Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Канализация — не мусорник: как ее чистят днепровские коммунальщики

Каждый день днепровским коммунальщикам приходится чистить канализации в домах и дворах горожан. На ликвидацию таких бытовых ЧП уходит от считанных минут до нескольких часов. Причем, зачастую причина засоренных квартирных стояков сами жильцы, которые сбрасывают в унитазы всякую дрянь. О непростой работе ремонтных бригад КП «Днепроводоканал» и городской аварийной службы расскажет «Наше місто».

Тряпки, свитера, игрушки – что находят в канализации

Однажды известный австрийский сатирик Карл Краус заметил: «От города я требую асфальта, канализации и горячей воды». Мнение классика, высказанное в прошлом веке, актуально и сегодня. Канализация, без сомнения, одно из важнейших достижений цивилизации. Когда засоряются трубы отчаянию горожан нет предела. Понятно, что не в восторге от таких ситуаций и ремонтники, приезжающие на вызов.

– Сигналы о засорениях  труб поступают постоянно, — рассказывает Сергей Денисенко, начальник отдела канализации правого берега КП «Днепроводоканал». – Только по правому берегу набирается 15-50 заявок. Каждый день! Работаем, спасаем город от коммунальных ЧП. К сожалению, днепряне порой необдуманно избавляются от накопившегося хлама. Каждый скажет: «Я ничего такого в унитаз не бросаю. Это не я!». А наши работники чистят дворовые колодцы и находят там тряпки, свитера, детские игрушки. Бывает, что и кирпичи, и всякий строительный мусор. Кто-то же все это сбросил в канализацию!

Ремонтная бригада водоканала, работавшая во дворе дома на проспекте Леси Украинки, 19 вытащила из колодца старые тряпки, очистили трубы от жировых накоплений. Жир – это вообще серьезнейшая проблема для коммунальщиков.

– Быть может, кто-то думает, что унитаз «проглотит» всё, — объясняет Павел Зырянов, начальник смены. – Что ему не дай, он все утилизирует и переработает. Это не так! Даже салфетки и бумажные полотенца не растворяются в воде. Гигиенические прокладки тоже, а тряпки и подавно. Большая проблема — жир. С ним трудно бороться. Люди моют кастрюли и сковородки, и остатки жира сливают в унитаз. Жиры в холодной воде не растворяются, а, наоборот, капсулируются, образуя пробки.

КП «Днепроводоканал» обслуживает дворовые системы, но о непроходимости труб горожане чаще всего узнают в своих домах и квартирах. Дома днепрян коммунальной собственности  обслуживает городская аварийная служба.

 Арбузные корки и картофельные очистки — прямиком в унитаз

Коммунальщики утверждают, что заявки о засорениях труб поступают независимо от сезона и времени дня. И все-таки одна особенность есть. После праздников наши непроходимые трубы напоминают о себе чаще. В этом мы уподобляемся американцам. Известно же, что следующий день после Дня благодарения — самый загруженный день в году для сантехников США.  Они называют его «Коричневой пятницей». Понятно почему: после праздника все несъеденное заокеанские жители отправляют в унитаз. Как и мы.

– Чаще вызовы поступают в предпраздничные дни, — рассказывает Ростислав Шетик, директор городской аварийной службы Днепра. – Люди готовятся, всё чистят дома. В праздники – тишина. А после, когда наводят порядок, история повторяется. Удивляет другое. Некоторые горожане явно путают мусорное ведро с унитазом. Помню, как в канализационной трубе мы обнаружили пакет с картофельными очистками. Это еще надо постараться туда его запихать!

Как действуют аварийщики, когда приезжают на место события?

– Человек звонит на городскую горячую линию или непосредственно нам, — продолжает руководитель городской аварийки. – Выезжает бригада и на месте определяет характер поломки. Если в ванной или на кухне «все булькает», поднимаемся в квартиру. Если, например, распространяется зловонный запах, понятно, что нужно проверить трубы в подвале. Смотрим и дворовые колодцы, хотя это зона ответственности водоканала.

Принципиально, что ремонтная бригады коммунальной «неотложки» не обслуживает ОСМД и жилищные кооперативы. Их руководители заключают договоры с частными компаниями.

Коммунальщик подчеркнул, что канализационные сети бывают очень коварны.

– Канализация не построена из одних только ровных труб, бывают угловые отводы в 45 или 90 градусов, — констатирует  Ростислав Шетик. – Это потенциальные места засорений. Немалую проблему представляет, к примеру, наполнители кошачьих туалетов. На упаковках часто указывается, что их можно утилизировать в унитаз. Люди и спускают. На  самом деле такие наполнители оседают на стенках  труб, к ним присоединяется другой мусор. Засор обеспечен.

В колодцах порой обнаруживают расчлененные трупы и старинные монеты

В 1950-1960-х  по Днепропетровску ходили слухи о настойчивых предложениях иностранцев даром почистить днепровское дно. Но наши, напрочь отказывались от заманчивых предложений, поскольку на этом дне, якобы, могут находиться несметные сокровища. Оказаться там они могли в том числе и через канализацию.

И сегодня есть мнение, что в канализационных колодцах можно найти что угодно. Только недавно коллега утверждал, что достал из сточного коллектора пылесос. Правда, нерабочий.

– Да всякое бывало, — говорит руководитель отдела канализации правобережья Днепра Сергей Денисенко. – Пальто как-то достали. Одеяла тоже выкидывают. Выбрасывают всё, что не жалко. Правда, бывало, что наши работники находили серьги и кольца. Цепочку. Однажды в одном из колодцев обнаружили небольшой горшок с монетами. Давным -давно, когда чистили коллектор на Войцеховича нашли расчлененное тело женщины. Вызвали тогда еще милицию. Расследование было. И наши ремонтники давали показания.

Впрочем,  канализация редко радует или огорчает сюрпризами. Всё как всегда. Самое постоянное в такой работе запах, который, кажется, не менялся с первого дня сотворения мира. Примечательно, что даже зловоние имеет оттенки. И опытные коммунальщики легко отличают кухонную канализацию от такой же системы в ванной.

– В некоторых домах кухня и ванная имеют отдельные сливные системы, — отмечает директор днепровской аварийной службы. – И если в ванной при засорении трубы запахи не неприятные, то на кухне такая вонь, что просто ужас. Остатки пищи разлагаются и дают такой гнилостный запах, что хуже и представить невозможно.

 Но несмотря ни на что коммунальные службы выполняют свою работу, хотя дефицит кадров есть. 

Дело – труба. Фановая

Заметим, что не все зависит от коммунальщиков. Жильцам также нужно периодически проверять свои канализационные трубы. Ситуации разные бывают. Вот одна из них.

 Владимир с семьей почти три года проживает в панельной многоэтажке на ж/м Покровский, которую обслуживает КП «Жилсервис 5”. Все это время жители периодически чувствовали в санузле неприятный запах канализации. Думали как-то само рассосется.  А когда в феврале 2025-го ударили сильные морозы, ситуация стала просто невыносимой. Вонь буквально распространялась по всей квартире, выедала глаза, было трудно дышать.

– Сначала я думал, что проблема в сифоне или вентиляции в ванной, — рассказывает днепрянин. – Но, когда поговорил с соседями, выяснилось, что во всех квартирах по нашему стояку такая же ситуация. Пришлось срочно искать причину.  Позвонил на горячую линию Днепровского горсовета, где выслушали жалобу, зафиксировали, приняли заявку и ответили, что, поскольку проблема внутри дома, то надо также обратиться в аварийную службу. Был приятно удивлен, поскольку мне позже перезвонили с горячей линии и сказали, что по моей заявке приедут сотрудники КП «Днепроводоканал», чтобы проверить канализационные колодцы во дворе. Через два дня действительно приехали, проверили и сказали, что они чистые. Также я получил ответ на эту заявку в личном кабинете на сайте hotline.dniprorada.gov.ua.

Но настойчивый горожанин не останавливался. По совету оператора горячей линии он сразу набрал аварийную службу, подал заявку. Не прошло и получаса, как на пороге квартиры были коммунальщики.

– Ребята проверили мой санузел, а также сходили к соседям на этаж выше и ниже, — продолжает Владимир. — Я живу на шестом. Так дошли до крыши. Там они провели какие-то свои манипуляции и предположили, что причина вони может быть в фановой трубе. Это та самая труба, которая выводит канализационные газы на крышу. Оказалось, что из-за самовольного вмешательства в одной из квартир она была неправильно смонтирована, что привело к обратному эффекту — все запахи возвращались в помещение. КП «Жилсервис 5» обследовал квартиру, где была проблема, и дал владельцу советы, как ее решить. Хозяин квартиры сам был заинтересован, потому что тоже страдал от вони и даже не знал, что когда-то во время ремонта частный сантехник на свое усмотрение наделал такого горя.

Так что — век живи — век учись.

Если у вас стряслась коммунальная беда, звоните  на Единую горячую линию Днепровского горсовета можно по телефонам: (056) 732-12-12, (095) 732-12-12, (096) 732-12-12, (073) 732-12-12 бесплатно. Или  в городскую аварийную службу – 736-10-02.

Фото Валерия Кравченко

Категория: ЖКХ, ЖКХ, Новости Днепра, Новости Днепра, Тема дня, Тема дня

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: