Site icon Наше Місто

Секретный код Яворницкого: как исследователь казачества стал культурным авторитетом и классиком мягкой украинизации

в чем феномен Дмитрия Яворницкого

Без него мы не понимали бы себя потомками запорожского казачества, а Днепр остался бы без легендарного дома Хренникова и уникального Преображенского собора, на месте которого большевики планировали возвести 70-метровый памятник Ленину. В его доме на Соборной горе гостей встречали нарисованные на стенах казаки, он общался на украинском с императором Николаем II, до последних дней гулял по городу в английском костюме и даже не представлял, что когда-то главный проспект Днепра назовут его именем и на нем же он будет похоронен. 6 ноября исполнилось 169 лет со дня рождения Дмитрия Яворницкого, который 150 лет назад начал украинскую культурную революцию и стал классиком мягкой украинизации, пишет «Наше місто».

Спасо-Преображенский собор, Дом Хренникова и Дмитрий Яворницкий на раскопках. Коллаж: НМ

До сих пор в Днепре жива сосна, которую в начале прошлого века посадил в своем саду Дмитрий Яворницкий. Ее, очень высокую, хорошо видно из-за забора усадьбы историка.

Ей больше ста лет, она лысая, больная, но держится. Все экскурсанты к ней подходят, хотят прикоснуться. Конечно, она помнит многое за свое столетие. Когда-то Яворницкий посадил две сосны, но в одну во время Второй мировой попал снаряд, — объясняет Максим Кавун, кандидат исторических наук, заведующий отделом «Мемориальный Дом-музей Яворницкого» ДНИМ имени Д.И. Яворницкого.

Сосне Дмитрия Яворницкого более 100 лет. Коллаж: НМ

Он признается, что сейчас музей ищет спонсоров для восстановления скамейки Яворницкого, на которой тот любил проводить время в своем саду. Возможно скоро здесь появится такой артефакт и можно будет посидеть на месте человека почти космического масштаба.

Яворницкий на скамейке в своем саду в 1929 году и современный сад возле дома историка. Коллаж: НМ

Днем преподавал на русском, а ночью писал на украинском

На аутентичной двери дома-музея историка, культурного авторитета и серого кардинала украинского движения в Екатеринославе-Днепропетровске табличка с надписью «Дмитрий Эварницкий». И это не ошибка, а действительная фамилия легендарного человека, которую он изменил примерно в начале прошлого века. Эта часть истории его жизни пока точно не изучена, и можно лишь предполагать, почему Эварницкий на пятом десятке стал Яворницким.

Двери дома сохранились со времен, когда там жил Яворницкий. Коллаж: НМ

Метрически он записан как Эварницкий, в российской историографии все его работы опубликованы под этим вариантом фамилии, — рассказывает Максим Кавун. — Большинство считает, что Яворницким он стал во время революции 1917 года. Но это не так — я исследовал эту тему и обнаружил, что Яворницкий появляется гораздо раньше — еще во время Российской империи. Он лишь раз написал, что букву перепутали в церкви, когда крестили. Больше ни одной дневниковой записи-объяснения он не дал и это его право. Он до сих пор фигурирует как Эварницкий и Яворницкий — это две разные по сути фамилии. И фактически два человека уживались в одном. Такая его бинарность наложила отпечаток на всю жизнь. Так днем он преподавал историю государства на русском, а ночью писал историю казачества на украинском.

Максим Кавун исследует жизнь Дмитрия Яворницкого

Сейчас Максим Кавун пишет монографию о легендарном земляке. Историк говорит, что загадок в жизни Яворницкого больше, чем можно было представить. Впрочем, масштабы личности этого человека позволяют сформировать научную субдисциплину — яворницковедение (совокупность знаний об этом человеке). Не исключено, что первый учебник будет презентован уже в следующем году, к 170-летию со дня рождения Яворницкого.

Яворницкий очень широкая персона, в его переписке до 1000 корреспондентов. И в его аскетичной гостиной побывали до 100 известных лиц в истории Украины. Поэтому она сильна своей аурой и имеет мощный исторический бэкграунд, — рассказывает заведующий домом-музеем Яворницкого.

Ученый говорит, что во время войны в дом Яворницкого, который является отделом-филиалом исторического музея, люди идут за так называемой ментальной терапией, которая сочетает в себе получение культурной информации и психологической разрядки.

Дом Яворницкого в первой половине ХХ века. Фото: из открытых источников

Классик мягкой украинизации

Он мог стать обычным революционером и со своими проукраинскими взглядами оказаться за решеткой, в Сибири или быть расстрелянным. Но Яворницкий выбрал другой путь — вершить тихую украинскую культурную революцию в Российской империи и СССР. Он талантливо устанавливал эффективные отношения с любой властью: во времена империи, межвластия и большевиков. И на удивление многим шаг за шагом продавливал свои идеи. Даже во времена действия запрета украинского языка, в 1888 году, 33-летний Яворницкий умудрился издать книгу «Запорожье в остатках старины и преданиях народа», которая на 60% была украиноязычной. Цензоров он убедил в необходимости цитат на языке оригинала.

Дмитрий Яворницкий в разные времена. Коллаж: НМ
Книги Яворницкого о казачестве, которые были изданы 140 лет назад. Коллаж: НМ

Несмотря на репрессии, жизнь и деятельность Яворницкого — это история большого успеха. Он выбрал себе миссию историка Украины во время Российской империи — это уже было вопреки, он всю жизнь шел против течения и тем не менее он реализовал те положения, которые он себе ставил — это историография, культурные вопросы и даже архитектурные, — считает Максим Кавун.

Дмитрий Яворницкий родился на Харьковщине 6 ноября 1855 года, окончил Харьковский университет, преподавал в вузах Москвы и Петербурга. Он всю жизнь исследовал тему казачества. Ему первому удалось воссоздать Запорожские Вольности (название владений Запорожской Сечи, охватывавших значительную территорию Центральной и Южной части Украины) как структуру, военную демократию и большой историко-культурный географический феномен. Это была настоящая революция, ведь до него запорожских казаков изображали как бандитов, совершавших набеги.

Его магистерская диссертация на тему запорожского казачества подвергалась серьезной травле со стороны известных историков. В защите работы Яворницкому отказали университеты Киева, Варшавы, Москвы и Петербурга. Ему удалось защитить свой труд в Казани в 1901 году, но без триумфа: пять голосов «за» и два «против». Яворницкий получил ученую степень (правда, магистра русской истории). Впрочем, самым важным было то, что он легитимизировал свой труд, который стал первым томом истории запорожских казаков.

Бросил столицу и начал новую жизнь в 50 лет

Дом Яворницкого на одноименной пешеходной улице Днепра — это единственная екатеринославская усадьба, которая сохранилась до наших дней вместе с садовым участком в 17 соток. Это единственный в истории нашего города особняк, который был построен именно для ученого-историка.

В 50 лет доцент московского университета Эварницкий неожиданно променял столицу на Екатеринослав и стал Яворницким. Он проиграл в карьере, но выбрал мечту жить ближе к местам своего исследования — степям запорожского казацкого края. Ему достался единственный свободный участок на Соборной горе, где он начал строить свой первый и последний собственный дом, до этого ученый пользовался арендным жильем.

Сначала он хотел поселиться в Полтаве, но оказался в Екатеринославе, где в 50 лет он начинает совершенно новый этап своей жизни, который стал определяющим, -рассказывает Максим Кавун. —  В 1902 году он был назначен директором исторического музея имени Поля и одновременно начинает строительство собственного дома. Три года он скитался между Москвой и Екатеринославом, жил в арендованных квартирах или у знакомых. В 1905 году почти одновременно завершается строительство музея и его дома. И тогда уже Яворницкий оседает в Екатеринославе.

Центр украинского движения с казаками на стенах

Каждый день он пешком шел от своего дома до исторического музея через современную улицу его имени, минуя Преображенский собор. Именно это одно из старейших сооружений нашего города уже 78-летний Яворницкий спас в 1933-м.

Исторический музей в первой трети ХХ века. Фото: из открытых источников
Спасо-Преображенський собор у 1948 році та у 2024-му. Колаж: НМ

Преображенский собор в 1933 году хотели взорвать и построить на его месте помпезный 70-метровый памятник Ленину, рассказывает Максим Кавун. — Я нашел этот проект, по нему огромная статуя вождя разве что не вращалась вокруг солнца. Скажу вам, что Яворницкий отстоял собор, потому что он предложил обустроить там антирелигиозный музей. Тогда была такая практика и это спасло собор. Он стоит до сих пор благодаря Яворницкому. В 1934-м у него сбили шпиль, но здание осталось.

Дом Яворницкого, аскетичный особняк средней руки, на Соборной горе становится центром украинского движения в Екатеринославе. Уже в прихожей гостей встречали казаки, нарисованные на стенах друзьями Яворницкого, художниками Николаем Струнниковым и Тихоном Ткаченко.

Картины нарисованы прямо на стенах в прихожей дома. Коллаж: НМ

Яворницкий — это большой культурный герой нашего города и Украины с постоянным значением, которое не подвергают сомнению, — рассказывает Максим Кавун. —  В первой трети ХХ века в Екатеринославе он стал культурным авторитетом, серым кардиналом украинского движения в Приднепровье. Такая позиция позволяла ему многое реализовывать не лобовым методом, а тихой сапой. Он имел довольно сложный характер, всегда гнул свою линию, но при этом объединял людей. И большевики с ним мирились, и белые генералы, и Махно, и император Николай ІІ. Он стоял за многими проектами «Просвиты», один из самых известных памятников, дом Хренникова, это тоже идея Яворницкого.

Украиноязычная провокация для императора

31 января 1915 года 60-летний Яворницкий прибегнул к провокации — провел экскурсию по историческому музею для императора Николая II, общаясь с ним исключительно на украинском языке. Сказать, что этот неожиданный шаг директора музея поразил всех присутствующих — это не сказать ничего.

В тот день самодержец приехал в Екатеринослав, чтобы посетить Брянский завод, а также Преображенский собор и местный исторический музей, который за 10 лет работы под руководством Яворницкого делал акцент на запорожские древности и вошел в пятерку лучших в Украине. Визит императора можно было воспринимать как признание заслуг Яворницкого. Впрочем, пока длилась украиноязычная экскурсия, лица, сопровождавшие самодержца, не были уверены, что такая смелость директора музея понравится императору.

Известно, что когда Николай ІІ вышел из музея, он сказал: я благодарен профессору Яворницкому за возможность послушать историю этого края на местном наречии. Своей реакцией он снял все противоречия и оставил запись в книге гостей, — рассказывает Максим Кавун.

Визит императора Николая II в исторический музей в 1915 году. Фото: из открытых источников

Реликт в английском костюме

С 1882 года все свои деньги Яворницкий вкладывал в археологические экспедиции по степям Украины в поисках казацких артефактов. Жил одиночкой, а впервые женился в 63 года. Серафиме было 39. Она называла его Митя, и когда надолго уезжала из дома, в переписке напоминала ему, чтобы не спал на веранде, потому что простудится. Они провели вместе 22 года.

Яворницкий впервые женился в 63 года. Коллаж: НМ

На Яворницкого-националиста писали доносы. В 1933-м историка обвинили в «буржуазном национализме» и лишили академической пенсии. Но ему удалось избежать ареста и расстрела.

В эпоху Сталина в 1937 году ему последнее обвинение выдали, что он руководитель террористической ячейки заговорщиков. Тогда ему было уже 82 года и его отпустили домой. Он был аскет, жил не для себя, он все отдал музею. Поэтому «буржуазный» к нему сложно применить, — говорит Максим Кавун.

Несмотря на аскетический образ жизни, Дмитрий Яворницкий всегда отличался элегантной одеждой. Исследователи говорят, что у него был так называемый синдром Эркюля Пуаро. Каждый день он надевал английский костюм — на работу, на прогулку и даже на археологические раскопки.

Яворницкий голый и босой никогда не ходил, — говорит историк.-  В 1920-е годы и в 1930-е, уже будучи репрессированным, он надевал английский костюм и выходил в парк Шевченко. По воспоминаниям академика Кирилла Стародубова, известного металлурга, который в те времена был студентом, Яворницкий любил сидеть в парке на лавочках и общаться. К нему подходили молодые люди, его уже тогда считали реликтом, но с уважением. Конечно, на фоне комсомольской массы, он отличался. Стародубов вспоминает: мы подходим к скамейке, сидит седой дед Яворницкий и рассказывает молодежи о крае, о Лазаре Глобе, о парке, об истории города. 

Яворницкий любил гулять в парке Шевченко. Коллаж: НМ

Дмитрий Яворницкий прожил 85 лет насыщенной жизни и умер в собственной постели, якобы от малярии. Это произошло 5 августа 1940-го. По завещанию, на его похоронах играл гопак и звучали украинские песни.

Загадка могилы в центре города

Он завещал похоронить себя под стенами исторического музея — на той самой Соборной горе, где расположен его дом и где он ежедневно ходил пешком на работу и просто гулял, вынашивая очередную идею. И даже после смерти, он добился своего, хоть и спустя два десятилетия.

Исторический музей в 1940-м году. Фото: ФБ-группа «История в фотографиях Екатеринослав-Днепропетровск»

Его похоронили на обычном городском кладбище на развилке в 10 метрах от памятника академику Писаржевскому. В день погребения на его могиле разрешили петь украинские песни. Власти не препятствовали. После его смерти появился указ о чествовании академика Яворницкого: пенсия вдове, его имя музею, установить ему памятник и назвать в его честь улицу. То есть власть сама обнулила репрессии, признав его как академика, — рассказывает Максим Кавун.

Улица Яворницкого действительно появилась еще в советские времена, но в поселке Мирном в пределах Днепра. И только в 2005 году именем легендарного земляка назвали улицу в историческом центре города, переименовав переулок Октябрьский. А еще через 11 лет, в 2016-м, в честь Яворницкого назвали главный проспект Днепра.

Памятник на могиле Яворницкого у стен исторического музея. Коллаж: НМ

В 1961 году тело Дмитрия Яворницкого перезахоронили и таким образом выполнили его завещание. Впрочем уже 63 года история переноса могилы ученого остается загадочной.

До сих пор не исследовано, кто разрешил перезахоронение в центре города. В те времена дать добро на этот шаг могли только с самого верха. Известно, что в 1961 году интеллигенция написала письмо властям с просьбой перезахоронить Яворницкого. И письмо удовлетворили, но этот вопрос требует серьезного исследования на предмет, кто дал разрешение. По сути это неофициальная посмертная реабилитация. Мы знаем, что в брежневскую эпоху Яворницкого снова замалчивали, а снова вспомнили о нем в 1988-м, тогда и открылся его дом-музей. Кстати я был один из первых посетителей. Мне тогда было всего 10 лет, но это сыграло очень большую роль в моей жизни. По какой-то иронии судьбы я теперь заведую этим домом, — добавляет Максим Кавун, кандидат исторических наук, заведующий отделом «Мемориальный Дом-музей Яворницкого» ДНИМ имени Д.И. Яворницкого.

Историк говорит, что в Днепре существует только два случая захоронения человека возле своего детища. Первый — это могила профессора Александра Рейнгарда, которая появилась в Ботаническом саду Днепра в 1945 году. Второй — перезахоронение Дмитрия Яворницкого.

Интересно, что Яворницкого и его жену разлучили после смерти. Она покоилась рядом с ним с 1943 года, там лежали две плиты, было семейное захоронение. Но перезахоронили только Дмитрия Ивановича, а ее могилу оставили на старом кладбище, которое впоследствии закрыли и разрушили. В прошлом году мы вычислили место захоронения его жены — там сейчас газон. Мы хотим подать официальную просьбу в мэрию, чтобы установить там крест, чтобы могила Серафимы Яворницкой была почтена, — добавляет Максим Кавун.

Напомним, ранее мы писали, что известно о личной жизни Яворницкого.

Категория: Афиша, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Уникальный Днепр

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version