Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Креативные и неуемные: как днепровские учителя пробуждают у школьников жажду знаний 

Несмотря на вызовы военного времени, педагоги Днепра продолжают развивать образование и показывать высокие результаты. Они принимают участие в профессиональных конкурсах, совершенствуются и вдохновляют своих учеников на новые достижения и открытия. Как именно это происходит, узнала журналистка издания «Наше місто».

Историк Роман Довганенко находит в предмете эмоциональную составляющую

Роман Довганенко преподает историю, правоведение и этику в гимназии №50 с 2015 года. Пять лет назад он стал победителем областного этапа конкурса «Учитель года — 2020» в номинации «История». В этом году снова принял участие в конкурсе, где занял четвертое место. Впервые об областном конкурсе «Учитель года» Роман Александрович узнал от директора гимназии № 50 Инны Арсеньевой. Сначала не планировал участвовать, но благодаря поддержке коллег решился испытать себя.

– Результат – это не главное, важны опыт и новые знания, – считает Роман Довганенко. — Конкурсы позволяют оценить свои сильные и слабые стороны, а также мотивируют к профессиональному росту. Именно поэтому я участвую в них. Коллеги создали мне все условия для подготовки, за что я им очень благодарен. Конкурс состоял из нескольких этапов, включая методический экспромт и урок в незнакомом классе. Тебе дают один день на подготовку, новых учеников, новую школу, и ты должен показать максимум своих навыков. Это отличная проверка мастерства.

Роман Довганенко преподает историю в гимназии № 50 для учеников всех возрастов. Признается, что интереснее всего ему иметь дело с девятиклассниками. Ведь работая со старшими классами, он применяет методики, способствующие развитию критического мышления.

— Историю нужно сделать лично важной для ребенка, — объясняет Роман Довганенко. – Например, я спрашиваю своих учеников: «Ты помнишь свой день рождения?». Дети отвечают: «Да». Тогда я говорю: «А почему ты не можешь запомнить историческую дату?». Все потому, что день рождения это для нас что-то эмоционально важное. То же должно быть с историей.

Педагог намерен участвовать в международных образовательных проектах и ​​конкурсах. А наибольшая награда для него  —  когда выпускники, ранее не интересовавшиеся историей, обращаются к нему с просьбой посоветовать какую-нибудь литературу. Это означает, что предмет стал для них важным и нужным.

 Алина Крушинская воспитывает интерес к мировой литературе

Учительница зарубежной литературы лицея № 22 Алина Крушинская недавно завоевала второе место в областном туре конкурса «Учитель года – 2025» в своей номинации. В этом учебном заведении педагог работает уже восьмой год.

– Это был мой первый опыт участия в конкурсе, – рассказывает Алина Крушинская. — Хотела испытать свои силы и доказать, что зарубежная литература играет немаловажную роль в формировании личности. К сожалению, роль этого предмета в школьном курсе часто недооценена. Поэтому мне очень захотелось показать его значимость в формировании разносторонней личности учеников.

Конкурс состоял из нескольких этапов: подготовки креативной видеопрезентации, информационной карты, тестирования, анализа поэтического произведения, методического экспромта и проведения открытого урока. Во время финального испытания Алина работала с учениками седьмого класса над непростой темой — «Вторая мировая война и любовь». Коллеги и родные поддержали ее в конкурсе, этот опыт стал для нее важным шагом в профессиональном развитии. Ведь каждый этап требовал основательной подготовки, длительных поисков и новых знаний. 

– Я, конечно, советовалась с коллегами, но все же пыталась во время конкурса донести свою идею, — делится Алина Олеговна. – Она заключается в восприятии литературного произведения через призму чувств. Современные дети мало читают, им более близок визуальный контент. Поэтому задача учителей – заинтересовать их литературой. Во время работы я использую разные методы: мы читаем вместе на уроках, анализируем тексты, дискутируем. Учеников больше всего привлекают приключенческие романы, фантастика и детективы.

Алина Крушинская отмечает, что участие в конкурсе было сложным, но интересным. Оно дало ей много опыта и толчок двигаться дальше. В ближайшее время учительница планирует создать свой блог или страницу в соцсетях для обмена опытом с коллегами. 

Екатерина Корзун разрушает стереотипы о сельском образовании

Екатерина Корзун работает в Алексеевском лицее Покровского сельского совета Никопольского района. Она — директор, а еще преподает украинский язык и литературу в 5–11 классах. На собственном примере Катерина доказывает, что качественное образование возможно где угодно — даже в школе, которая расположена рядом с зоной активных боевых действий. Ее ученики не просто учатся по современным методикам, но и активно используют искусственный интеллект, дополненную реальность и побеждают в разных конкурсах. В 2024 году Екатерина стала финалисткой премии Global Teacher Prize Ukraine –  вошла в десятку.

– В 2019 году я впервые зарегистрировалась как участница Global Teacher Prize Ukraine, – вспоминает Екатерина Корзун. – Потом еще несколько лет подряд принимала участие в этом всеукраинском соревновании для педагогов. Трижды попадала в ТОП-50 и решила, что быть в десятке – это не для меня. Потому что я обычная учительница из обычной сельской школы. Но в прошлом году ко мне пришло понимание того, что не стоит себя недооценивать. Не надо загонять себя в шаблоны, потому что маленькие сельские школы тоже способны на большие дела.

 Екатерина ломает стереотипы о том, что технологии — это только для физиков или программистов. Как учительница украинского языка и литературы она доказывает, что даже в STEM-лаборатории можно найти место для филологии. Ее подход к обучению базируется на межпредметности, научном методе и активном вовлечении учеников в практическую деятельность. За свои методические разработки Екатерина получила немало наград, и это еще раз подтверждает: современная школа там, где есть настоящий педагог-новатор. И неважно, в столице она находится или в прифронтовой громаде, которая постоянно подвергается рашистским обстрелам.

– Дети из сельских школ ничем не отличаются от городских, – уверена Екатерина Корзун. – А в некоторых моментах они, возможно, даже лучше, чем дети из мегаполисов. Сельские ученики живут среди природы, они привыкли полагаться на себя, с детства работать. Они знают, что благодаря собственному труду можно многого добиться, поэтому не стоит ждать всех благ от родителей. Наше учебное заведение в этом году получило награду от Института модернизации содержания образования. Таким образом, специалисты оценили внедрение нами STEM-образования и информационных технологий.

С первого дня великой войны и до сих пор Алексеевский лицей работает в онлайн-режиме. Но благодаря таким преподавателям, как Екатерина Корзун, даже в сверхсложных условиях дети получают качественные знания. 

Ярослав Федько влюбляет учеников в физику

Сделать физику интересной и доступной для всех – именно к этому стремится Ярослав Федько. Будучи выпускником ДНУ им. О. Гончара, он получил степень магистра по специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы». Поначалу работал по специальности, а потом нашел свое призвание в педагогике. С 2016 года он преподает физику в УВО № 136 и активно использует геймификацию – превращает сложные задачи в увлекательную игру. Его персонализированный подход позволяет каждому ученику раскрывать свои способности.

Ярослав Федько — не только талантливый педагог, но и новатор. В прошлом году он мечтал создать мобильную лабораторию физики, которая поможет учащимся лучше усваивать материал через практические эксперименты. Согласно проекту, лаборатория должна была состоять из отдельных модулей, которые можно посылать школам по всей Украине. Она также должна была быть доступна для детей с нарушениями зрения, ведь среди учеников Ярослава Юрьевича есть мальчик, который пострадал из-за войны. А еще учитель мечтает о современном кабинете физики.

В позапрошлом году Ярослав Федько стал лучшим учителем Днепропетровщины и занял третье место во всеукраинском конкурсе, а в 2024-м соревновался за премию Global Teacher Prize. Миллион гривен он не выиграл, но удостоился специального отличия KSE Foundation. Каждый из трех лауреатов этой награды получил грант в размере 200 000 гривен. После учета налогов вышло 162 тысяч.

– Премия Global Teacher Prize помогает учителю продемонстрировать свои педагогические навыки, – рассказывает Ярослав Федько. – Показать, какова его цель и миссия, как он работает не только с детьми, но и с громадой, какова его учительская мечта. Лично у меня сейчас три мечты. Первое – чтобы украинское образование было лучшим в мире или хотя бы в Западной Европе. Вторая – чтобы дети не столько знали, сколько любили физику. И третья – чтобы один из моих учеников стал Нобелевским лауреатом по физике.

Поскольку Ярослав Федько не выиграл миллион гривен, идею создания мобильной лаборатории пока пришлось отложить. На грантовые деньги он пока приобрел только две лампы для вышедших из строя проекторов. Сейчас Ярослав Юрьевич находится в ожидании ремонта в кабинете физики, который должен быть сделан при поддержке городских властей. А затем на полученные благодаря премии средства учитель планирует закупить современное оборудование.

Фото Владимира Федорищева и Валерия Кравченко.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре реализуется образовательный проект «ЗнайТи».

Категория: Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: