Застывший во времени: какие тайны хранит Южный вокзал Днепра

Евгентий Гольдман
    -

Центральный железнодорожный вокзал, по своей востребованности и стратегическому значению, бесспорно — Главный вокзал города. Впрочем, все шансы стать равным ему, имел Южный вокзал. Впрочем, невыгодное расположение и скудная транспортная развязка несправедливо лишили вокзал и пассажиров и будущего. О том, какие тайны скрывает второй железнодорожный вокзал Днепра в Facebook сообществе История в фотографиях. Екатеринослав-Днепропетровск рассказала днепрянка Елена Присягина, передает корреспондент «НМ».

«Да — неудачное на склоне место, да-неудобная транспортная развязка. Да — мало направлений. Но эта отдаленность от шума города, эта скрытость в балке, привносила спокойствие в суету отъезда-приезда. И недавно побывав в этом месте, меня посетила неприятная ассоциация» Южного» вокзала с Припятью. Как будто бы время остановилось там. Не знаю, правильно ли сделала ,что приехала его проведать, сменив яркие воспоминания детства, связанные с этим вокзалом, на грустную действительность», — написала Елена Присягина.

Застывший во времени: какие тайны хранит Южный вокзал Днепра. Новости Днепра
Стихийный рынок на месте станции «Лоцманская»,а потом и рядом с ней

История вокзала Днепропетровск- Южный начинается в 1929 году. В районе Мандрыковки, где располагался стихийный рынок была построена железнодорожная станция, которую назвали «Лоцманской.» Спустя 46 лет на ее месте появился железнодорожный вокзал «Южный.» Его торжественно открыли 1 июля 1975 года.

«Мы жили в рабочем поселке, вблизи станции «Лоцманская». Стук колес и легкий звон посуды в серванте, были привычной колыбельной. (позже получив квартиру на Победе, мы еще долго скучали за этими звуками). Здание станции помню плохо в силу возраста, но хорошо помню деревянный перрон. Часто там происходила отгрузка угля, из-за чего по перрону ходили аккуратно ,чтобы не испачкаться. Помню, как нам детям интересно было рассматривать товарные поезда. Зачастую они перевозили скот в большом количестве, а еще в «товарняке» перевозили солдат .Мы всегда им радостно махали, они улыбались и отвечали на наше приветствие», — вспоминает местная жительница.

1969 год. Станция «Лоцманская.»Автор фото Юрий Савенков

Амбициозные планы

По замыслу он должен был стать вторым по значению железнодорожным вокзалом Днепра. Собственно, в самом начале так и было. Часть поездов следовало через Южный. Здесь же было сформировано и несколько своих составов, в основном юго-западного направления.

Судя по амбициям периода развитого социализма, перспективы у Южного намечались хорошие. Но время рассудило иначе, и сейчас вокзал переживает не самые лучшие времена. Вокзал играет незначительную роль в пассажироперевозках.

1969 год. На панораме пакгаузы слева от здания станции, которой в кадре нет. Автор фото Юрий Савенков

С Южного вокзала отправлялись пригородные поезда в Апостолово, Синельниково, Сухачевку, а также малочисленные поезда дальнего следования. Грузовые составы тут практически не останавливаются. В целом, на станции довольно безлюдно. Из городского транспорта, добраться сюда можно лишь маршруткой № 30 или пройтись от трамвая № 1.

Все могло быть по-другому

В 80-е, правда, у городской власти были планы вывести к вокзалу линию наземного метро. Причем с дальним прицелом — перспективой запуска железнодорожного кольцевого маршрута, охватывающего почти весь город. К примеру, по маршруту «Днепропетровск-Южный – Нижнеднепровск-Узел – пл. 196 км – Нижнеднепровск – ст. Амур – Днепропетровск-Главный — Горяиново – Диевка — пл. 178 км — Днепропетровск-Грузовой – Встречная – Днепропетровск-Южный».

1981 год. Съемки фильма «Родня» на Южном вокзале

Так или иначе, реализация этого проекта и сейчас способна качественно изменить, системно улучшить общую схему городской транспортной инфраструктуры. Такое «кольцо» кардинально разрешило бы ежедневные транспортные проблемы жителей центральной части Днепра и отдаленных жилмассивов. Ну а Южный вокзал снова стал бы частью городской жизни. Не то что сейчас…

А ведь жизнь на Южном в свое время действительно бурлила. Одесса, Бердянск, Луганск, Донецк, Киев, Адлер, Саратов, Гродно, Баку, Варна – названия этих городов исчезли из расписания движения поездов по станции «Днепропетровск-Южный» не так уж давно. По разным причинам, конечно. Но если какие-то из них очевидны всем, то об иных остается только догадываться даже профессиональным железнодорожникам.

Платформа вокзала

Пустующий вокзал в самом центре города оживает пару раз в день всего на несколько минут, принимая и отправляя пригородные электрички. Пассажиры, не задерживаясь в зале ожидания, бегут на единственную здешнюю маршрутку, и снова на вокзале тишина. Но Южный все-таки живет, пусть не так шумно, как когда-то, в лучшие свои времена. Живет, несмотря на постоянные слухи о том, что его закрывают.

Здание приходит в упадок

Неудобное расположение

Месторасположение сыграло с ним злую шутку, — с одной стороны – обрыв, а с другой – густонаселённый склон. Эти неблагоприятные условия сказались на общем развитии вокзала. Он будто бы застыл во времени. Нет тут ни навязчивой рекламы, ни множества продающих журналы/напитки/шаурму ларьков, ни огромных плазменных экранов.

Один из «эскалаторов», ведущих к Южному вокзалу

Тут круглосуточно работает пост, где находится дежурный по станции, который руководит всем движением, оператор при дежурном по станции и составитель поездов. А непосредственно на вокзале работают справочная, кассы пригородные, предварительной и суточной продажи билетов.

Зал ожиданий

К сожалению, здание и инфраструктура уже давно нуждаются в капитальном ремонте. Посадочные платформы и здание вокзала постепенно приходят в аварийное состояние. Об экономии тепла и энергосбережении в холодное время года не может быть и речи.

Одна из фишек Южного вокзала — уникальное мозаичное панно

Поделиться: