Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Ежегодно — более тысячи диагнозов: как Днепропетровская область борется с раком груди

грудь

20 октября — День борьбы с раком молочной железы. Это не просто дата в календаре, а напоминание о тысячах историй борьбы, страха, силы и надежды. В Днепропетровской области эту болезнь ежегодно выявляют более чем у тысячи женщин. Но рак — не приговор, если действовать вовремя. Подробнее рассказывает «Наше місто».

В стенах онкологического отделения Наталья не впервые. Она хорошо знает этот маршрут. Когда-то она приходила сюда с мамой, а потом — сама, когда услышала свой диагноз: рак.

пациентка
Наталья

— Мама заболела первой, — рассказывает Наталья. — Я ухаживала за ней, сопровождала на лечение. Мы все проходили вместе. Тогда казалось, что я просто поддерживаю. Но в 2019-м и мне поставили такой диагноз.

Она вернулась в уже знакомые стены – теперь как пациентка. Ее мама к тому времени уже завершила лечение.

– Этот врач вел мою маму и теперь ведет меня, – говорит женщина. – Это у нас уже семейное. 

онкологія

Наталья уже прошла два курса лечения. Несмотря на сложность диагноза, химиотерапии удалось избежать.

-На этом этапе все хорошо, — делится она. — Я очень надеюсь, что и в дальнейшем так будет. Слушаю врачей, доверяю им. Я искренне благодарна всем сотрудникам отделения. 

Рак молочной железы: тревожная статистика и вызовы современности

Ежегодно в Днепропетровской области фиксируют около 1300 новых случаев рака молочной железы. Это — лишь часть тревожной картины, которую описывают онкологи.

онколог
Виктор Федорович, исполняющий обязанности заведующего кафедрой онкологии.

— У нас наблюдается рост заболеваемости, — объясняет исполняющий обязанности заведующего кафедрой онкологии, доцент Виктор Федорович. — Но это статистика за 2021 год. С началом войны достоверность данных снизилась: огромная миграция населения, люди уезжают, переезжают, и цифры постоянно меняются.

Рак молочной железы — болезнь, которая все больше ассоциируется с индустриализованными странами. Специалисты отмечают: чем выше урбанизация и уровень развития государства, тем больше распространенность этой патологии.

– В структуре онкопатологий в мире рак молочной железы уже обогнал даже рак легких, — сообщил Виктор Федорович. — Если рак легких ежегодно выявляют у около 2,2 миллиона человек, то молочной железы — уже 2,3 миллиона.

молочна залоза

Статистика выглядит не просто пугающей, а удручающей. По оценкам специалистов, на каждые три женщины, которые заболели, одна умирает. Впрочем, эти цифры не стоит воспринимать буквально.

– Это не значит, что из трех, которые заболели в этом году, одна умрет уже сейчас, — уточняет онколог. — Заболели трое, а умрет женщина, которая могла заболеть несколько лет назад. Ее смерть будет следствием именно этого диагноза.

В целом в Украине за год выявляют около 14 500 случаев рака молочной железы. Примерно треть из них — летальные. 

Причины роста заболеваемости раком молочной железы

Рак молочной железы — сложное заболевание, которое возникает под влиянием многих факторов. 

– Это связано с нарушением жизненного ритма человека, — подчеркнул Виктор Федорович. — Рак молочной железы не вызывается чем-то одним. Есть много факторов. Один из главных — снижение рождаемости.

Современная модель жизни женщины отличается от естественной репродуктивной функции, которую предусмотрела эволюция. 

В основе этого объяснения — биологические механизмы, которые управляют изменениями в молочной железе. С рождения ребенок имеет так называемые эстрогенные рецепторы первого типа. И только беременность и кормление грудью способствуют их трансформации в рецепторы второго и третьего типа, которые менее чувствительны к эстрогену.

