Site icon Наше Місто

 Повар, слесарь или дизайнер: как в Днепре действует интересный профориентационный проект

В Днепре активно внедряется городской проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе», призванный популяризировать профессионально-техническое образование среди школьников. Как именно это происходит, своими глазами видели журналисты издания «Наше місто».

Больше автономии и связи с бизнесом

Профессионально-техническое образование в Украине ждут большие изменения. В середине апреля Верховная Рада поддержала законопроект «О профессиональном образовании» — важный шаг по реформированию профобразования. Проект закона кардинально сменит профессиональное образование Украины. Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщил Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой. О чем идет речь?

Финансовая и кадровая автономия. Учреждения будут получать средства от своих учредителей за услуги по подготовке специалистов, а не по смете, поэтому распределение денег между учреждениями станет более рыночным и конкурентным.

Влиятельные наблюдательные советы. Наблюдательные советы превратятся в действенный орган управления учебным заведением — как в бизнесе. Они будут проводить конкурс на должность директора заведения, оценивать его работу, утверждать стратегию и финансовый план. В состав наблюдательных советов войдут сотрудничающие с заведением работодатели, поэтому бизнес получит реальный инструмент влияния.

Гранты на дуальное образование. Запускается новый механизм финансирования дуального образования, чтобы люди могли получать гранты от государства или местных властей на обучение на базе предприятий — как это работает в ЕС. Чтобы популяризировать сочетание работы с учебой, создается «студенческий трудовой договор».

Новые подходы к формированию содержания образования. Министерство больше не будет утверждать стандарты образования для каждой профессии. Заведения будут разрабатывать образовательные программы вместе с бизнесом, а изменять и утверждать их будет наблюдательный совет.

Меньше бюрократии. Заведения получат упрощенную систему лицензирования, исчезнет тяжелый бюрократический процесс аттестации заведений профобразования. Вместо сложных процедур – фокус на партнерства, обновление образовательных программ и участие в международных проектах.

— Изменение бренда профессионального образования. Вместо ПТУ, ВПУ и других устаревших аббревиатур останутся профессиональные колледжи и учебные центры. Учащиеся становятся студентами, слушателями или курсантами. И также могут иметь академический отпуск.

Училище – старт для успешной карьеры

Ради того, чтобы сегодняшние школьники могли больше узнать о предложениях от учреждений профессионально-технического образования и сделать свой сознательный выбор, Днепровский городской совет реализует проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе». В этом году профориентационные мероприятия проходят на локациях коммунальных заведений и предприятий города. Для учреждений профессионально-технического образования на базе определенных школ организованы встречи для выпускников 9-х и 11-х классов и их родителей. На них представлены рекламные и презентационные материалы разных профессий, а также проводятся мастер-классы. Каждый ученик может попробовать себя в качестве электромонтера, строителя, сантехника, слесаря, сварщика, повара, кондитера, парикмахера, маникюрши. И выбрать для себя профессию по душе.

Недавно благодаря городскому проекту «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе» на базе лицея №97 в Днепре состоялась презентация возможностей учреждений профессионально-технического образования. Цель мероприятия — ознакомить школьников с современными направлениями профобразования, демонстрируя, что ПТУ является реальным стартом в достойной карьере.

Спрос превышает предложение

Юлия Камлук, заместитель директора по учебной работе Днепровского центра ПТО туристического сервиса подчеркнула, что материально-техническая база заведения активно обновляется, используется современное оборудование, а ученики совмещают обучение с оплачиваемой практикой на предприятиях. К тому же это учебное заведение попало в проект «100 мастерских», поэтому через год состоится его реновация.

— Наши студенты могут овладеть востребованными профессиями: парикмахер, маникюрша, повар, кондитер, администратор туризма, — рассказывает Юлия Камлук. — Даже несмотря на военные обстоятельства, направление туризма остается перспективным — студенты учатся составлять маршруты, бронировать билеты, организовывать путешествия по городу и стране.

Анастасия Фирко – мастер производственного обучения по парикмахерскому искусству, работает в этом заведении четвертый год. Она рассказала о конкурсе на поступление из-за ограниченного количества мест – спрос превышает предложение. Поступающие проходят тесты и демонстрируют базовые навыки. Особенно популярны направления среди учащихся после 9 класса – парикмахер, маникюрша, педикюрщик. В заведении активно сотрудничают с вечерними школами, чтобы учащиеся могли завершить общее образование параллельно с профессиональной подготовкой.

– Программа включает изучение флористики, уход за растениями, элементы декора, рисунка и живописи, – рассказывает Людмила Коваленко, обучающая профессии цветовод-декоратор витрин. — Особое внимание – детям с особыми образовательными потребностями, для которых созданы отдельные группы. Студенты успешно проходят практику в КП «Горзеленстрой», «Парк отдыха Приднепровский», «Сад мечты». А также поступают в вузы на профильные специальности – например, в аграрно-экономический университет или ДНУ им. О. Гончара

Девушки идут в повара, парни – в сантехники

Студентка Днепровского регионального центра ПТО Анна Жумик поделилась своим опытом обучения на кондитера. Она увлеченно рассказала о практических занятиях по приготовлению хлеба и булочек, а также о навыках эстетического оформления блюд. Девушка заканчивает первый курс и многому научилась в сфере кулинарии. Впереди – самое интересное.

Юрий Кучер, мастер производственного обучения в Днепровском высшем профессиональном училище строительства, рассказал об интегрированных специальностях: таких как столяр, гипсокартонщик, электрогазосварщик, сантехник, слесарь. В большинстве своем это парни, но есть среди будущих столяров и девушки. Дети получают две профессии одновременно, получают сертификаты, проходят курсы подготовки, с которыми легко находят работу. Здесь учат устанавливать мебель, окна, крыши. Это критически важно в то время, когда страну нужно восстанавливать. Особенно ценна бесплатная подготовка для переселенцев, финансируемая городом.

– Наше училище принимает участие в международных конкурсах, выпускники становятся призерами, – с гордостью отмечает Сергей Алексеев, мастер производственного обучения Днепровского высшего профессионального училища строительства. – Например, наш недавний выпускник Александр Сокол получил поездку в Вену за достижения в сантехнике. Профессии, связанные со строительством, особенно важны для послевоенного восстановления страны. Поэтому приглашаем к нам на обучение!

Работа должна быть в удовольствие

Будущие абитуриенты с интересом слушали о тех возможностях, которые открывает для них обучение в учреждениях профессионально-технического образования.

— Родители больше хотят, чтобы я пошла в 10 класс, но также мы рассматриваем вариант поступления после девятого в колледж, — признается девятиклассница Дарья Гречина. — Хотела бы выбрать дизайн или архитектуру. У меня есть хобби – рисование, я ходила в художественную школу. К тому же дизайнер – очень популярная профессия.

Девятиклассник Артем Ищенко мечтает о профессии автомеханика — ему нравится все, что связано с машинами. Он считает, что нужно выбирать вдохновляющий путь, а не просто следовать стереотипам об обязательном поступлении в университет после 11 класса. Его мама Ольга поддерживает сына. Женщина уверена, что работа, прежде всего, должна доставлять удовольствие, так же, как и обучение. Ведь большую часть времени в жизни мы проводим именно там. Будет радость от любимого дела – будут и деньги.

Таким образом, проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе» — это действенный мостик между школой и будущей профессией. Он помогает увидеть, что профессионально-техническое образование – это не «запасной вариант», а реальная возможность стать мастером своего дела, найти работу и начать свою карьеру уже после 9 класса. Потому что те, кто умеют работать руками, сегодня в цене.

Фото Валерия Кравченко.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре проходит реформа профтехобразования.

Категория: Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version