как дело повернется.
Полицейский — это не просто работа, а стиль жизни. Каждый готов в любой момент при необходимости сорваться с выходного, отпуска, днем или ночью. Да и к самому слову «работа» парни относятся плохо. Они несут службу, для них важны слова присяги, которую давали. Но и «жить» тоже не забывают, хотя сложно объяснить друзьям, девушкам, женам специфику службы.
-А как вы проводите свой выходной?
— Спим, набираемся новых сил,- отвечают хором, не сговариваясь.
Искренний энтузиазм и готовность помогать, а не карать водителей – действительно отличительная черта сотрудников новой дорожной полиции. Прощаемся, желаем ребятам спокойной службы и дисциплинированных водителей, они нам – счастливого пути. Уже на въезде в город нашу машину обгоняет сидан Ауди, он едет явно с превышением скорости. Наверняка, перед постом скорость сбрасывал…. Как бы ни старалась новая полиция, все-таки основная ответственность за безопасность на дорогах лежит на водителях. Перемены к лучшему нужно начинать с себя.
Справка «НМ»
Патрульная полиция имеет право останавливать автомобили исключительно на основании статей Закона «О Национальной полиции». Согласно ему, причин для остановки автотранспорта может быть 9:
- Нарушение водителем правил дорожного движения;
- Очевидные признаки, которые свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;
- Наличие информации о причастности водителя или пассажира транспортного средства, а также самого транспортного средства либо его груза к ДТП или другому правонарушению;
- Транспортное средство находится в розыске;
- Необходимость опросить водителя или пассажиров, которые являются или могут быть свидетелями совершения ДТП или правонарушения;
- Необходимость привлечь водителя транспортного средства к предоставлению помощи другим участникам дорожного движения или полицейским. Или как свидетеля во время оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
- Решение уполномоченного органа государственной власти об ограничении либо запрете движения;
- Способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
- Нарушение использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
Фото Андрея Батозского
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение