Ежегодно, в первое воскресенье ноября, Украина отмечает День работника социальной сферы. Эта профессия является одной из самых гуманных в обществе. На социальных работников возложена высокая ответственность — заботиться о тех, кто не имеет возможности самостоятельно справиться со сложными жизненными ситуациями, кому нужна моральная и материальная поддержка.
Мы все имеем определенное представление о работе социального работника: благородная миссия, помощь нуждающимся. Но за этой красивой картинкой скрывается тяжелый труд. Журналисты «Наше місто» решили окунуться в этот мир и воочию увидеть, с чем сталкивается социальный работник каждый день.
Один день с социальным работником
Ольга Демидова — социальный работник КУ “Днепровский территориальный центр социального обслуживания предоставления социальных услуг” ДГС. Ее работа — это сочетание профессиональных обязанностей и искреннего желания помогать людям.
Утро Ольги начинается с визита в терцентр, где она получает проездной и обеды для подопечных. И сразу отправляемся по адресам.
Первая в списке — Майя Симонова, 86-летняя бывшая акушерка. Их встречи — это не просто выполнение рутинных процедур. Это теплые разговоры, воспоминания о прошлом, совместное разгадывание кроссвордов.
– Мне очень нравится, как мне помогает социальный работник, — говорит Майя Кирилловна, подопечная территориального центра социального обслуживания. — Она — мои руки, мои ноги, мои глаза. Оля скупилась в магазине и принесла продукты. Также мы вместе посещаем врача при необходимости. Я всегда ее жду, ведь общение очень важно для меня. В свободное время я разгадываю кроссворды. Также имею хобби — собираю статуэтки. Все знают о моем увлечении и мне всегда их дарят. В свободное время читаю книги, стараюсь отвлечься от тревог.
Пока мы общались, Ольга выполняла домашнюю работу — сделала влажную уборку и помыла окна, приготовила картошку.
После чего вместе с социальной работницей мы посетили Ирину Григорьевну, которая из-за проблем со здоровьем не выходит из квартиры. Ольга принесла подопечной обед, сделала влажную уборку.
Ирина Григорьевна — архитектор по образованию. Женщина имеет более 50 лет трудового стажа. В последнее время работала на фирме по изготовлению детских площадок. Проектировала качели и горки для малышей.
– Из-за больных суставов для меня большая проблема подняться на пятый этаж, поэтому на улицу я не выхожу, — рассказывает Ирина Вязовская. — А социальный работник делает покупки в магазинах, выполняет домашние дела. Очень хорошо, что она ко мне приходит. Это невероятная помощь. А особенно ценно общение, ведь у меня больше нет собеседников, кроме разве что этой меховой игрушки. Ее мне подарили на прежнем месте работы. Мое хобби — вязание, еще с начала войны изготавливаю теплые носки для наших защитников.
После долгого дня, полного эмоций и впечатлений, Ольга возвращается домой. Она уставшая, но счастливая, потому что знает, что ее работа приносит пользу людям, и это придает ей сил двигаться дальше.
– Я нашла эту работу по объявлению, — рассказала Ольга Демидова. — Сразу начала работать, мне очень понравилось. Я поняла, что это мое. Уже 10 лет работаю социальным работником. Сейчас я обслуживаю 12 подопечных. Больше всего мне нравится общаться с людьми. С ними я чувствую себя, как дома. Всю работу выполняю, как для себя. Они — моя вторая семья.
Ее слова подтверждает и Юлия Витальевна Миняйло, начальник отдела территориального центра социального обслуживания. Она говорит, что все ее сотрудницы добросовестно выполняют свои обязанности.
– У нас работает 55 социальных работников, которые предоставляют социальные услуги ухода на дому, — сообщила Юлия Миняйло — заместитель директора, начальник отдела КУ “Днепровский территориальный центр социального обслуживания предоставления социальных услуг” ДГС. — На сегодняшний день у нас 619 получателей такой социальной услуги. Каждый социальный работник обслуживает в среднем 10 подопечных. Визиты осуществляются по графику. Есть подопечные с низкой двигательной активностью, от этого и зависит количество посещений.
Посетив вместе с Ольгой ее подопечных, мы убедились, что работа социального работника — это не просто профессия, а призвание. Это возможность изменить чью-то жизнь, сделать ее лучше.
В своих подопечных видит родных людей: история Виктории Лунгу
Виктория Лунгу более 30 лет работала на заводе. Была начальницей планово-диспетчерской службы. Однако судьба приготовила для нее совсем другую миссию — помогать людям.
– Я уволилась с завода из-за того, что не платили зарплату, — признается Виктория Александровна. — Знакомая посоветовала устроиться социальным работником. Я попробовала и у меня все получилось. Не жалею об этом. Хороший коллектив, заработную плату получаю вовремя. Я устроилась на эту работу как раз перед началом войны. Подопечные, которых я посещала на тот момент, очень нуждались в помощи, особенно во время воздушных тревог. В такие моменты я пыталась их успокоить, поддержать.
Каждый день Виктории начинается со звонков подопечным. Она уточняет их потребности, составляет списки необходимых продуктов. И все это делается с такой заботой и вниманием, что люди чувствуют себя не в одиночестве, а окруженными теплом и заботой.
– Также я доставляю своим подопечным бесплатные готовые обеды по городской программе, — рассказывает Виктория Александровна. — Люди искренне благодарят за такую заботу городские власти Днепра и лично мэра Бориса Филатова. Говорят, что это существенная поддержка.
Конечно, работа социального работника не всегда легкая. Есть свои трудности, свои вызовы. Но Виктория со всем справляется.
– Иногда бывает трудно, — добавила социальная работница. — Особенно осенью, когда люди стремятся сделать некоторые запасы на зиму. Заказывают много овощей, а я не могу все сразу принести. Так приходится договариваться, что это можно сделать не за один день, а за несколько. У каждого свой характер, но я стараюсь подстроиться. Ведь имею определенный опыт — у меня мама пожилого возраста. Поэтому я знаю, как с такими людьми вести себя. Для них главное — общение, поэтому всегда выслушаю и поддержу.
В своих подопечных Виктория видит родных людей. Она стала для них не только помощницей по хозяйству, но и верной подругой, с которой можно поговорить обо всем на свете.
– Я стараюсь относиться к людям так, как хотела бы, чтобы обращались со мной. Очень радуюсь, когда они благодарят за работу. Когда ждут меня и встречают. Бывало, что звонили моему руководству и выражали благодарность, это приятно.
Потеряв родителей и мужа, Светлана Петренко нашла смысл жизни в помощи другим
Светлана Петренко работает в социальной сфере более 17 лет. Работу она считает своим призванием. За полгода женщина потеряла мужа и родителей. Утешение нашла в помощи другим.
– У меня 14 подопечных, все они одиноки, — рассказывает Светлана Григорьевна. — Я для них — словно дочь, а они стали моей семьей. Я иду к ним, чтобы пообщаться.
По словам Светланы, на ее участке двое лежачих подопечных. Один из них — 62-летний мужчина, который в прошлом перенес менингит и из-за последствий болезни не может встать с постели.
– Его нужно покормить, помыть, сменить памперс, — рассказывает Светлана. — Он не встает уже 17 лет, к тому же, имеет некоторые недостатки здоровья. Поэтому мне приходилось кормить его через специальную трубочку дважды в день. Сначала к нему приходил врач и делал эту процедуру. А потом я научилась вставлять эту трубочку через нос. Нужно чувствовать, где она прошла. Регулярно ее промывать, потому что забивается пищей. Сначала было очень трудно. Я даже выходила из комнаты чтобы поплакать. Потом зайду и стараюсь улыбаться, чтобы он держался и не боялся. А сейчас уже стало немного легче. Он научился глотать сам, а еду все равно тщательно перетираю, наливаю в маленькую бутылочку, а он с нее пьет.
Тем не менее, он силен духом и имеет большую жажду жизни. Даже поддерживает Светлану в самые тяжелые моменты ее жизни.
– Когда у меня в семье случилась беда и я за короткий период похоронила любимого мужа и своих родителей, он меня поддерживал, — вспоминает Светлана Григорьевна. — Несмотря на свои проблемы со здоровьем, говорил, что все будет хорошо и я должна быть сильной. Я пыталась рассказывать ему о погоде, ярком солнышке, чтобы как-то отвлечься.
Социальная работница говорит, что все ее подопечные имеют доброе сердце и легкий нрав. Она находит с ними общие темы для разговоров, а с теми, кто может выходить из дома, гуляет в парке.
– Они рассказывают мне очень много интересных историй, — говорит Светлана Григорьевна. — Есть женщины, которые помнят вторую мировую войну. Но говорят, что тогда было не так страшно, как сейчас. Были винтовки, но не было дронов. Теперь эти пожилые люди вынуждены испытывать на себе ужасы настоящего. Как прозвучит взрыв, я должна быть у всех одновременно, чтобы поддержать. А я не могу это сделать просто физически. Но обязательно звоню каждому, спрашиваю все ли хорошо. Напоминаю, что нужно принять успокоительное. Мне грустно от того, что я не могу в такие минуты быть рядом с ними, обнять каждого.
У Светланы Григорьевны — собственные сын и дочь, двое внучек. Женщина привила любовь к людям и своим детям. Они также стремятся помогать нуждающимся. Дочь — социальный работник. Речь даже идет о семейной трудовой династии. Ведь родная сестра Светланы Григорьевны — также соцработник.
– Мой муж погиб на фронте, ему было 49 лет, — говорит Светлана Григорьевна. — Теперь мой зять защищает Украину, а дочь работает со мной. Она благодарна, что я ей посоветовала эту работу. Здесь она нашла отдушину. Мой сын также планирует идти добровольцем. Он говорит: «Кто, если не мы». Тем не менее, я стараюсь держаться, ведь работаю с людьми. Каждое утро макияж, красивый наряд, нужно жить дальше.
За каждой цифрой — судьба человека: как социальные службы меняют жизнь днепрян к лучшему
Сегодня социальная сфера — это сложная система, в которой работают специалисты с различными компетенциями.
- Специалисты по социальной работе: высококвалифицированные специалисты, имеющие диплом магистра социальной работы или психолога. Они помогают людям разобраться в сложных жизненных ситуациях, восстановить силы и веру в себя.
- Социальные работники: профессионально подготовленные специалисты, имеющие базовое высшее образование по направлению. Они непосредственно оказывают социальные услуги, помогают с оформлением документов, обеспечивают материальную помощь.
Отдельно стоит упомянуть о тех, кто координирует всю эту работу на уровне города. В Днепре, например, есть три управления социальной защиты населения (Левобережное, Правобережное и Центральное), а также департамент социальной политики, который контролирует всю отрасль.
В Днепре ежедневно предоставляется более 120 видов социальной помощи. Почти треть горожан пользуется услугами социальной защиты. Эти цифры свидетельствуют о том, насколько важна эта сфера для нашего города.
Социальная политика Днепра — это не только выплаты. Это комплекс мероприятий, направленных на поддержку различных слоев населения. От материальной помощи до психологической поддержки — в управлении социальной защиты готовы помочь в любой сложной ситуации. Сегодня услугами социальной защиты пользуются около 300 000 человек.
И это не просто статистика. Это наши бабушки и дедушки, соседи, коллеги, которые нуждаются в поддержке. 1800 работников социальной сферы ежедневно прилагают максимум усилий, чтобы каждый горожанин чувствовал заботу и безопасность.
– В управлениях социальной защиты населения и департаменте социальной политики ежедневно предоставляется более 120 различных видов государственных социальных пособий и местных адресных пособий, компенсаций и гарантий льготным категориям граждан нашего города, — сообщил Эдуард Подлубный, заместитель городского головы, директор департамента социальной политики Днепровского городского совета.
Наиболее востребованные услуги среди населения — это прежде всего уход за пожилыми людьми, психологическая помощь семьям в сложных жизненных обстоятельствах, полный спектр помощи пострадавшим от домашнего насилия, а также материальная помощь на восстановление жилья и лечение.
– С началом активных боевых действий городом было принято и взято на учет около 200 000 внутренне перемещенных лиц, — добавил Эдуард Подлубный. — Всем им предоставляются услуги, помощь и гарантии, так же, как и зарегистрированным жителям города Днепра. Подавляющее большинство из этих граждан и в настоящее время проживают в нашем городе. Для них в 2022 году была разработана и принята Комплексная программа поддержки внутренне перемещенных лиц, предусматривающая предоставление натуральной и адресной помощи, а также услуг по размещению, психологической и информационной помощи этой категории населения.
Согласно сообщению департамента соцполитики, из-за ракетных обстрелов города было принято решение о предоставлении за средства громады адресной материальной помощи гражданам, у которых после 24 февраля 2022 года в результате вооруженной агрессии врага пострадало жилье.
– Жители нашего города первыми в Украине начали получать действительно существенную и актуальную помощь в восстановлении жилья, — подчеркнул Эдуард Подлубный — заместитель городского головы, директор департамента социальной политики Днепровского городского совета. — За это время почти 1200 владельцев получили материальную помощь от города на общую сумму почти 180 000 000 грн. Замечу, что государственная программа по оказанию такой помощи заработала только через год после создания днепровской городской программы.
Днепр стал примером для других городов Украины
На сегодняшний день Днепр является одним из лидеров в Украине в сфере социальной защиты населения. В городе построена новая современная структура предоставления социальных пособий и услуг.
На базе коммунальных учреждений социального направления на должном уровне и с использованием лучших практик предоставляются базовые социальные услуги. Созданы прозрачные, современные, автоматизированные и максимально удобные условия получения государственных и местных адресных материальных пособий, гарантий и компенсаций.
– В Днепре лучшая в Украине система коммуникации с жителями города, — подчеркнул Эдуард Подлубный. — У нас есть собственный сайт, собственный ютуб-канал — где каждый житель получает максимум информации обо всех услугах социальной защиты удобным способом — видео или текстовом формате. Департамент представлен почти во всех популярных социальных сетях, где жители могут узнать о предоставлении социальных услуг, компенсаций, гарантий и пособий.
Благодаря внедрению современных технологий и оптимизации процессов, город обеспечил высокий уровень предоставления социальных услуг. Активная информационная кампания позволила повысить осведомленность граждан об их правах и возможностях. Результатом проведенной работы стал рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
Фото Владимира Федорищева.
Категория: Власть, Интервью, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Помощь в Днепре