Skip to content

«Ракета», «метеор», «комета» и «восход»: как выглядел крылатый речной транспорт Днепра

Ксения Куземко

В 1960-80-е акваторию Днепра рассекали серийно производимые судна на подводных крыльях (СПК) «Ракета», «Метеор», «Восход», и др. Но в народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца — «Ракета-1». об этом сообщает «Наше місто» со ссылкой на фейсбук группу История в фотографиях. Екатеринослав-Днепропетровск.

До Запорожья из Днепропетровска ходили «Ракеты» почти каждый час. Стоимость билета 3 рубля. До Комсомольска на Днепр ходили «Метеоры» и «Ракеты», а билет стоил 4 рубля. Что бы добраться до Киева на «Метеоре» стоимость билета составляла 8 рублей. Эти цены продержались до середины 80-х годов. На шлюзования скоростные пассажирские суда шли вне очереди. Задержек практически не было.

РАКЕТА

Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью «Ракет» стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было.

МЕТЕОР

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерская скорость «Метеора» — 90 км/ч, максимальная — 120 км/ч.

На «Метеоре» с Днепра в Киев можно было доплыть за 8-12 часов, как и на автобусе. И это с кучей остановок по пути.

КОМЕТА

«Комета» — морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом «Звезда».

ВОСХОД

«Восход» — название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.

К концу 1980-х упразднили почти все речные вокзалы и пристани, а речной флот стал быстрыми темпами «очищаться» от морально и физически устаревших судов. В начале 90-х «Метеоры» ходили по Днепру почти каждый час, потом все реже и реже, а к 2000 году исчезли вовсе.

Как говорят современные специалисты сам момент «взлета» — выхода судна на несущие крылья — был немногим менее энергозатратен, чем старт космического корабля «Союз-1». Неспроста на них ставили мощные двигатели сопоставимые с самолетными, а на «Метеоры» по 2 на каждый. Поэтому СПК были нерентабельны на коротких маршрутах.

Читайте также:

  • «Дом Прокатчика» по улице Караваева, 13. Не так уж и много днепрян знают это название и этот адрес. Многие даже затруднятся определить район города, в котором находится этот дом. А ведь было время, когда про это здание, без преувеличения, знал каждый житель Днепра. И было это не так уж и давно. Как в Днепре появился легендарный «Дворец-общежитие».

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: