Есть ситуации, когда такси — это единственный вариант куда-то доехать. Такое может случиться, когда нужно попасть на вокзал во время комендантского часа, или нужно срочно в больницу, или это может быть эвакуация во время обстрела. Почему в такие моменты цена растет, как формируется стоимость поездки и что влияет на тарифы в украинских городах во время войны — разбиралось «Наше місто».
Поездка в такси за 1000 гривен — это норма
Активистка Наталья Хазан в соцсети пожаловалась, что поездка на такси в Днепре стоила минимум 434 грн, а другие предложения достигали 478–499 грн.

По ее словам, плата в 700–1000 грн вечером уже норма, ведь водители не принимают заказы, пока пассажир не повысит цену.
История водительницы такси Виталии Шамрай: как плохие дороги влияют на тариф
Виталия Шамрай уже почти два года за рулем, а водителем такси работает восемь месяцев, с тех пор как OnTaxi заработал в Вольногорске на Днепропетровщине.

Виталия Шамрай два года за рулем, и 8 месяцев работает в такси. Фото из личного архива.
В Вольногорске базовый тариф составляет 65 гривен за километр. В окрестных селах, таких как Доброгорское, Посуньки, тарифы выше — 75-85 гривен в зависимости от расстояния.
«Там очень плохие дороги. Мы попросили поднять цену, потому что было невозможно туда ездить. Это и время, и расход топлива вдвое больше. Также очень ломается машина», — объясняет Виталия.
По ее словам, часы пик не влияют на стоимость поездки. Зато работает другой механизм, когда никто из водителей не откликается на заказ, и, чтобы поехать, пассажир может поднять цену.
«Когда очень неудобный заказ, ты видишь, как цена растет, и понимаешь, что все-таки возьмешь этот заказ», — рассказывает водитель.
Виталия возит пассажиров и во время комендантского часа. Наиболее активные заказы поступают с 23:00 до полуночи.
«Цена в комендантский час не меняется. Если есть заказ ночью на вокзал, то везем, потому что сможем объяснить, что человек едет на поезд», — говорит Виталия.
Она говорит, что когда 10 пассажиров одновременно вызывают такси, а водителей всего 5, то они могут выбирать для себя наиболее выгодный заказ. И это влияет на стоимость поездки, потому что самый больной вопрос для службы такси сейчас — это нехватка водителей из-за мобилизации.

В такси не хватает мужчин из-за мобилизации. Фото из личного архива Виталии Шамрай.
«У нас очень часто меняются водители. Кого-то забрал ТЦК, кто-то не может работать, потому что к нам приехала «облава». Мужчины не выходят на работу, боятся, сидят дома. Это очень тяжело», — делится Виталия.
Стоимость поездки определяет рынок
Основной фактор, который определяет стоимость поездки в такси — это баланс спроса и предложения. Чем больше пассажиров хотят ехать одновременно и чем меньше свободных водителей, тем выше цена. Причем поднимают ее непосредственно сами пассажиры.
Представители OnTaxi и Bolt объяснили, что на тариф влияют утреннее и вечернее время, плохие погодные условия и обстрелы.

По словам Сергея Павлика, наибольшее влияние на стоимость поездки оказывает баланс спроса и предложения. Фото — Forbes.ua
«Обстоятельства, такие как часы пик, приближение комендантского часа, воздушные тревоги или отключения электроэнергии, влияют на баланс спроса и предложения в реальном времени, — пояснил генеральный менеджер Bolt в Украине Сергей Павлик. — Например, во время обстрелов или перебоев в работе общественного транспорта спрос на поездки может вырасти на 20-30%, а местами — более чем на 50%. В результате это сказывается и на стоимости поездок, и на количестве доступных автомобилей».
По его словам, в среднем водитель зарабатывает до 400 гривен в час после вычета комиссии.
Когда спрос растет, а предложение нет, водители выбирают более дорогие заказы. В OnTaxi объяснили, что ни один сервис не может этому помешать.

«Водители имеют драйверские приложения в разных сервисах и выбирают не заказы с более высокой ценой в конкретном приложении, а ориентируются по тому, какую стоимость люди готовы предложить в этом городе, чтобы поехать. И если один сервис ограничит динамический тариф, а другой наоборот будет его поднимать, водители все равно будут выполнять более дорогие заказы», — объясняют в OnTaxi.
В мировой практике есть только один способ ограничить цены в часы пик — законодательно запретить динамический тариф. В некоторых европейских странах он действительно табу, и люди едут по фиксированной цене в любое время. Или не едут, потому что во время плохой погоды водители могут решить остаться дома, так как больше, чем обычно, они не заработают.
В Украине динамический тариф иногда обновляется с задержкой, поэтому программа не всегда успевает подстроить цену под спрос и предложение. Если вашу поездку не принимают, стоит просто поднять ставку вручную.
В OnTaxi отмечают, что существует мнение, будто все водители наживаются на динамических тарифах. На самом деле есть водители, которые бесплатно во время обстрелов помогали людям, как Владимир из Никополя, который отвез двух женщин в безопасное место.
«Но срочно кому-то куда-то ехать может быть нужно 100 людям, а водителей, готовых это сделать по базовому тарифу или бесплатно — 10. Они могут помочь только 10 пассажирам. Поскольку остальные 90 остаются без понимания, создается впечатление, что все водители плохие. На самом деле они такие же люди, как мы», — говорят представители OnTaxi.
Заказать авто во время комендантского часа можно. У водителя должен быть пропуск, пассажиру достаточно иметь, например, билет на поезд. Но в Днепре Bolt не работает во время комендантского часа. Для сравнения, во Львове средняя стоимость поездок в комендантский час у этого сервиса была на 10% выше.
Контролирует ли государство рынок такси
По словам заместителя министра развития громад Сергея Деркача, сфера перевозок работает фактически в тени. Чтобы с этим бороться, в феврале 2025 года правительство заявило, что готово упростить лицензирование такси и разработать новую систему регулирования. Она должна была учитывать интересы бизнеса, пассажиров, общества, онлайн-платформ и государства.

«Лицензированных перевозчиков около 9,5 тысячи. В то же время количество водителей такси может достигать 250 тысяч. Большинство работает нелегально. Соответственно, об оплате налогов, единых стандартах и ответственности перед пассажиром речи не идет», — пояснил чиновник.
Попытки регулирования были и раньше. В июле 2019 года Bolt вместе с другими участниками рынка представили концепцию регулирования рынка такси. Предлагалось отменить лицензирование, обязательную регистрацию водителей как частных предпринимателей, необходимость иметь таксометр и подавать дополнительную отчетность.
Вместо этого водители должны были оформить разрешение индивидуального перевозчика на любой период, хотя бы даже на месяц. И оплата за разрешение была бы оплатой налогов. Обязательным также было страхование пассажиров. Годом позже похожий законопроект представило министерство инфраструктуры. Но обе инициативы не утвердили.
Стоимость такси определяет рынок: чем больше пассажиров и меньше водителей, тем выше цена. А дефицит водителей из-за мобилизации заставляет пассажиров повышать цену, чтобы куда-то поехать. Государство на это не влияет, но хочет получать от частных перевозок налоги, правда никак не может определиться с тем, как это сделать.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Районы Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре
Метки: главное, Днепр, Транспорт Днепра



