Один из детских садов Днепра посещает ребенок с инвалидностью – мальчик Саша (имя изменено по просьбе родителей). О том, как его приняли в группе, «НМ» рассказала тьютор Светлана Саламатина.
— Сейчас Саше шесть с половиной лет, — делится она. — В марте прошлого года мы с ним начали работать в групповой терапии в ОО «Особое детство». Он занимался вместе с другими детьми с инвалидностью. Тогда Саша практически не говорил, у него наблюдался огромный перечень нежелательных поведения и вокализации.
Проще говоря, мальчик щипался, дрался, почти без умолку громко имитировал разные звуки. С такими особенностями трудно социализироваться.
— Именно тогда стало понятно, что детям с особыми потребностями необходима нормотипичная среда, а не коррекционная, — говорит тьютор. – Нужно, чтобы они не перенимали нежелательное поведение друг друга, а учились вести себя как обычные дети. Тогда мы с родителями и решили, что лучше отдать Сашу в обычный садик.
Чтобы подготовить мальчика к детсаду, тьютор работала с ним индивидуально по системе ABA-терапии (Applied behavior analysis — прикладной анализ поведения). Но в нормотипичную среду Саша попал не сразу. В сентябре прошлого года его определили в дефектологическую группу, где опять-таки занимались дети с нарушениями.
— Нашей целью было минимизировать, а лучше вообще убрать те особенности его поведения, которые могут мешать окружающим, — говорит Светлана. — Но в дефектологической группе выходило наоборот – он видел пример других детей, перенимал чужие вокализации и нежелательное поведение. На занятии Саша не мог высидеть и пяти минут – он без умолку выкрикивал разные звуки. Мы старались увеличить время хотя бы до десяти минут. Еще один минус особенного ребенка в особой среде — у таких деток очень часто бывают проблемы с коммуникацией, а Саше она нужна как воздух. В его группе из десяти человек на контакт шли только двое, да и то не всегда.
Несмотря на сложности, дефектологическая группа в обычном детском саду стала важным шагом в социализации ребенка. Через год, в сентябре, Сашу перевели в обычную группу.
— За эти месяцы мальчик стал намного спокойнее, — делится тьютор. — Он без проблем высиживает все 25 минут занятия. Нежелательное поведение, как и вокализации, минимизированы.
Саша попал в среду обычных детей. Кто-то из них быстрее учится, кто-то медленнее. Кто-то послушный, кто-то любит побаловаться. Но, наблюдая за ними, беря с них пример, Саша научился есть ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться.
— Если у него что-то не получается, дети ему помогают, — говорит Светлана. — Он все еще мало говорит и не умеет изъясняться длинными предложениями, но может, например, попросить машинку, и дети ему не отказывают. Когда он приходит в садик, они шумно радуются, и он на это реагирует и радуется в ответ. Дети даже в очередь становятся — кто сегодня будет идти с Сашей за руку. Мы попали в очень хорошую группу.
В ней около двадцати человек. И все они радушно приняли ребенка с инвалидностью. С ними он играет в домино, пазлы, в спортивные игры на улице, выполняет коллективные задания.
— Мы не мешаем, а помогаем учебному процессу, предлагаем новые идеи, — рассказывает тьютор. — С нашим появлением в группе стало больше совместных игр. Я, как тьютор, привнесла много своего в занятия, потому что мне нужно включать Сашу в игру. Я показала детям, что такое жетоны, визуальное расписание – то, что я использую в работе. Дети узнают много нового и учатся принимать ребенка с инвалидностью таким, какой он есть.
Надо сказать, что предварительных бесед с родителями и детьми не проводили. Разрешения на включение в группу ребенка с инвалидностью тоже не спрашивали.
— Насколько я знаю, в законодательстве не прописано, что нужно разрешение родителей, — говорит Светлана. — В нашей группе все приняли Сашу безоговорочно – и родители, и дети. Никто ни разу не спросил, что с ним не так, почему он так себя ведет. Если спросят, расскажу о его болезни максимально доступно. Надо отметить, что с таким ребенком всегда должен быть тьютор – обученный специалист. Ни мама, ни папа не смогут правильно вести работу с ним и с окружающими. Я провожу с Сашей все время, пока он в садике, и стараюсь корректировать его поведение, поощрять общение с другими детьми.
По словам Светланы, из шести детей, которые занимались в групповой терапии в ОО «Особое детство», четверо пошли в обычные садики и уже готовятся идти в обычные школы. А двоих отдали в специальные учебные заведения, их продвижение далеко не так успешно.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Оксана Олешко, главный специалист отдела учебной работы управления образования департамента гуманитарной политики городского совета:
— Если раньше дети с особенностями развития учились в специализированных учреждениях, то сейчас, согласно законодательству Украины о среднем и дошкольном образовании, такие детки приходят в обычные учебные заведения.
Для зачисления в обычный сад нужны заявление от родителей и заключение областной психолого-медико-педагогической комиссии, которая изучает ребенка и дает рекомендации, по какой программе ему учиться.
Что касается 309-го садика, инклюзия там организована абсолютно законно. Если такая группа формируется с самого начала, то детей в ней должно быть не больше 15, но в данном случае на базе существующей группы открыли инклюзивную. Сейчас, чтобы было удобно работать, ребенка будут сопровождать психолог, логопед и тьютор.
О том, что группа станет инклюзивной, должны знать все родители. В случае с Надей они выявили несогласие, но суть инклюзии в том, чтобы воспитывать толерантность у детей и их родителей.
Светлана Мигулева, председатель общественной организации «Особое детство», советник губернатора:
— Нет ничего более правильного, чем откровенный разговор. Об инклюзивном обучении мало знают. Недостаток информации влечет за собой настоящую бурю. Так было и в детском саду №309.
Семье Нади предлагали перевести дочь в другой садик, где к особенным детям относятся более лояльно. А некоторые родители говорили просто преступные вещи: «У вас что, нет денег на маршрутку, чтобы отвезти ребенка в специнтернат?» Если бы родители тридцати деток знали, что такое инклюзия, проблемы могло бы не быть.
Я – мама ребенка с особенностями развития и хорошо помню, как сама выступила перед родителям. Сказала: «Мой ребенок – инвалид, и мы идем к вам в класс». Представьте, 30 августа, коллектив сформирован, и тут такая новость. Конечно, родители были напуганы. Они спросили, агрессивен ли мой сын. Я ответила, что максимум, что он может сделать, – это расплакаться, и все немного расслабились.
Очень важно понимать, что никто не застрахован от рождения особенного ребенка. Такой малыш может появиться в любой семье, независимо от ее социального статуса.
Наши дети — такая же часть социума, как и остальные. И ни один логопед и дефектолог не заменит толкучки в столовой, хаоса на переменах и обычного детского общения. Нашим детям очень важно находиться в обычном коллективе, но со стороны общества идет огромное давление.
Родители детей с особенностями развития постоянно находятся в колоссальном стрессе. Он сопоставим с напряжением, которое испытывают жители зоны боевых действий. А вот психологической поддержки не оказывает ни одна из служб.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: садик