Проблема крупных европейских городов, где уже решительно запрещают электросамокаты, дошла до украинских мегаполисов. Электросамокатов на улицах – все больше, а их пользователи (или, по норме закона – водители), чаще всего – несовершеннолетние – очень часто не соблюдают никаких правил и пренебрегают здравым смыслом, пишет “Наше місто”.
Станут ли электросамокаты новым кошмаром для города, что с этим делать и можно ли цивилизованно разрешить противоречия между пешеходами и самокатчиками — разбираемся в нашем материале.
Электросамокатчик наехал на человека: опасных инцидентов все больше
Все больше горожан жалуются на недостойное поведение людей, управляющих электросамокатами. Они мчатся на бешеной скорости прямо по тротуарам, могут сбить человека, взрослого или ребенка, а на проезжей части нередко врезаются в машины или падают под колеса автомобилей.
В последнее время в крупных городах Украины увеличивается количество ДТП с участием электросамокатов, виновниками часто становятся несовершеннолетние водители этих транспортных средств.
О крайне опасном случае и возмутительном поведении молодого человека, который управлял электросамокатом, рассказала в соцсети Ирина Ивлева:
«.. Меня сбил м*дак на самокате. Прямо на скорости, в спину. Подождал, пока я встану, типа помог встать, сказал, что он мне сигналил (а я шла по брусчатке, нереально услышать этот щелчок), и уехал. Не принес извинения, не предложил помощь, даже вещи не помог собрать. Тупо уехал. Он моложе меня лет на 20. Он видел, как мне больно …»
Женщина, на которую наехал дерзкий водитель электросамоката, вызвала полицию.
«… Благодарность полиции — отреагировали быстро, вежливые, — отметила Ирина. – Но м*дака найти нереально, потому что камеры в том месте не было. Наверное, этот сс*кун знал, что нужно бежать”.
Страшный случай произошел недавно в Каменском: прямо на детской площадке 7-летнюю девочку сбил водитель электросамоката.
На днях во Львове 16-летний парень, который ехал по тротуару на электросамокате, наехал 80-летнюю местную жительницу. В результате пожилая женщина получила телесные повреждения и попала в больницу.
Следователи Львовского райуправления полиции №1 открыли уголовное производство по ст.291 УК Украины ((Нарушение правилдействующих на транспорте) . Виновнику может грозить штраф от 2 до 5 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет.
Итак, недобросовестные водители электросамокатов становятся серьезным источником проблем для жителей города, в том числе — пожилых людей, детей.
Ирина, пострадавшая из-за недостойного поведения такого горе-водителя, отмечает:
«Видите самокат – отбегайте. Пусть они убиваются. Удар самокатом – это не смешно”
Что говорит закон: электросамокат – транспортное средство, а самокатчики – водители и должны соблюдать правила
В Украине с 2023 года электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и другой электротранспорт мощностью до 1000 Вт. согласно принятому закону считаются транспортными средствами. Те, кто управляет такими средствами, признаны полноценными участниками движения — водителями (ранее водителей электросамокатов приравнивали к пешеходам).
Согласно нормам закона электротранспорт разделен на две категории:
Легкий персональный – колесное транспортное средство, которое оснащено и приводится в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями мощностью в диапазоне до 1000 Вт, с одним, двумя, тремя или четырьмя колесами максимальную конструктивную скорость в диапазоне до 25 км в час.
Низкоскоростной – оснащен и приводится в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями, с двумя, тремя или четырьмя колесами, максимальная конструктивная скорость в диапазоне не менее или равна 50 км в час и более 10 км в час. Снаряженная масса – не более 600 кг.
Такие законодательные новации, в частности, должны упорядочить использование нового и довольно перспективного персонального электротранспорта. Ведь электросамокаты при разумном применении могли бы стать удобной экологичной альтернативой автотранспорту, что актуально для крупных городов. Однако главное – здравый смысл и уважение к элементарным правилам безопасности, которых водители электросамокатов очень часто не соблюдают.
Пока что эти средства передвижения — личные или арендованные — использует в основном молодежь, для развлечений, быстрой езды — “лечу, куда хочу”… А компании, сдающие самокаты в аренду, зарабатывают на этом.
Вернемся к нормам закона: водители электросамокатов должны двигаться по автодорогам и не должны ездить по тротуарам или пешеходным дорожкам.
При этом закон не обязывает владельцев личных электросамокатов, гироскутеров, моноколес их регистрировать или получать регистрационный номерной знак. Также от водителей не требуется получать водительское удостоверение для управления таким транспортом.
А каких правил должны придерживаться водители электросамокатов? Эксперты отмечают: прежде всего — придерживаться базовых Правил дорожного движения, как, например, велосипедисты:.
- двигаться на проезжей части как можно правее, ближе к тротуару,
- применять средства безопасности, в частности – шлемы.
- пользоваться световозвращающими элементами, заметными на одежде
- не управлять электротранспортом, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Однако есть коллизия: несмотря на принятие закона о транспорте с учетом новых реалий, изменения в Правила дорожного движения не внесены. В ПДД нет определения, что такое электросамокат или моноколесо.
– В ПДД ничего не сказано о таких транспортных средствах, — отмечает адвокат Дмитрий Кочук. — Не установлено, с какого возраста можно управлять таким транспортным средством, обязан ли человек, управляющий электросамокатом, иметь какое-либо удостоверение…
Суды становятся на сторону пострадавших. Какие штрафы грозят нарушителям?
Что делать, если недобросовестный водитель электросамоката наехал на человека или врезался в автомобиль? Правоохранители отмечают, что в таких ситуациях следует обращаться в полицию, чтобы впоследствии пробовать получить компенсацию.
Впрочем, жизненный опыт доказывает, что нарушители на электросамокате, преимущественно — молодые и здоровые, устроив аварию, сбив человека чаще всего сразу убегают с места событий. А после найти виновника крайне трудно.
Возможно, стоит прислушаться к совету Ирины, пострадавшей от наезда электросамоката, и стараться вообще не пересекаться с горе-водителями. Пока государство, правоохранители, общество в целом не нашли способ урегулировать эту проблему и обезопасить людей от неприятностей.
В некоторых случаях виновников удавалось установить и получить компенсацию. Если суд признает водителя электросамоката виновником, тот должен компенсировать в полном объеме причиненный ущерб — к примеру, нанесенный владельцу поврежденного автомобиля.
Правоохранители отмечают, что ответственность для водителей электросамокатов приравнена к ответственности для водителей автомобилей в случае совершеня ДТП. За нарушение ПДД водителей электросамокатов могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности.
Какие штрафы и наказания могут грозить недобросовестным водителям электросамокатов?
- 850 грн – за движение по тротуарам или велосипедным дорожкам.
- 17 000 грн – за управление в состоянии алкогольного опьянения.
- От 3 до 5 лет лишения или ограничения свободы – за кражу электросамоката или моноколеса.
- От 5 до 8 лет лишения или ограничения свободы – за кражу, совершенную группой лиц.
В случае, если водитель электросамоката сбивает пешехода, ответственность определяет суд. Если пострадавший получил телесные повреждения, наказанием может быть и лишение свободы.
Есть достаточно интересная судебная практика: пользователей электросамокатов суды четко признают полноценными участниками дорожного движения – водителями транспортных средств. Которым не разрешается двигаться по тротуарам и которые обязаны соблюдать правила движения, установленные именно для проезжих частей.
В ряде случаев суды вставали на сторону пострадавших – пешеходов и владельцев авто, на которых наехали электросамокатчики, и наказывали нарушителей. Также суды уже несколько раз взыскали моральный и материальный ущерб в пользу пострадавших в ДТП с участием легкого электротранспорта.
К примеру, еще в мае 2021 года Киевский апелляционный суд в деле №761/31629/20, несмотря на отсутствие в ПДД определения “электросамокат”, пришел к выводу, что это устройство соответствует понятию «транспортное средство», поскольку предназначено для перевозки людей.
В 2021 году в Запорожье Шевченковский районный суд удовлетворил иск пенсионерки, пострадавшей от наезда электросамоката. Суд взыскал с виновного 102 000 грн материального ущерба и 23 000 грн морального ущерба.
В прошлом году страховой компании в суде удалось взыскать средства с родителей малолетнего водителя электросамоката за повреждение застрахованного автомобиля. Днепропетровский районный суд (дело №204/1674/22) решил, что малолетний водитель использовал электросамокат как транспортное средство и не имел права двигаться по тротуару (!) Суд взыскал в пользу истца 41 000 грн.
Компании, которые сдают в аренду электросамокаты, подстраховались
Эксперты отмечают: после принятия закона для компаний, владеющих парками самокатов, особо ничего не изменилось. Более того — уже в 2024 году в Днепре появились электросамокаты под брендом Rooh, которые охотно тестирует молодежь города.
Операторы, которые предоставляют в аренду электросамокаты, в своих приложениях или на сайте информируют пользователей о правилах использования устройств и парковке.
Также, компания Bolt, к примеру, сообщает, что каждая поездка на электросамокатах застрахована. Страховка действует с момента разблокировки и до момента блокировки самоката. Она распространяется и на третьих лиц, которые могут, не дай Бог, пострадать в результате непредсказуемых действий пользователей.
Компания Jet, которая предоставляет в аренду электросамокаты, также напоминает о некоторых правилах безопасности и сообщает, что водители / арендаторы электросамокатов имеют страховое покрытие.
В частности, застрахована жизнь и здоровье пользователей электросамокатов во время поездки на сумму 70 000,00 грн на каждую поездку (на 1 застрахованное лицо). Также предусмотрено возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевших третьих лиц, причиненного пользователями электросамокатов во время поездки (лимит ответственности страховой компании за ущерб, причиненный имуществу одного потерпевшего третьего лица, составляет 50 000 грн.)
В компании отмечают, что за 2023 год уплатили около 20 страховых компенсаций.
«Со своей стороны мы сотрудничаем с органами власти в случае ДТП, если есть такой запрос, а также работаем над развитием и урегулированием деятельности нашего электропроката, чтобы это было удобно и безопасно», — подчеркнула в комментарии для НМ Виктория Ткаченко, СЕО JET Franchising.
Города Европы — против засилья электросамокатов
В Париже еще прошлой осенью прекратили работу все сервисы проката электросамокатов — во исполнение результатов референдума, на котором за это высказалось большинство горожан.
Париж стал первой европейской столицей, которая пошла на такой шаг.
Причина — опасности, которую водители арендованных электросамокатов создают для пешеходов. В Париже был зафиксирован печальный рекорд по количеству ДТП с участием электросамокатов — в 2022 г. пострадали почти полтысячи человек и трое погибли.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра