В чем секрет долголетия? Очень часто – в возможности заниматься любимым делом. Когда это дело творческое, годы и болезни отступают. Судьба дарит талантливым людям вторую, третью, а то и четвертую и пятую молодости. Журналистка «Нашого міста» нашла днепровских деятелей культуры, которые, несмотря на солидный возраст, продолжают жить полноценной жизнью.
Владимир Небоженко работает над новым памятником
Имя народного художника Украины Владимира Небоженко хорошо известно даже тем, кто не очень разбирается в тонкостях монументального искусства. Созданные Владимиром Павловичем памятники украшают Днепр уже многие годы. Один из них – Молодой Кобзарь на улице Воскресенской, романтично раскинувший свой плащ в сквере возле театра им. Т. Шевченко.
– Конечно, стихи Тараса Шевченко вошли в мою душу с детства, — признается Владимир Павлович. – Но когда Украина стала независимой, на Монастырском острове уже был памятник Шевченко. Однако слишком далеко он был расположен от центральной части города — украинские патриоты-активисты очень хотели, чтобы в Днепре (тогда еще Днепропетровске) появился еще один Тарас Григорьевич, причем в более удобном для проведения торжественных мероприятиях месте. Поэтому со временем я сделал эскиз и представил его худсовету. Долго думал над тем, как его изобразить. Все хотели традиционно: в пожилом возрасте, с усами. Но во время учебы в художественной академии молодой Шевченко приезжал в наши края – рисовал пороги. Поэтому за основу эскиза я взял известный автопортрет Тараса Григорьевича в овале и усадил скульптуру в позу художника. Надо сказать, что Шевченко был очень точным рисовальщиком – все пропорции идеально совпадают. Правда, в результате палитру с левой руки решили убрать – чтобы не сужать разностороннее лицо Шевченко только к фигуре художника.
Кроме того, образ поэта должен был гармонично сочетаться с пятью скульптурами, которые впоследствии расположились по соседству – на фасаде театра им. Шевченко. После того, как эскиз памятника был утвержден, работа Владимира Небоженко, которая к тому времени велась исключительно на голом энтузиазме, была наконец поддержана властью. 24 августа 1992 года, в первую годовщину независимости Украины, в торжественной обстановке и присутствии первого Президента Украины Леонида Кравчука был открыт памятник молодому Кобзарю.
– Две сумки с купонами, которые я выручил за эту работу, быстро обесценились – кажется, я успел на них купить только курточку, – улыбается Владимир Павлович. – А памятник, слава Богу, стоит. Очень радуюсь тому, что мне посчастливилось поработать над созданием образа великого поэта.
Еще одна визитка Днепра — памятник Александру Полю на проспекте Дмитрия Яворницкого, недалеко от городского совета. Он был открыт в 2002 году. На том месте, где стоит памятник первооткрывателю криворожских руд, когда-то был фонтанчик и лавочки.
– Я давно заметил это место: была у меня мысль поставить там памятник Карлу Марксу, который присел отдохнуть на скамейке – на проспекте, носившем раньше его имя, — вспоминает Владимир Небоженко. – А когда в конце 90-х историки и краеведы начали активно популяризировать Александра Поля, меня заинтересовала эта личность. Правда, я вскоре понял, что это совсем не тот человек, который может сидеть, расслабившись: слишком деятельным он был. Сначала Поль просто держал в руках кирку, с помощью которой он добывал руду, а затем в конечном варианте стал опираться на нее. Уже была готова метровая модель, а заказа от государства все не было. Ведь памятник – вещь дорогая, на свои деньги его не поставишь… Более того: уже существовал утвержденный проект строительства на этом месте торгового центра, но жители окрестных домов были против. Когда они случайно узнали о том, что здесь может появиться небольшой магазин, а памятник, который не закроет панораму, сами пошли в горсовет и заявили: «Хотим не торговый центр, а памятник Полю!». И это тоже сыграло не последнюю роль в том, что монумент появился как раз в День города.
В последние годы мастер сокрушается, что за неимением финансирования многие проекты, к сожалению, ему приходится «замораживать» на стадии эскизов. Даже памятники Тарасу Шевченко, которого часто заказывали представители городских и сельских общин вместо снесенного Ленина, накануне большой войны стали заказывать все меньше. Денег на новые бюсты и фигуры не хватает. Тем более что Владимир Павлович уверен: такие памятники нужно делать только из гранита, поскольку это вечный камень, к тому же не подверженный нападениям вандалов. Но этот материал стоит даже больше, чем бронза. И все же сейчас 83-летний мастер, несмотря ни на что, имеет новый заказ.
– Это будет памятник народному артисту Украины Жанну Мельникову, – рассказывает Владимир Небоженко. — Получил заказ от театра драмы и комедии, где он работал всю жизнь, и родственников Жана Александровича. Памятник из мрамора или гранита будет установлен на Запорожском кладбище, где похоронен великий актер. Работы еще много, но надеюсь, что в следующем году я ее закончу.
Нелли Масальская дождалась звездной роли
Днепровские театралы стопроцентно помнят корифеев Драмикома, ранее называвшегося театром им. м. Горького. Его подлинными звездами были народные артисты Украины Жан Мельников и Людмила Вершинина. Их дуэт в трагикомедии «Мир дому твоему» о приключениях Тевье молочника и его семьи был непревзойденным. Этот спектакль всегда собирал аншлаги много лет подряд. Жан Александрович был автором сценической редакции произведения Шолома-Алейхема, режиссером-постановщиком и исполнителем главной роли. И все это в 80 с лишним лет. А его партнерша Людмила Ивановна, которая была старше на 9 лет, выходила на сцену в 90! К сожалению, оба легендарных актера скончались в мае 2021 года.
Но жизнь и творчество продолжаются. Весной этого года в Днепровском академическом театре драмы и комедии прошла премьера под названием «Мадам Рубинштейн». Главную роль Хелены Рубинштейн в ней сыграла Нелли Масальская – заслуженная артистка Украины. Она уже 47 лет работает в Драмикоме и за это время сыграла более 80 ролей. В преддверии премьеры актрисе исполнилось 70 лет. Ранее в ней также были интересны острохарактерные роли в спектаклях «Сирена и Виктория», «Странная миссис Сэвидж», «Пианино в траве». А вот в комедии «Мужчина к празднику, или Пока она умирала», она была совсем другая – капризная и своенравная мать, которая из-за своего эгоизма готова лишить личного счастья единственную дочь.
– Знаете, у меня никогда не было стремления получить большую роль, стать знаменитой, – однажды признавалась мне в интервью Нелли Масальская. – Гораздо важнее для меня быть настоящим профессионалом своего дела – тогда от работы получаешь истинное удовольствие. Для артиста не может быть, полагаю, высшей награды по сравнению с тем, когда он выходит на сцену и чувствует, что сливается с залом в единое целое. Если говорить о том, какие роли хотелось бы сыграть, то в молодости это, конечно, была Кармен. Наверное, об этой роли мечталось, потому что внешне я подхожу под такой типаж. Но совсем не жалею о том, что не сложилось, не сбылось. Мне очень интересно создавать на сцене разные образы, в том числе и отрицательные – так называемые голубые, лирические героини мне кажутся слишком скучными. Когда-то в одном из спектаклей я даже играла армянскую проститутку – и эта роль, считаю, заняла достойное место в моей творческой биографии.
Несмотря на очень яркую внешность с явным восточным акцентом, Нелли Масальская уверяет: в ее роду не было никого, кто был бы связан с Востоком. Разве что слышала о том, что прабабушка была цыганкой. Родилась Нелли в Луганске, в рабочей семье. С детства любила крутиться перед зеркалом, что-то изображать – неудивительно, что решила в конце концов стать актрисой. Еще во время учебы в Харьковском институте культуры ее заметили днепряне и пригласили в наш город. И все же звездная роль, о которой мечтает, пожалуй, любая актриса, нашла ее. Это та самая Мадам Рубинштейн.
– Настолько качественно выписаны образы, диалоги, что я сразу почувствовала, что это мое, – призналась накануне премьеры Нелли Масальская. – Когда мне сделали грим, оказалось, что я еще и похожа на свою героиню. Эта роль – подарок для любой актрисы, она очень многогранна, мне нравится в ней все. Я реализую весь свой многолетний опыт. Сразу почувствовала, что это мое, а вот когда сделали грим, оказалось, что я еще похожа на Хелену. Это роль, о которой можно только мечтать.
86-летняя балерина учит детей танцевать
Любовь к творчеству — одно из условий долголетия. Именно она помогает чувствовать бодрость и вообще держаться в сложные времена подопечным Днепровского городского территориального центра. В его подразделениях успешно работают любительские песенные и танцевальные коллективы. Также большое внимание уделяется рукоделию, созданию хороших и полезных изделий. Многие пожилые днепряне открыли в себе определенные таланты только тогда, когда стали на учет в терцентре. Но есть и те, которые пришли сюда, когда стали профессионалами в сфере культуры.
Людмила Синяговская — балерина с большим опытом. Более 50 лет женщина посвятила сцене. Несмотря на то, что ее семья совсем не творческая, попала в хореографическое училище в 13 лет – это было в Казахстане. Там Людмила Яковлевна делала свои первые шаги в балете. Но родители родились в Украине – в Полтаве. Поэтому неудивительно, что вскоре в наши края вернулась и Людмила.
Вспоминает, что в течение долгого жизненного пути работала во многих театрах – в Челябинске, Воронеже. Сначала танцевала в задних рядах, но со временем стала солисткой балета. На счету Людмилы множество спектаклей. Среди наиболее запомнившихся постановок – «Доктор Айболит» и «Дон Кихот».
– Конечно, у меня были поклонники, которые дарили цветы, — вспоминает Людмила Яковлевна. – Бывали и травмы – даже переломы. Но у меня даже мысленно не было бросать свою профессию, потому что она мне очень нравилась. Когда в 1970-х годах я вышла на пенсию, моему мужу как раз предложили работу в Днепропетровске. Мы переехали сюда. Я и сейчас работаю в хореографии. Учу искусству балета детишек – преподаю им классический танец.
Свои таланты Людмила также демонстрирует в отделе терцентра в Шевченковском районе. Пришла сюда по рекомендации соседки около пяти лет назад. Всегда рада приглашениям на творческие вечера и концерты, а еще получает здесь натуральную помощь. Женщина с теплом отзывается об общении с работниками и подопечными терцентра.
83-летний саксофонист руководит джаз-клубом
Еще одна творческая личность днепровского терцентра – 83-летний Юрий Биленко. Музыкант, президент Днепровского джаз-клуба. Личность, которая стояла в свое время у истоков джаза в нашем городе – тогда еще в Днепропетровске. Основная его деятельность была связана с инженерией – Юрий Владимирович окончил физтех Днепропетровского государственного университета. Но в то же время искусство сопровождало его всю жизнь.
– В музыкальной школе я учился как скрипач, – рассказывает Юрий Биленко. – Однако потом открыл для себя джаз и более 50 лет посвятил игре на саксофоне. После окончания университета я три года отработал по специальности. Пытался делать научную карьеру, но саксофон ее сломал. Дело в том, что в те годы увлекающиеся джазом люди считались идеологически неблагонадежными. Не случайно существовало выражение: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Поэтому работать в области разработки ракет я не смог.
В то же время инженерию Юрий Владимирович не бросил – более 20 лет он работал в «Госстандарте Украины». Но саксофон тоже никогда не изменял. Влюбился в этот инструмент тогда, когда попал во Дворец культуры Машиностроителей. Там был джазовый оркестр. В то же время саксофониста из этого коллектива как раз призывали в армию. И Юрий решил его заменить. Ради этого он усвоил игру на совершенно новом для него инструменте. Саксофон навсегда пленил его сердце.
– Это особый инструмент: его звук таинственный, глубокий, сексуальный, – подчеркивает Юрий Владимирович. – Больше всего мне нравится тенор-саксофон, ведь его звучание очаровывает. Сейчас у меня есть несколько инструментов даже электронный саксофон. У каждого из них есть своя уникальная особенность.
Юрий Биленко руководил оркестром КБ «Южное», неоднократно был участником различных фестивалей, в том числе международных в Дании, Германии. Также участвовал в фестивале «Джаз на Днепре». В прошлом году джазмена наградили медалью мэра «За заслуги перед городом Днепр». Это главное отличие за его вклад в культурную жизнь города.
– Лет пять назад я как-то ехал в маршрутке, со мной был саксофон, – вспоминает Юрий Биленко. – Одна женщина заговорила со мной и предложили прийти в отдел терцентра в Соборном районе и поиграть. Так я очутился здесь. За это время в терцентре руководил хором, сейчас часто выступаю со своей программой как саксофонист на разных культурных мероприятиях. Также с удовольствием слушаю интересные лекции, часто бывают в терцентре, получаю горячие обеды. Очень доволен всеми услугами.
Фото автора, Валерия Кравченко и открытых источников.
Напомним, раньше мы писали о том, что днепряне ходят в театры, несмотря на войну.
Категория: Афиша, Новости Днепра, Новости Культуры Днепра, Тема дня
Метки: главное, Новости Днепра