Об этом на пресс-конференции в ИА «Мост-Днепр» спорили эксперты.
Адвокат Андрей Верба рассказал о юридических аспектах этой процедуры.
– Законами Украины предусматривается введение военного положения в случае массовых беспорядков и убийств, гибели граждан или других действий, угрожающих национальной безопасности страны, – сказал он. – Издается указ Президента, который должен быть утвержден Верховной Радой Украины. Сроки введения ВП – 30-60 дней со дня принятия документа ВР. Они могут быть продлены еще на 30 дней.
В связи с введением ВП может быть введен комендантский час, изымаются транспортные средства юридических и физических лиц, оружие в целях обороны. Ограничивается свобода передвижения. Объявляются всеобщая мобилизация и трудовая повинность.
Политолог Станислав Жолудев считает, что заявление Президента носит политический характер.
– Если это не сделали весной 2014 года, то я не вижу необходимости делать это сейчас, считает он. – Скорее всего, это определенная превентивная мера на случай возникновения третьего майдана. Власть консервирует сама себя на неопределенный срок. В это время невозможны не только никакие выборы, реформы. Никаких инвестиций, никаких объединений.
В то же время, установление военного положения предполагает установление противника. Кого мы укажем? Если бандформирования на Донбассе, то мы будем вынуждены воевать с ними, и это будет гражданская война, как того хочет Путин. Либо мы будем показывать пальцем на Россию. И фактически объявим ей войну, что опять же развяжет руки агрессору, который теперь будет «защищаться».
– Никто в здравом уме такого не сделает, – считает Станислав Жолудев. – Это выглядит как определенный шантаж международных доноров: «Если вы не начнете нам помогать, то мы можем такое выкинуть и впервые за 65 лет объявить полноценную войну».
Тина Вольская