Когда громкие слова об эвакуации стихают, а автобус уже отправляется из опасной зоны, большинство пассажиров еще не осознает, что их спаситель сидит за рулем. Именно водители — первые, кто заезжает в зону риска и последние, кто выезжает из нее. Они не ищут славы, не дают интервью после каждого рейса и часто остаются незаметными героями. Но без них ни одна эвакуация не была бы возможной.
Сегодня “Наше місто” рассказывает о трех таких людях — Андрее из Днепра, Николае из Доброполья и Андрее из Кривого Рога, которые работают водителями в гуманитарных организациях. Они ежедневно рискуют собственной жизнью, чтобы спасти других.
Андрей из Днепра: «Мне страшно, но должен быть спокойным — для них»
Андрей уже почти три года работает водителем гуманитарной миссии «Пролиска». Его маршрут — это села Днепропетровщины на границе фронта, напряженные эвакуации, в которых каждая минута имеет значение.
«Иногда бывает страшно — над головой гудит дрон, стреляют, а ты его не видишь. А в этот момент у тебя в автобусе паника, женщины с детьми плачут, и ты должен оставаться спокойным. Им нужен покой, и я его должен дать», — рассказывает Андрей.
Его путь к волонтерству был личным — в 2022 году его сын попал в плен. К счастью, его удалось освободить, но этот опыт только укрепил желание Андрея помогать другим.
«Я с 2015 года помогал военным, а когда началось полномасштабное — просто не мог остаться в стороне. Сначала жена начала помогать переселенцам, а я нашел себя в этой работе. Это моя отдушина и мой способ бороться», — делится он.
Его бус рассчитан на восемь мест, но на самом деле вывозит и по 12-14 человек за один рейс. За месяц он перевозит сотни — только в июне их было почти 300.
«Вчера у меня был попугай, клетка с ним — ребенок не мог оставить. У кого-то — собака, у кого-то — котик. А кто-то сам идет с поля, окровавленный. Один мужчина вышел из села, ноги перемотаны тряпками. Мы его забрали, дали медицинскую помощь — живой, вот и вся суть нашей работы», — вспоминает водитель.
«Если боишься — в этом деле делать нечего»: история водителя из Доброполья
Еще один водитель гуманитарной миссии «Пролиска» — Николай. Ему 62 года. Он родом из Доброполья, Донецкая область. За плечами — 18 лет в шахте, 19 — в инкассации. А теперь — эвакуационные маршруты под обстрелами.
«Я не боялся и в шахте, и в инкассации. Если боишься — в этом деле делать нечего», — говорит Николай.
Официально к «Пролиске» он присоединился в ноябре 2024 года. Из Ужгорода получил свою эвакуационную машину, и с тех пор — в постоянном движении: Межевская, Великомихайловская, Славянская громады — это его направления. Везет тех, кто решил покинуть дом. Часто — с животными, детьми, со слезами на глазах и тревогой в сердце.
«Иногда людей буквально уговаривают уехать, — вспоминает Николай, — Но есть и такие, как одна мама с детьми — пришла и говорит: «Все, больше не могу. Надо уезжать. Надо спасать детей”», — вспоминает мужчина.
Сам водитель неоднократно попадал под обстрелы: в Константиновке, возле блокпостов. Один раз снаряд взорвался в десяти метрах:
«Немного оглох, но жив. Бог уберег».
Его родное Доброполье тоже под огнем. Семья еще там, но уже готовится выезжать. Говорит — вещи почти собраны, даже собака-овчарка поедет с ними. Потому что это — часть семьи.
«Как-то вез трех котов, две собаки и попугая. Все животные спокойны — будто знали, что это путь к спасению», — добавляет Николай.
Андрей из Кривого Рога: «После взрыва люди кричали — просто поехали как могли»
Другой Андрей — тоже водитель, который всего месяц работает в команде общественной организации «Парк и особые друзья». Мужчина уже успел побывал в самых горячих точках Донецкой области: Константиновка, Доброполье, Славянск, Родинское.
«Вывозили из Родинского. Люди уже должны были быть с нами. Услышали дрон — он крутился над нами, включили РЭБ, он пошел на нас и взорвался прямо перед автобусом. Люди кричат, просят ехать — и мы поехали прямо с места», — вспоминает он.
(фото из архива Андрея)
В его микроавтобусе тогда было 15 человек. В основном же вывозит женщин и детей. Свою семью — жену и двоих детей — мужчина временно вывез в Германию. Сам же вернулся, чтобы помогать другим.
«Почему решил этим заниматься? Даже не знаю. Наверное, потому, что не все согласны на такую работу. Это действительно экстремальное вождение, не каждый выдержит. Но иначе нельзя — кто-то должен это делать», — утверждает водитель.
Невидимые герои, без которых не было бы спасения
Эти водители не считают себя героями. Они говорят, что просто делают то, что нужно. Но именно их работа — это первый шаг к безопасности для людей, которые покидают свои дома под обстрелами.
Истории этих мужчин — лишь несколько из сотен в командах гуманитарных организаций. Их маршруты — это дороги надежды, их присутствие — это уверенность для тех, кто пережил самое страшное. И хотя их имена редко звучат в новостях, именно они — водители эвакуации — часто первыми спасают жизни.
Фото: Валерий Кравченко
Категория: Война, Интервью, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: Война, главное, Днепр, Обстрел, Помощь



