Авторы книги Urban Express Пер Шлингман и Челль Нордстрем утверждают, что в будущем две трети населения планеты будет проживать в 600 мегаполисах, а городские управленцы станут обладать намного большей властью и полномочиями, чем государство. Наиболее конкурентоспособными будут те города, которые сумеют привлечь к себе человеческий капитал, инновационные идеи, ресурсы и построят комфортную среду обитания. Если верить прогнозам футурологов, чтобы на равных конкурировать с развитыми странами и становиться частью первого мира, Украине уже сегодня жизненно необходимо строить успешные мегаполисы.
Что же заставило меня всерьез задуматься над тем, что сегодня должны делать украинские городские управленцы, чтобы построить успешный город? Какие ключи нужно подобрать? Это — мой опыт участия в городском управлении, начавшийся в 2015 году и продолжающийся сегодня.
Я решил поделиться своим видением ключевых задач, которые нужно решить руководству любого украинского города, чтобы стать достойными участниками мировой гонки мегаполисов. Такими ключами должен владеть каждый украинский мэр. Неважно, управленцем какого города он является — большого, среднего или малого. Ведь гонка мегаполисов уже началась.
Более того, я уверен, что если каждый город в Украине станет успешным, то и вся страна наконец превратится из страны-лузера в страну, где хочется жить, а не бежать отсюда в поисках лучшей судьбы.
Ключ первый — найти баланс интересов
Как это часто происходит в Украине, после местных выборов новая власть города представляет интересы какой-то отдельной политической силы, бизнес- или социальной группы, а иногда и криминального клана.
И, конечно, такая власть начинает выстраивать систему преференций для себя, своей группы, своих избирателей или союзников, ущемляя интересы остальных. Из-за этого в городе начинается постоянная борьба за кресло мэра, противостояние в городском совете, бои в бизнес-среде. Растет недовольство среди тех, кто не получил желаемого, а на следующих выборах такую власть всеми усилиями стараются снести. Город живет в постоянном социальном или корпоративном конфликте.
Поэтому любая новая власть, если она разумна, должна уметь договариваться. Должна найти баланс интересов в городе. Это важно еще и потому, что период между выборами для местной власти составляет всего пять лет.
Борис Филатов стал мэром Днепра, который тогда был разорван социально и ментально. Война, начавшаяся в 2014 году, разделила город на две части: тех, кто еще ностальгировал по СССР и не мог принять разрыва отношений с Россией, и тех, кто имел проукраинскую, патриотичную позицию и был готов защищать свой город с оружием в руках.
На местных выборах 2015 года первая группа горожан объединилась вокруг Александра Вилкула, а вторая — вокруг Бориса Филатова, который тогда победил. Но как управлять городом, где половина жителей считает остальных врагами? Вдобавок к этому Днепр всегда отличался разнообразием бизнес- и корпоративных групп, имеющих здесь собственные интересы, а городской совет превратился в поле битвы между различными политическими силами.
Первые два года своей каденции Борис Филатов занимался урегулированием конфликтов и налаживал работу горсовета, пытаясь выстроить разумный баланс взаимоотношений. Без этого он просто не смог бы управлять городом, затевать какие-то проекты. Кроме того, эти два года понадобились команде Филатова, чтобы разобраться в ситуации, понять, что и как делать, приобрести необходимый управленческий опыт.
Ситуацию усугубила и президентская кампания 2019 года. Взаимоотношения местной власти Днепра с командой экс-президента Петра Порошенко были очень сложными. Нам дали понять, что деньги из центрального бюджета на городские проекты мы получим только в случае полной лояльности к проведению его избирательной кампании.
Поэтому в каждом украинском городе у любой команды управленцев уходит до двух лет на изучение ситуации, приобретение опыта и взятие всех процессов под контроль. А многим этого так и не удается достичь. В итоге для работы в городе остается половина отведенного срока — в лучшем случае три года. Это много или мало? Это ничто, если вспомнить, что на планирование и осуществление любого крупного инфраструктурного городского проекта требуется около десяти лет.
Поэтому, чтобы команда новых управленцев в любом городе показала результативность, она должна работать 10−15 лет. И только потом можно говорить о преемственности власти. Именно о преемственности, поскольку для горожан важно понимать, что следующий управленец получает власть, не будучи в конфликте с предшественником, и берет на себя обязательства завершить все проекты, начатые старой властью.
Конечно же, это не означает, что власть имеет право действовать по формуле «делаю все, что хочу и что считаю нужным». Баланс интересов жизненно важен, чтобы не допустить постоянной «войны» внутри города. Но это не отменяет необходимости общественного контроля, свободных городских СМИ, открытых дискуссий с жителями, городскими сообществами и верховенства закона. Все это должно обязательно присутствовать в городе независимо от местной власти.
Как сторонник сильного местного самоуправления, я считаю, что местной власти в Украине необходимо передать основные рычаги управления в громадах. В первую очередь обеспечить финансовую независимость. В компетенции центральной власти должны оставаться функции правового контроля всех решений органов местного самоуправления.
После окончания выборов каждый мэр и новая городская власть должны понимать, что теперь они представляют не отдельную политическую силу, своих избирателей или бизнес-группу, а интересы всех горожан. А значит, несут ответственность за судьбу своего города и должны искать баланс интересов между всеми заинтересованными группами.
Ключ второй — градообразующие якоря
Города никогда не возникали на пустом месте. В основе появления любого города всегда есть причина.
Полторы тысячи лет назад главным градообразующим фактором для Киева стали высокие холмы и Подол под ними. Киевским князьям холмы позволяли строить укрепления для защиты от врагов, а c Подола был выход к Днепру, куда причаливали торговые и военные суда скандинавов, следовавшие по пути «из варяг в греки».
Когда этот фактор утратил значение, новым фундаментом для развития Киева стали пещеры монастырей, притягивающих тысячи паломников со всей Руси, а Киево-Печерская лавра сделала город одним из важнейших культурно-религиозных центров Киевской Руси.
Но бывало и так, что территория и климат совершенно не годились для строительства. Тогда все решала воля правителя. Так родилась Одесса — в голых, безводных хаджибейских степях. Статус порто-франко (возможность беспошлинно торговать), близость моря и черта оседлости для евреев способствовали появлению портового города с уникальным колоритом и космополитным населением, состоящим из украинцев, русских, евреев, греков, немцев, французов и людей других национальностей.
Все эти примеры подтверждают, что для появления и успешного развития городу необходим свой градообразующий фактор. Без него поселение рано или поздно умирает.
В Советском Союзе такими факторами часто становились промышленные точки. В советской терминологии они так и назывались — градообразующие предприятия. Но мне больше нравится — якоря, удерживающие город в определенный исторический промежуток времени.
После распада СССР многие украинские города потеряли свои якоря. Днепр не стал исключением. Когда-то наш город должен был стать южной столицей Российской империи. Строился он как альтернатива Петербургу по приказу Екатерины II. Здесь был подходящий теплый климат и близость к реке. В те времена реки были главными транспортными магистралями. Но после смерти императрицы ее сын Павел, ненавидевший наследие матери, прекратил строительство.
Своим вторым рождением Днепр (тогда Екатеринослав) обязан краеведу, археологу и предпринимателю Александру Николаевичу Полю. В середине XIX века он обнаружил в этих местах большие залежи железной руды. Благодаря усилиям Поля слава о руде достигла Европы, и сюда приехали промышленники из Германии, Швеции и других стран. Таким образом, Екатеринослав на долгое время превратился в южный центр железорудной промышленности Российской империи. А благодаря иностранным инвесторам того времени — в развитый европейский город.
В советское время эта ситуация почти не изменилась. Разве что Днепропетровск дополнился военно-космической отраслью, начало которой положило крупнейшее в Союзе конструкторское бюро М. К. Янгеля, впоследствии ставшее легендарным КБ «Южное» — ведущим разработчиком и производителем военной и ракетно-космической техники; а также возникший вокруг него Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова — Южмаш. Эти два предприятия обеспечили Днепру славу космической столицы Союза, а потом и независимой Украины.
Еще одним важным фактором развития Днепра была черта оседлости для еврейского населения, установленная П. Столыпиным. Чтобы пересечь эту черту и ехать дальше, в Москву или Петербург, евреи были вынуждены отказываться от веры и менять фамилии. Не все на такое соглашались, и поэтому многие оставались жить здесь, получали образование, занимались ремеслами, участвовали в развитии города.
Но для современного Днепра почти все прежние якоря утеряны. И сегодня перед руководством города стоит серьезная стратегическая задача — найти новые, дающие новый импульс и смысл жизни.
Если раньше космическая отрасль была государственной сферой, то сегодня космос — частная и конкурентная среда. Космос становится коммерческим и развивается за счет частной инициативы. Поэтому Днепр обязательно должен продолжить свою космическую историю, приглашая в город частные космические компании и создавая для них все необходимые условия.
Мы хотим построить в городе крупный современный технопарк, пригласив резидентами ведущие мировые компании, работающие в сфере космических технологий, производящие спутники, метеоспутники, детали к космическим ракетам. Такой технопарк позволит создать в Днепре питательную среду для развития инновационного бизнеса. Здесь смогут работать компании и стартапы, связанные с IT, инжинирингом, конструированием, робототехникой и прочими технологичными отраслями.
В свое время так поступил Ли Куан Ю — отец-основатель города-государства Сингапур, сделав ставку на привлечение в страну иностранных компаний, создавая для них условия работы. В итоге международные компании принесли в Сингапур деньги, рабочие места и мировую славу.
Сегодня частная космическая индустрия может стать для Днепра новым важнейшим градообразующим фактором. Такой фактор может быть не один, но каждый городской управленец должен знать и понимать, что будет смыслом существования его города. Это понимание должно всячески способствовать его возникновению, поддержанию и развитию. Без этого ни один город не достигнет успеха.
Третий ключ — создание среды обитания
Рассматривая один из возможных якорей Днепра — обустройство днепровских островов в районе города как зон отдыха, развлечений и спорта, мы найдем и третий ключ к успешному мегаполису — создание красивой и гармоничной среды обитания.
В любом современном городе должно быть приятно и комфортно жить, а горожане должны любить свой город и гордиться им. С удовольствием по нему гулять, с восторгом рассказывать друзьям и знакомым о том, что в нем есть нечто особенное, чего нет в других городах.
Если бы меня спросили, с чего начинается среда обитания для горожан, я бы назвал три базовые городские потребности.
Первая — тротуары и пешеходные зоны, по которым должно быть удобно и комфортно ходить. Чем больше в городе можно гулять пешком, тем он приятнее для жизни.
Пока в Днепре существует проблема с тротуарами. В городе есть прекрасная прогулочная улица — центральный проспект Яворницкого. Бульварного типа, протяженностью 5 км. Но привести ее в порядок сегодня не дает строительство метро, заложниками которого мы невольно стали, однако прилагаем все усилия, чтобы метро было достроено. Правда, это отдельная история для отдельной статьи.
Вторая — освещение, что отображает природную потребность человека в солнечном свете. Темные, сумрачные города, расположенные в климате, где четыре месяца в году царит холодная, пасмурная погода, не пробуждают в людях позитивных эмоций и хорошего настроения. Сегодня это можно исправить с помощью современных осветительных технологий, которые сделают мегаполис светлым, уютным и позитивным.
Третья — озеленение. Мы — биологические создания, в генах которых заложено представление о рае как о зеленом и цветущем саде. В городе должны качественно работать все службы, отвечающие за озеленение и надлежащее состояние всех насаждений — газонов, клумб, парков и скверов.
У нас есть все возможности, чтобы сделать Днепр привлекательным для туристов и жителей города, желающих отдохнуть благодаря системе днепровских островов. Сделать это можно по примеру Орландо. Ничем не примечательный американский город, построивший современные парки развлечений в своих природных зонах, что привлекло множество туристов, которые едут сюда прямо из аэропорта. Это принесло Орландо славу города развлечений, инвестиции и новые рабочие места.
Похожий проект мы хотим реализовать в Днепре, превратив наши острова в этно- и экопарки, спортивные городки, зоны отдыха и развлечений.
Почему я считаю это важным? Плохие и хорошие впечатления, переживаемые человеком, определяются биохимическими реакциями организма.
Наш уровень серотонина (гормона счастья) определяется достаточным количеством света, физической активностью организма. Город должен способствовать тому, чтобы каждый человек жил полноценной активной жизнью, имел всю необходимую инфраструктуру для пеших прогулок, занятий спортом, езды на велосипеде.
И напоследок хочу сказать о городском облике. Мегаполис должен обладать собственным особенным шармом. Это как невидимая нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Шарм должен присутствовать в архитектурных решениях, формирующих историю города. В этом вопросе очень важно присутствие культурной среды — арт-объектов, малых скульптурных форм, выставок и фестивалей. Все города должны конкурировать друг с другом в оригинальности, креативности и полете фантазии.
Создавайте архитектурные объекты, которыми можно гордиться. Творите городскую историю, о которой будет говорить не одно поколение жителей.
Я горжусь, что в Днепре есть то, чего нет в других городах Украины, — уникальное здание еврейского общественного центра «Менора», архитектурная концепция Екатеринославского бульвара, футуристический дизайн будущих станций метро.
В каждом городе должна царить уникальная атмосфера, которую можно только ощутить. Это аромат кофе и свежих булочек в любимом кафе, где приятно посидеть с друзьями. Музеи, картинные галереи и выставки, которые всегда хочется показать гостям. Зеленые парки и набережные, где навсегда остаются воспоминания о теплых летних вечерах с дорогими сердцу людьми.
Хотим мы этого или нет, но украинские города уже давно в мировой гонке мегаполисов — Киев, Львов, Днепр, Харьков, Одесса. Очень надеюсь, что в будущем к ним присоединятся и Донецк с Луганском. Не стоит забывать и о средних городах, часть которых может входить в зону влияния больших и даже образовывать с ними единую систему.
Украина всегда была страной городов. И каждый управленец, который приходит к власти, должен помнить о трех главных ключах: найти баланс интересов для достижения социально-политического равновесия; отыскать и развивать градообразующие факторы и якоря; построить привлекательную среду для жителей.
Тогда наши города смогут достойно участвовать в этой мировой гонке мегаполисов. И, возможно, в будущем Украина станет для граждан всего мира страной, где каждый человек сможет найти город по своему вкусу, в котором хотелось бы жить или хотя бы раз посетить, оставив там свои деньги и любовь.
Геннадий КОРБАН, журнал «Новое Время».
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Геннадий Корбан, Экономика города