грудне вигодовування

– Эстрогенные рецепторы первого типа — чрезвычайно чувствительны к эстрадиолу, который вырабатывается в женском организме, — рассказывает онколог. — А рецепторы второго типа уже менее чувствительны, а третьего — еще меньше. И чем больше беременностей, родов, кормлений — тем больше эстрогенных рецепторов третьего типа.

Если же беременностей не было совсем, эти чувствительные рецепторы остаются активными и постоянно стимулируются эстрогеном. Такая длительная стимуляция способствует делению клеток в ткани молочной железы, что повышает риск мутаций и развития злокачественных опухолей.

Отдельную роль в развитии болезни играет стресс — постоянный спутник современного человека.

– Стресс приводит к избытку пролактина, — объясняет доцент. — А пролактин стимулирует развитие эпителия протоков молочной железы. И на этом фоне также могут происходить изменения, которые приводят к раку.

Обследование — ключ к раннему выявлению болезни

Одна из важнейших задач в борьбе с раком молочной железы — выявить болезнь на ранней стадии. По словам Виктора Федоровича, своевременная диагностика может спасти жизнь.

Но проблема заключается в том, что первая стадия заболевания может не иметь заметных симптомов. Женщина, даже внимательная к своему телу, может ничего не заподозрить. Поэтому нужно заботиться о себе и проходить обследования.

Для женщин старше 40 лет основной метод скрининга — маммография. Младшим рекомендуется проходить ультразвуковое исследование. В то же время особого внимания требуют женщины с отягощенной наследственностью.

мамографія

– Если в семейной истории были случаи рака молочной железы, яичников или простаты, это существенно повышает риски, — объясняет специалист. — Такое может быть связано с мутацией генов.

Однако даже стандартное обследование не всегда способно выявить проблему. По словам доцента, есть так называемые рентгеноотрицательные опухоли. Для таких женщин лучше делать МРТ молочной железы. Особенно это касается носителей наследственных мутаций,  которые могут вызвать развитие болезни в очень молодом возрасте.

– Сейчас у нас лечится женщина, которой 31 год, — делится врач. — У нее уже второй раз возник рак молочной железы. Впервые она заболела в 24 года. И это обусловлено наследственностью — болел кто-то из близких родственников.

Когда эта пациентка впервые столкнулась с болезнью, в Украине еще не было возможности провести соответствующее генетическое исследование. Только при повторном заболевании удалось провести тестирование.

– Сейчас есть метод циклирования, который позволяет определять не 8, а десятки и даже сотни мутаций, — рассказывает Виктор Федорович. — Он появился у нас примерно 4–5 лет назад. До этого это стоило очень дорого и делалось только за границей.

Благодаря таким исследованиям врачи могут лучше понимать риски и предлагать профилактические меры. 

Анджелина Джоли
Анджелина Джоли — актриса

– Один из самых радикальных вариантов — подкожная профилактическая мастэктомия, как это сделала актриса Анджелина Джоли, — говорит Виктор Федорович. — Она большая молодчина, что рассказала об этом публично. Ее пример доказывает, что рак можно предупредить. Если бы она не сделала эту операцию, думаю, мы бы уже не видели ее на экранах.

Впрочем, такая операция — не панацея и не подходит всем. Решение должно быть взвешенным и обдуманным.

Современные методы лечения дают высокие шансы на выздоровление, но они дорогостоящие. А генетическое тестирование в Украине сейчас доступно, стоит примерно 13–14 тысяч гривен.

Лечение рака — долгий путь к выздоровлению

Современное лечение рака молочной железы — это сложный и длительный процесс, который индивидуально подбирается для каждой пациентки. Его эффективность зависит от многих факторов: стадии заболевания, типа опухоли, возраста пациентки, сопутствующих болезней. 

В случае раннего выявления обойтись можно операцией, иногда лучевой терапией или гормональными таблетками. 

лікар-онколог

– После операции женщина будет принимать лекарства, — говорит Виктор Федорович. — Если это гормонально-зависимая опухоль, то лечение она будет принимать и 10 лет, и больше. Пожизненно будет наблюдаться у врача.

В более сложных случаях лечение включает дорогостоящие препараты.

– Слава Богу, часть финансирует государство, — отмечает врач. — Несмотря на те трудности, которые испытывает сейчас наше государство, оно финансирует такое лечение.

Однако есть и исключения. Некоторые препараты пока не покрываются государством, и пациентам приходится самостоятельно искать финансирование.

Онколог подчеркивает: именно ранняя диагностика может значительно удешевить лечение — как для государства, так и для пациента. Однако многие женщины боятся идти к врачу — а вдруг что-то найдут.

– Это поведение страуса, — говорит он. — Но, когда найдут, то тогда может быть поздно бояться. Лучше, чтобы нашли на том этапе, когда женщина еще об этом даже не догадывается. 

онкологія

По словам онколога, сегодня даже четвертая стадия — не приговор. Да, речь идет не о выздоровлении, а о контроле болезни.

– Я помню, когда начинал работать — четвертая стадия не лечилась, — подчеркивает Виктор Федорович. — Сейчас все иначе. Люди живут пять и более лет. Живут в семьях, в обществе. Просто нуждаются в постоянном лечении.

Однако он подчеркивает: даже самое современное лечение имеет свои ограничения — это токсичность, побочные эффекты, финансовые и физические нагрузки.

Жить вопреки диагнозу: сила человеческого духа в борьбе с раком 

В стенах онкологической клиники с каждым пациентом рождается новая история — уникальная, с болью, с верой, с борьбой. Иногда воспоминания об этих историях остаются в памяти врача на всю жизнь.

— Я вспоминаю одну пациентку, — рассказывает Виктор Федорович. — У них с мужем возник небольшой спор прямо во время обсуждения лечения. Мнения супругов разошлись. Он начал командовать: «Кто ты здесь вообще такая?». А она ему ответила: «Я казачка твоя, я дружина твоя». Вот так она и держалась. 

У женщины была распространенная форма рака молочной железы. Лечение оказалось сложным, длительным и изнурительным, но она его выдержала. Прошло уже около двадцати лет — без рецидива, без прогрессии. Сегодня эта женщина живет полноценной жизнью.

Позитивный эмоциональный настрой — это не просто слова поддержки. В случае онкологии он часто определяет, насколько эффективным будет лечение.

– Бывали случаи, когда пациент узнает о ранней стадии, и казалось бы — шансы отличные, — говорит онколог. — Но человек теряет надежду, не верит в выздоровление. И такие пациенты, как правило, быстро уходят. А есть и другие. Приходят уже с поздними стадиями, но говорят: «Я еще поживу. Назло всем проблемам — буду жить». И они живут, борются, лечатся, радуются жизни. Все зависит от внутреннего состояния человека.

укол

Среди пациентов онколога есть те, кого он помнит десятилетиями. Бывшие больные продолжают жизнь, создают новые семьи, становятся близкими друг другу — иногда как сестры, объединенные общей борьбой.

Важно также помнить, что рак молочной железы — не исключительно женская болезнь. Хотя мужчин среди пациентов значительно меньше, ежегодно в Днепропетровской области фиксируют около 8–10 случаев.

– Да, их очень мало — менее одного процента, но бывает, — добавляет Виктор Федорович. — И у мужчин, кстати, рак грудной железы обычно протекает более агрессивно. И дело здесь не в размере органа, а в его биологическом поведении. 

Онкология — это не только химия и медицинские протоколы. Это истории живых людей. Это борьба, которая начинается с момента постановки диагноза, и в которой побеждает не всегда самый сильный физически — а тот, кто не теряет надежды.

Фото Владимира Федорищева и из открытых источников.

Читайте также: Рак боится смелых: история спортсменки из Днепра Оксаны Рогозы.

Ранее мы писали о том, как проходит реабилитация в одной из детских больниц Днепра.

Категория: Власть, Война, Интервью, Новости Днепра, Новости здоровья Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Фотогалереи

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: