В Днепре активно внедряется городской проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе», призванный популяризировать профессионально-техническое образование среди школьников. Как именно это происходит, своими глазами видели журналисты издания «Наше місто».
Больше автономии и связи с бизнесом
Профессионально-техническое образование в Украине ждут большие изменения. В середине апреля Верховная Рада поддержала законопроект «О профессиональном образовании» — важный шаг по реформированию профобразования. Проект закона кардинально сменит профессиональное образование Украины. Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщил Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой. О чем идет речь?

— Финансовая и кадровая автономия. Учреждения будут получать средства от своих учредителей за услуги по подготовке специалистов, а не по смете, поэтому распределение денег между учреждениями станет более рыночным и конкурентным.
— Влиятельные наблюдательные советы. Наблюдательные советы превратятся в действенный орган управления учебным заведением — как в бизнесе. Они будут проводить конкурс на должность директора заведения, оценивать его работу, утверждать стратегию и финансовый план. В состав наблюдательных советов войдут сотрудничающие с заведением работодатели, поэтому бизнес получит реальный инструмент влияния.
— Гранты на дуальное образование. Запускается новый механизм финансирования дуального образования, чтобы люди могли получать гранты от государства или местных властей на обучение на базе предприятий — как это работает в ЕС. Чтобы популяризировать сочетание работы с учебой, создается «студенческий трудовой договор».
— Новые подходы к формированию содержания образования. Министерство больше не будет утверждать стандарты образования для каждой профессии. Заведения будут разрабатывать образовательные программы вместе с бизнесом, а изменять и утверждать их будет наблюдательный совет.
— Меньше бюрократии. Заведения получат упрощенную систему лицензирования, исчезнет тяжелый бюрократический процесс аттестации заведений профобразования. Вместо сложных процедур – фокус на партнерства, обновление образовательных программ и участие в международных проектах.
— Изменение бренда профессионального образования. Вместо ПТУ, ВПУ и других устаревших аббревиатур останутся профессиональные колледжи и учебные центры. Учащиеся становятся студентами, слушателями или курсантами. И также могут иметь академический отпуск.
Училище – старт для успешной карьеры
Ради того, чтобы сегодняшние школьники могли больше узнать о предложениях от учреждений профессионально-технического образования и сделать свой сознательный выбор, Днепровский городской совет реализует проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе». В этом году профориентационные мероприятия проходят на локациях коммунальных заведений и предприятий города. Для учреждений профессионально-технического образования на базе определенных школ организованы встречи для выпускников 9-х и 11-х классов и их родителей. На них представлены рекламные и презентационные материалы разных профессий, а также проводятся мастер-классы. Каждый ученик может попробовать себя в качестве электромонтера, строителя, сантехника, слесаря, сварщика, повара, кондитера, парикмахера, маникюрши. И выбрать для себя профессию по душе.
Недавно благодаря городскому проекту «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе» на базе лицея №97 в Днепре состоялась презентация возможностей учреждений профессионально-технического образования. Цель мероприятия — ознакомить школьников с современными направлениями профобразования, демонстрируя, что ПТУ является реальным стартом в достойной карьере.
Спрос превышает предложение
Юлия Камлук, заместитель директора по учебной работе Днепровского центра ПТО туристического сервиса подчеркнула, что материально-техническая база заведения активно обновляется, используется современное оборудование, а ученики совмещают обучение с оплачиваемой практикой на предприятиях. К тому же это учебное заведение попало в проект «100 мастерских», поэтому через год состоится его реновация.
— Наши студенты могут овладеть востребованными профессиями: парикмахер, маникюрша, повар, кондитер, администратор туризма, — рассказывает Юлия Камлук. — Даже несмотря на военные обстоятельства, направление туризма остается перспективным — студенты учатся составлять маршруты, бронировать билеты, организовывать путешествия по городу и стране.
Анастасия Фирко – мастер производственного обучения по парикмахерскому искусству, работает в этом заведении четвертый год. Она рассказала о конкурсе на поступление из-за ограниченного количества мест – спрос превышает предложение. Поступающие проходят тесты и демонстрируют базовые навыки. Особенно популярны направления среди учащихся после 9 класса – парикмахер, маникюрша, педикюрщик. В заведении активно сотрудничают с вечерними школами, чтобы учащиеся могли завершить общее образование параллельно с профессиональной подготовкой.
– Программа включает изучение флористики, уход за растениями, элементы декора, рисунка и живописи, – рассказывает Людмила Коваленко, обучающая профессии цветовод-декоратор витрин. — Особое внимание – детям с особыми образовательными потребностями, для которых созданы отдельные группы. Студенты успешно проходят практику в КП «Горзеленстрой», «Парк отдыха Приднепровский», «Сад мечты». А также поступают в вузы на профильные специальности – например, в аграрно-экономический университет или ДНУ им. О. Гончара
Девушки идут в повара, парни – в сантехники
Студентка Днепровского регионального центра ПТО Анна Жумик поделилась своим опытом обучения на кондитера. Она увлеченно рассказала о практических занятиях по приготовлению хлеба и булочек, а также о навыках эстетического оформления блюд. Девушка заканчивает первый курс и многому научилась в сфере кулинарии. Впереди – самое интересное.
Юрий Кучер, мастер производственного обучения в Днепровском высшем профессиональном училище строительства, рассказал об интегрированных специальностях: таких как столяр, гипсокартонщик, электрогазосварщик, сантехник, слесарь. В большинстве своем это парни, но есть среди будущих столяров и девушки. Дети получают две профессии одновременно, получают сертификаты, проходят курсы подготовки, с которыми легко находят работу. Здесь учат устанавливать мебель, окна, крыши. Это критически важно в то время, когда страну нужно восстанавливать. Особенно ценна бесплатная подготовка для переселенцев, финансируемая городом.
– Наше училище принимает участие в международных конкурсах, выпускники становятся призерами, – с гордостью отмечает Сергей Алексеев, мастер производственного обучения Днепровского высшего профессионального училища строительства. – Например, наш недавний выпускник Александр Сокол получил поездку в Вену за достижения в сантехнике. Профессии, связанные со строительством, особенно важны для послевоенного восстановления страны. Поэтому приглашаем к нам на обучение!
Работа должна быть в удовольствие
Будущие абитуриенты с интересом слушали о тех возможностях, которые открывает для них обучение в учреждениях профессионально-технического образования.
— Родители больше хотят, чтобы я пошла в 10 класс, но также мы рассматриваем вариант поступления после девятого в колледж, — признается девятиклассница Дарья Гречина. — Хотела бы выбрать дизайн или архитектуру. У меня есть хобби – рисование, я ходила в художественную школу. К тому же дизайнер – очень популярная профессия.
Девятиклассник Артем Ищенко мечтает о профессии автомеханика — ему нравится все, что связано с машинами. Он считает, что нужно выбирать вдохновляющий путь, а не просто следовать стереотипам об обязательном поступлении в университет после 11 класса. Его мама Ольга поддерживает сына. Женщина уверена, что работа, прежде всего, должна доставлять удовольствие, так же, как и обучение. Ведь большую часть времени в жизни мы проводим именно там. Будет радость от любимого дела – будут и деньги.
Таким образом, проект «ПрофАльянс. Профтех. Школа. Вместе» — это действенный мостик между школой и будущей профессией. Он помогает увидеть, что профессионально-техническое образование – это не «запасной вариант», а реальная возможность стать мастером своего дела, найти работу и начать свою карьеру уже после 9 класса. Потому что те, кто умеют работать руками, сегодня в цене.
Фото Валерия Кравченко.
Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре проходит реформа профтехобразования.