В Днепре репетиторы не волшебники, но учат многому

 

Что за профессия такая — репетитор? С одной стороны, кажется, вроде
бы очень даже престижная. Ведь, по сути, это тот же учитель, только
зарабатывает гораздо больше, а нервотрепки у него в разы меньше. Или
не меньше? Давайте попробуем разобраться.

В Днепре репетиторы не волшебники, но учат многому. Новости Днепра

Зачем английский будущему повару?

Начну с личного опыта. Когда-то я тоже была репетитором, причем по самому востребованному на сегодняшний день предмету – английскому языку. Тогда, в середине 90-х я, студентка-четверокурсница, стояла на распутье, размышляя, с чем же связать свою жизнь – с журналистикой или с любимым английским. В конце концов, журналистика перевесила. И хотя в студенческие годы я уже вовсю публиковалась в местной прессе, существенного дохода это мне не приносило. Тогда я решила подзаработать с помощью английского: написала объявления, указав свой номер телефона, развесила их на столбах и заборах жилмассива, где жила. Цену на свои услуги указала минимальную, и звонки не заставили себя долго ждать. Моими ученицами должны были стать две восьмиклассницы, семьи которых дружили между собой. После недолгих смотрин, во время которых элементарный вопрос: «Where do you live?» (Где вы живете?) поставил девиц в тупик, я поняла, что моего уровня знания английского на год занятий точно хватит (так оно и оказалось, а через год я взяла двух новых учениц).

Родители Ани и Маши поставили передо мной задачу заполнить пробелы в знаниях девочек, после чего школьные оценки по английскому должны были улучшиться. Забегая наперед, отмечу, что с этой задачей я успешно справилась. Правда, не скажу, что это было просто. С первого занятия стало ясно, что Аня сообразительнее Маши. То, что Аня во время индивидуальных уроков (к ученицам я приходила на дом) схватывала на лету, Маше нужно было втолковывать долго и нудно. И хотя девочки были одного возраста, учились в одной школе, я занималась с ними по одинаковой программе, результат был абсолютно разным.

Кстати, программу я разработала сама, это оказалось несложно. Помог мой опыт подготовки к экзамену по английскому, который я сдавала при поступлении в университет.

Тогда я много занималась не только самостоятельно, но и с репетитором. Так что схема, по которой нужно выстраивать занятия, чтобы добиться желаемого эффекта, была мне знакома. Подводя итоги своей недолгой педагогической деятельности, могу резюмировать: да, оценки по английскому стали лучше и у Ани, и у Маши. Но чудес не произошло: у хорошистки Ани они стали отличными, а троечница Маша, которая в свои 15 лет не знала столицу США и многих других стран, наконец-то стала получать «четверки». Вывод: репетитор – не волшебник.

Если родители не занимаются всесторонним развитием ребенка, если он сам не любознателен, ленив, не проявляет интереса к учебе (а может, просто от природы не дано), не стоит ждать, что после занятий с репетитором в нем проснется гений, и он сдаст ВНО на 200 баллов. Честно говоря, мне было очень жалко Машу, которой язык Шекспира давался с трудом и наверняка в жизни никак не пригодился. Надеюсь, она стала прекрасным поваром или воспитателем в детском саду… Для того чтобы создать портрет современного репетитора, мы побеседовали с несколькими представителями этой профессии. Правда, никто из тех, кто занимается этим ремеслом, не захотел называть свои на- стоящие имена, фамилии и место работы, а также предоставлять фотографии. Что ж, как говорится, издержки засекреченного производства…

Цена вопроса:

От 100 гривен час занятий с репетитором по математике, биологии, химии, физике или истории – школьным учителем.

От 200 гривен – с преподавателем вуза по тем же предметам.

От 150 гривен – час занятий с репетитором по украинскому или английскому языку – школьным учителем.

От 250 гривен – с преподавателем вуза по тем же предметам.

От занятий на моей территории больше толку

Наталья Владимировна, учитель английского языка одной из престижных школ Днепра, педагогический стаж более двадцати лет:

— Сегодня английский нужен всем, потому репетиторов по этому предмету великое множество. Цены на услуги разные: студенты берут 50—70 гривен за часовое занятие, школьные учителя со стажем – 100—150, преподаватели университета – 200—300 гривен. То есть цену определяет статус преподавателя, хотя по качеству занятия со студенткой ничуть не уступают урокам с Марией Ивановной из вашей школы, а могут быть даже эффективнее. Специфика предмета такова, что многие дети и взрослые ходят на занятия по нескольку лет, чтобы овладеть иностранным языком на хорошем уровне. Вот почему репетиторам по английскому меньше всего грозит сезонность: они зачастую занимаются с учениками даже летом. Хотя бывают, разумеется, и интенсивные экспресс-курсы, например, если человеку нужно в ближайшее время выехать за рубеж. Как лучше изучать английский — индивидуально или в группе? Все зависит от ученика. Кто-то может проявить способности только наедине с репетитором. А кого-то привлекает конкуренция, и тогда группа из двух-трех человек становится идеальным вариантом. Место проведения занятий – тоже вопрос открытый. Как правило, родителям хочется, чтобы с ребенком занимались у них дома. Но так работают в основном начинающие преподаватели – репетиторы со стажем, у которых много учеников, не будут тратить время и силы на переезды. Кроме того, я заметила, что дома дети чувствуют себя более расслабленно, им сложнее сосредоточиться, чем в незнакомой обстановке. Пред- почитаю заниматься у себя дома, здесь всегда под рукой необходимые книги, гаджеты. Занятия получаются более результативными.

ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ РЕПЕТИТОРА:

Творческая работа, которая требует индивидуального подхода к каждому ученику;

Хорошая оплата труда;

Отсутствие начальства;

Свободный график работы.

МИНУСЫ:

Ненормированный рабочий день;

Занятость в выходные дни;

Наличие трудных учеников, которые не хотят учиться, а положительный результат должен быть;

Сезонность в работе.

Предскажу результаты ВНО с точностью до пяти баллов

Мария Степановна, учитель украинского языка и литературы в одной из центральных школ Днепра, педагогический стаж 40 лет:

— Предмет, который я преподаю, очень востребованный – ВНО по украинскому языку и литературе теперь обязательно. Репетиторством занимаюсь с 2006 года. Сначала у меня были два-три ученика, сейчас их 15. Просятся еще, но больше взять не могу… В субботу-воскресенье у меня обычно занимаются по четыре-пять человек, в будние дни – по одному-двое. В чем секрет моей востребованности? За эти годы на подготовке к ВНО я уже, как говорится, собаку съела. Знаю все примерные задания, прорабатываю их с детьми. Постоянно приобретаю новую литературу — люблю работать по учебникам Александра Авраменко, хотя иногда использую и книги других авторов. На их основе делаю собственные конспекты, по которым провожу занятия. Конечно, это нельзя на- звать глубоким изучением украинского языка и литературы, скорее, натаскиванием по предмету.

Уровень знаний у моих учеников изначально очень разный. Есть, например, такие, которые в одиннадцатом классе не могут определить в простом предложении подлежащее и сказуемое и утверждают, что «У лукоморья дуб зеленый…» написал Тарас Шевченко. А у некоторых учеников гимназий и лицеев очень хорошая подготовка. Однако даже они, как правило, начинают паниковать перед ВНО и обращаются за помощью к репетиторам, которые помогут все повторить и чувствовать себя на экзамене увереннее. За несколько дней до тестирования и еще дня два-три после я на валерьянке. Очень переживаю за своих… Хотя заранее с точностью до пяти баллов могу предсказать, как тот или иной ребенок сдаст экзамен. Беру за свои услуги 150 гривен в час. А вообще-то, если бы зарплата школьного учителя была достойной, я бы этим не занималась…

Пашу семь дней в неделю

Учитель биологии, педагогический стаж более 30 лет:

— У меня занимаются, как правило, старшеклассники, которые решили связать жизнь с медициной или психологией. Результат хороший: например, в прошлом году все трое моих учеников поступили в медакадемию на бюджет. Они – мои ученики и в школе, там же я дополнительно занимаюсь с ними после уроков. Администрация учебного заведения этого не приветствует, так что стараюсь не афишировать. Почему занимаюсь репетиторством? Дело не в том, что я не хочу давать детям нужные знания на уроках, а вынуждаю получать их за дополнительную плату (беру сто гривен за час). Просто в новой школьной программе на такие предметы, как биология, химия, отводится очень мало часов. Поэтому если одиннадцатиклассник решил сдавать ВНО по этим предметам, ему просто необходимо обогащать свой багаж дополнительно, с репетитором. В школе нагрузка у меня небольшая, поэтому я успеваю и с учениками индивидуально заниматься, и вечерние курсы вести, и в колледже биологию преподавать. В общем, пашу семь дней в неделю…

Репетиторству в школе — бой

Лидия ЗОЗУЛЯК, заместитель директора по учебной работе ООШ №6:

— Репетиторством я не занимаюсь принципиально: не хочу, чтобы ученик думал, что я ставлю ему плохую оценку, лишь бы он пришел ко мне на дополнительные платные занятия. Да и времени, честно говоря, на это нет – обязанности, возложенные на меня не только как на учителя, но и как на завуча, отнимают очень много времени. Мой рабочий день длится с 8 до 16 часов, но приходится задерживаться до шести вечера, есть ведь еще и общественная работа, подготовка к выставкам, связанным с образованием, на которых наша школа обычно занимает призовые места. А на выходных я проверяю дома тетради… Я считаю, что если ребенок прилежно относится к учебе, не допускает пробелов, школьных знаний для успешной сдачи экзаменов ему будет достаточно. В 10—11-м классах я, как правило, уже знаю, кто будет сдавать ВНО по математике. Им я даю дополнительные домашние задания, после уроков они приходят ко мне на консультации, разумеется, бесплатные. Занимается ли кто- то в нашем учебном заведении репетиторством? В школе – однозначно нет.

Лариса ОЛЕШКО, мама школьницы, которая занималась с репетиторами:

— Моя дочь окончила престижный лицей, однако при подготовке к ВНО мы все же решили обратиться к репетитору по математике. Это была преподаватель из лицея, в котором училась дочь. За час занятий она брала 200 гривен, что четыре года назад было немалой сумой. А вот учительница украинского языка и литературы принципиально отказывалась заниматься дополнительно, уверяя, что после ее занятий меньше, чем на 190 баллов, ее предмет никто не сдает. В общем-то, так и получилось: дочь успешно сдала все экзамены и поступила на бюджет в Киевский политехнический институт им. И. Сикорского. Интересная история у нас была с английским языком. Изучали мы его долго – интенсивные занятия длились лет пять-шесть. Перепробовали разные формы обучения, обращались и к репетитору. Сначала все вроде было хорошо. Но по- том я узнала, что на занятиях учительница любит поговорить «за жизнь»: например, советует, как дочке общаться с родителями, друзьями. Мало того, что эти нравоучения не всегда совпадали с моей точкой зрения, так ведь и платила я ей не за это! Вскоре занятия с репетитором мы прекратили. Я устроила дочь в языковую школу и осталась довольна результатом. Мне кажется, детям иностранный язык лучше изучать в группе, а не индивидуально. А вообще современное репетиторство не имеет границ. У меня есть знакомая преподаватель немецкого языка, которая днем работает на аптечном складе, а по вечерам учит по Скайпу языку Гете взрослых людей из других городов и даже стран. Деньги ученики ей сбрасывают на карту. И все довольны!

Читайте также:

Обласний музей історії поліції відвідали вихованці репетиторського центру (ФОТО)

Остановки в Днепре заговорили на английском

Топ-6 клубов Днепра, где можно бесплатно подтянуть английский язык

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Читайте также: