Принято считать, что домашние питомцы в основном собаки и кошки. Ну еще попугайчики или аквариумные рыбки. Но это не так. Горожане содержат экзотических рептилий, выкармливают диких птиц и выращивают тропических бабочек. О самых необычных домашних питомцах и их хозяевах расскажет «Наше місто».
Евгений Буяновер учится у пауков терпению и контролирует рождаемость рептилий
Всю жизнь Женю тянуло ко всему живому. Увлекался рыбками, ящерицами, змейками. А, пожалуй, самой оригинальной животинкой в детстве днепровского зоолога был карликовый поросенок Ричи, которого родителям привезли из Чехии.

– Очень умное животное, наверное, даже умнее собаки, — утверждает руководитель зоопарка «Живая планета» Евгений Буяновер. – Я с ним гулял на улице. Прохожие очень удивлялись. Думали, пес, только почему-то хрюкает. Потом его в цирк отдали. Очень просили, а в городской квартире трудно стало держать.
Затем наш земляк всерьез увлекся пауками. Любимицей была птицеедиха Пушинка.

– Сначала она была меленькой, а потом превратилась в огромную паучиху с шикарным пушком на брюшке и длинными лапами, — констатирует собеседник. – Ее размеры – 28 сантиметров в размахе конечностей!

Однажды паучиха разродилась почти рекордным потомством. Для Пушинки подобрали жениха, которого назвали Пушком. «Молодых» посадили в разные террариумы, но поставили емкости рядом так, чтобы пауки могли любоваться друг другом. Ну а когда их восьмиглазые взгляды встретились, хладнокровные беспозвоночные конечно же сразу полюбили друг друга.
На большом диване Женя посадил Пушка и Пушинку друг напротив друга. Скрещивание длилось всего несколько секунд. Затем самец отскочил от самки на пару метров. Пушинка же сразу кинулась вдогонку за своим «мужем». Последнему крупно повезло, что, впрочем, бывает далеко не всегда.
– После скрещивания многие самцы погибают, но даже если им удается уцелеть, как правило, живут они намного меньше самок, — констатирует зоолог, — Паук живет лишь 2-3 года, а вот их восьмилапые половинки доживают и до 20 лет.
Такие дела. И где ж здесь справедливость?
И все-таки чем же пауки покорили сердце зоолога?
– За ними очень интересно наблюдать, но в природе это делать очень непросто, поскольку птицееды очень скрытые, — констатирует Евгений Буяновер. — Зато в лабораторных условиях это вполне возможно (отметим, что зоолог занимается разведением пауков рожденных только в неволе). Ну а вообще пауки очень рациональные существа. Нам бы у них поучиться! Они не нервничают и не суетятся в поисках пищи, а сидят себе спокойно в засаде и ждут, когда добыча сама угодит в ловушку. И паучиное терпение заслуживает всяческого уважения. Еще бы! Ведь ожидание иногда растягивается на недели. Известен случай, когда обходились без пищи 9 месяцев.
Еще одно зоологическое увлечение Евгения – удивительные рептилии эублефары.

– Очень интересно наблюдать за их размножением, — рассказывает Евгений. – Самки всегда откладывают два яйца. Ни больше, ни меньше. Посредством регулирования температуры инкубирования возможно контролировать пол новорожденных. При более низкой температуре появляются самки, при более высоких — самцы. А если средняя температура промежуточная, рождаются и те, и другие.
Чудеса да и только!
Эрика Ошурко гуляет с 3-метровой змеей
Днепровская школьница Эрика Ошурко получила известность, благодаря своей очень необычной спутнице. Это понятно. Девушек у нас предостаточно. И симпатичных тоже хватает. Но девушки, выгуливающие змей, встречаются, согласитесь, крайне редко.
Потому, когда Эрика гуляет на родной Победе вместе со свой тигровой питонихой Лизой, внимание к ним проявляют многие.

– Очень много людей удивляются моей спутнице, — подтверждает Эрика. – Одни просят сфотографироваться с ней, другие — хотят погладить. Бывает, что пугаются. Змея то немаленькая – 2,7 метра! Однажды какая-то бабушка стала мне рассказывать, что Лиза наброситься на меня. Ругалась!
Но пока ничего подобного не случалось. У 14-летней Эрики и 4-летней Лизы никаких ссор и конфликтов не бывает.
Заметим, что появилась экзотическая рептилия в семье Эрики достаточно неожиданно.

– Папа посмотрел в тиктоке про тигрового питона и решил его купить, — рассказывает девушка. – Мама не возражала, и мне эта идея пришлась по душе. Особых хлопот змея не доставляет. Ко мне она привыкла с самого своего детства и узнает меня по запаху. Но и с чужими людьми не проявляет агрессии. Дома у нас есть еще собака, но она побаивается Лизы.
Рацион необычной питомицы — 5-6 живых крыс в месяц. Наевшись, змея свернется в клубок и отдыхает в своем террариуме.

– Предпочитает грызунов, но только живых, — рассказывает хозяйка Лизы. – Мышки для нее уже маленькие, а крысы и хомячки в самый раз. Поест, а потом отдыхает. Раз в четыре дня Лизе нужно менять воду. Ну и понятно, что в террариуме должно быть всегда тепло. Когда хорошая погода, несколько раз в неделю мы гуляем неподалеку от дома.
Между прочим, Лиза уже сейчас весит 12 килограммов. Потому выносить и заносить ее на улицу – для школьницы отличная физзарядка. А со временем питониха может вырасти до более чем четырех метров и достигнуть веса в несколько десятков килограммов. Специалисты считают, что такие крупные взрослые рептилии могут представлять определенную опасность. Но Эрика убеждена, что ее Лиза всегда останется дружелюбной и ласковой. С годами станет лишь мудрее.
Иван Буртный приручил зайчонка, а потом ворона
Заведующему зоологическим музеем ДНУ Ивану Буртному с раннего детства нравились зверушки и птички. Все, кто пищит, рычит, ползает или летает. Вообще все, кто шевелится.

Еще в пятилетнем возрасте его отец Анатолий Власович предложил приручить зайца. Он где-то подобрал маленького слабенького зайчонка, которого всей семьей выходили и выкормили. Но маленькому Ване казалось, что зайчика приручил именно он.

– Мне очень нравилось заботиться о нем, — вспоминает Иван. — Мама работала на ферме и приносила домой молоко. Мы это молоко наливали в специальное блюдечко и приманивали зайчишку свистом. Косой незамедлительно появлялся, быстренько выпивал свой ужин, старательно вылизывал блюдце и убегал в родную природу. Ну а спустя некоторое время, возвращался. Конечно, однажды он убежал навсегда. Но я гордился, что где-то в лесу живет мой зайчик. Родной!
В частном секторе, где жили родители будущего зоолога живность появлялась постоянно. Как-то появилась перепелка. Взрослые птицы, видимо, погибли под ножом сенокосилки, а осиротевшего птенца подобрали на люцерновом поле родители Ивана. Каждое утро Ваня вооружался мухобойкой и отправлялся на ежедневную охоту за насекомыми.
– Мух мы ловили всем двором, — рассказывает Иван Анатольевич. — Ведь мухи для подрастающей пташки – настоящее лакомство. Пусть птичка и маленькая, а жменьку цокотух употребит с превеликим удовольствием. Подросла перепелка, я ее вывез в поле, и она улетела.
Но, пожалуй, больше всего Ивану запомнился Карлуша – добрый и умный ворон.

– Я знал гнездо черного ворона, где находились три птенца, — рассказывает зоолог. – Потом заметил, что самка куда-то пропала. Птенцы – уверенные такие слетки, но еще из гнезда не вылетели. А папа-самец сам не справлялся: не мог прокормить потомство. А после и он пропал. Заглянул в гнездо, а там два мертвых птенчика, а третий — живой. Орал во все горло, есть просил. Его и взял домой. Назвали его Карлушей. Очень добродушный был. Цыплята его топтали, а ему хоть бы что. Пойдешь за коровой, а он следом летит. Сопровождает. Как собака. Пролетит немного, сядет на дороге. Позовешь, он на плечо садится. Как все вороны любил всё яркое. Однажды пришла соседка, сняла свою красную кофту и положила рядом. Так Карлуша эту кофту и прихватил. Потом, конечно, вернул. С кормежкой питомца никаких проблем. Вареные яйца, мясо – все годится. Ворон – птица всеядная. Положишь ему кусочек мяса в клюв — съест, будь здоров. Но если тот же кусочек положить рядом – никакой реакции.
Но в природе немного иначе: пернатая мама учит добывать пищу.
– Внизу Космической улицы, есть высокая труба, на которой поселилась пара воронов, — отмечает рассказчик. – Много лет за ними наблюдаю. Видел, как ворониха кормит птенца. Показывает ему корм, но не отдает, а улетает небольшими кругами. Так дразнит и принуждает к самостоятельному полету. В птичьей жизни — пригодится. А Карлуша ленился.

Но увы, практические навыки ворону все равно не пригодились. Соседи убили Карлушу, ошибочно полагая, что он охотится за цыплятами. Жалко птичку!
Виктор Севидов выращивает экзотических бабочек
Наш земляк Виктор Севидов — художник и ценитель всего прекрасного. Бабочки, как раз и являются одними из самых прекрасных земных созданий. Виктор предпочитает ночных или по крайней мере сумеречных красавиц.

– Больше всего мне нравятся бражники, — рассказывает зоолог-аматор. — Нравятся они своей необычной формой, сильными, стремительными крыльями. Всегда хотелось их вырастить, не для того, чтоб засушить в коллекции, а только, чтобы сфотографировать.
Бабочки, о которых рассказывает Виктор Севидов, хотя и в большинство своём не такие яркие как, например, махаоны, но не менее интересны. Их тела напоминают кубинскую сигару, но при этом — это самые быстрые бабочки в мире, предельная скорость которых составляет почти 60 км/ч. Высокую скорость полета насекомым обеспечивают сильные грудные мышцы и особая форма крыльев.
Такие бабочки-истребители и приглянулись зоологу-фотографу больше всего.
Заметим, что рождение взрослой бабочки — действительно сказка. Ведь бабочки, как известно, насекомые с полным превращением, то есть в их жизни случается метаморфоза – коренное преобразование внешнего вида и жизненных функций. Именно это и происходит с большинством героев волшебных сказок.
Вот Виктор и решил устроить сказку на дому – собрать гусениц, чтобы те превратились в прекрасных летунов. Первый выращенный им бражник – обыкновенный языкан. Эту бабочку многие принимают за колибри. Всё из-за того, что у неё слишком длинный «язык». Тяжелый бражник не садится на цветок, а опускает длинный хоботок в нектарник и высасывает ароматную жидкость в полете. Потом удачливый энтомолог вырастил подмаренникового бражника.

– Шесть лет назад, в сентябре 2019 года, нашел на подмареннике трех гусениц, которых принес домой и поместил в отдельные садки, — рассказывает Виктор Севидов. — Насыпал мягкий грунт вперемешку с торфом, еду предложил соответствующую — на чем поймал то и положил. Уже через 2-3 дня гусеницы окуклились и благополучно перезимовали. А уже в последний день марта следующего года появилась первая бабочка. Не ждал, что это случится так рано. Не меньше меня радовались жена и наша дочь София: «Папа, смотри какая у нас красивая стрекозка!».
Выращивал наш земляк «страшного» бражника мертвую голову, рисунок на спинке которого напоминает череп с костями. А в этом году в квартире у Севидовых родились олеандровые бражники. Личинок этой замечательной субтропической бабочки Виктор приобрел у знакомого разводчика насекомых. У него же купил и корм.

– Взял четыре гусенички и все они благополучно окуклились, — констатирует собеседник. – Поскольку это южный вид, стадия куколки у него короткая: уже через неделю на свет появились бабочки. Наблюдая за куколкой, можно было видеть, как формируются узоры у будущей летуньи. Самки и самцы появлялись не одновременно, но самка даже яйца успела отложить. Ждем новых бабочек. Ну а взрослых бражников после фотосессии отпустил. Пусть, хоть ненадолго украсят местную энтомофауну!
Фото Валерия Кравченко и спикеров
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра



