Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ  Креатив и гражданская позиция: как работают и сколько зарабатывают педагоги Днепра во время войны

Традиционно, в первое воскресенье октября в Украине отмечается День учителя. В этом году дата приходится на 6 октября. Есть ли у учителей Днепра повод радоваться профессиональному празднику, узнавала журналистка «Нашого міста». 

Пробежки в подвал и маленькие зарплаты 

Пандемия ковида, а затем война коренным образом изменили формат работы большинства украинских, в том числе днепровских учителей. Они были и сейчас вынуждены овладевать новыми формами общения с учениками и подачи материала. Дистанционное обучение, с одной стороны, облегчило учебный процесс, а с другой – существенно усложнило его.

Особенно это касается учителей младших классов, которые до глубокой ночи и в течение выходных вынуждены готовить презентации для малышей. Если же учеба очная, она опять же сопровождается кучей сложностей – в частности в нашем прифронтовом регионе. Из-за частых воздушных тревог постоянно происходит прерывание уроков или продолжение их в не лучших условиях – в бомбоубежищах. Некоторые учителя даже горько шутят, что из-за беготни в подвал и обратно им не нужны занятия спортом. Как говорится, было бы смешно, если бы не так грустно.

А что по зарплате? Система оплаты труда педагогов предполагает небольшую базовую ставку и кучу надбавок. На размер учительской заработной платы влияет: должностной оклад, надбавка за выслугу лет, надбавки за классное руководство и некоторые дополнительные выплаты. Но все они невелики. В 2023 году повышение окладов педагогических работников было отменено. В 2024 году ожидаемое повышение оклада с 1 апреля пока не произошло.

В интервью BBC от 1 сентября 2024 года министр образования и науки Оксен Лисовой сообщил, что сегодня средняя зарплата учителей в Украине составляет около 12 тысяч гривен. В то же время, согласно закону об образовании, эта зарплата должна быть повышена до 24 тысяч гривен. Ну, а о пресловутых обещанных руководством страны 4 тысячах долларов говорить не приходится.

– Сейчас это точно не та зарплата, которую я как министр,  как гражданин,  как отец хотел бы, чтобы получал учитель, – отмечает Оксен Лесной. – Я не буду на камеру озвучивать расходы на оборону, но этих месячных расходов хватит для того, чтобы поднять зарплату всем учителям на год.

По его словам, особого внимания заслуживают заработные платы педагогов-«дошкольников» и молодых учителей без стажа, которые получают сейчас около 6 тысяч гривен в месяц. Параллельно с этим министр подтвердил, что в стране наблюдается значительный дефицит кадров в сфере образования, особенно среди учителей информатики, математики и английского языка. 

В Днепре не хватает около 200 учителей 

А какая ситуация в Днепре? Сейчас в учебных заведениях нашего города работает 6391 учитель. Заработная плата у педагогов – от 9 755 до 15 150 гривен.

– Для педагогов есть надбавки за престижность – 20%, за сложность и напряженность 50%, – отмечает Мария Чечель, заместитель начальника отдела кадровой работы управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета. – А также надбавки за организацию обучения для детей с особыми образовательными потребностями – 20%, за выслугу лет – от 10% до 30%, повышение должностного оклада – 10%, и за сертификацию – 20%. К тому же в Днепре молодые учителя, впервые назначенные на педагогическую должность, дополнительно получают надбавку в размере 5000 с учетом налогов.

В школах Днепра не хватает 212 учителей. В частности, учреждения нуждаются в преподавателях английского языка, математики, физики, информатики. Обычно именно эти специалисты идут работать в IT-сферу, где зарплаты значительно выше, чем в школах. Даже со всеми возможными надбавками.

Болеем за наших!

Несмотря на все вызовы, наши учителя продолжают не только эффективно работать, но и добиваться отличных результатов. В середине августа стало известно, что четверо педагогов из Днепра и Днепропетровской области вошли в ТОП-50 лучших учителей Украины и стали полуфиналистами престижной международной премии Global Teacher Prize. Мероприятие состоялось уже в восьмой раз, в этом году заявку на участие подали более трех тысяч педагогов.

Среди отмеченных педагогов: днепряне Наталья Власова, преподаватель истории и гражданского образования в Научном лицее международных отношений Университета таможенного дела и финансов, Владислав Морган, преподаватель географии в Днепровской гимназии №10 им. И. И. Манжуры, Ярослав Федько, преподаватель физики в Учебно-воспитательном объединении №136 им. Кирилла и Мефодия. А также Екатерина Корзун из Алексеевки, преподавательница украинского языка и литературы в Алексеевском лицее Покровского сельского совета.

В финал конкурса попали 10 лучших учителей, в том числе днепровский педагог Ярослав Федько. Победителя, получившего миллион гривен на реализацию своей образовательной мечты, объявят 5 октября.

Ярослав Федько мечтает о мобильной лаборатории физики

В 2012 году Ярослав Федько окончил факультет физики, электроники и компьютерных систем ДНУ им. О. Гончара. Получил степень магистра по специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы».

– Устроиться по специальности сразу не получилось, – вспоминает Ярослав Федько. – Поэтому я учился в аспирантуре и параллельно работал в 120 школе. Позже являлся инженером по своей специальности в Днепровской областной клинической офтальмологической больнице. Проработал там всего полгода и снова вернулся в школу. Но этот опыт дает мне возможность давать такие знания, которые потребуются как будущим инженерам, так и тем, кто будет заниматься в вузах компьютерными науками.

С 2016-го Ярослав Федько преподает физику в УВО № 136. Уже в следующем году он поехал на конкурс «Учитель года». Получил там очень крутой опыт общения с коллегами, эмоциональный заряд его до сих пор вдохновляет. Сейчас Ярослав Федько использует инновационную методику преподавания физики, так называемую геймификацию. Благодаря  игре он делает скучные задачи увлекательными, а сложное — простым.

– Использую персонализированный подход, – отмечает Ярослав Юрьевич. – Стараюсь давать задание учащимся на том уровне, на котором они могут продемонстрировать свои знания. Ибо разочаровавшийся в себе ребенок не хочет учиться. Сейчас не только в Днепропетровской области, но и по всей Украине есть проблема с физикой. Дети не хотят ее учить, потому что она подается преимущественно в устаревшем формате. НУШ справляется с этой задачей лучше, чем предыдущие программы. Поэтому надеюсь, что через два-три года мы поднимем преподавание физики в школах до более высокого уровня.

В прошлом году Ярослав Федько стал лучшим учителем Днепропетровщины и занял третье место на всеукраинском конкурсе. Если именно он выиграет в Global Teacher Prize миллион гривен, потратит его на создание мобильной лаборатории физики. Она будет использоваться для проведения экспериментов, очень нужных для усвоения школьниками материала. Сейчас такой возможности нет. Такая лаборатория будет разбита на отдельные блоки, пересылаемые по всей Украине коллегам. К тому же проводить эксперименты смогут даже дети с проблемами со зрением. Один такой ученик сейчас есть в УВО № 136 – он пострадал в результате российской агрессии.

– На Global Teacher Prize проверяют не знания по определенному предмету, а то, кто ты как педагог, как гражданин Украины, — подчеркивает Ярослав Юрьевич. – Как ты общаешься с родителями, как используешь свои педагогические навыки для условий обучения в своей громаде. Также важны самопрезентация и презентация своего проекта. Моя мечта – создать очень крутой кабинет физики. Верю в то, что все получится.

Юлия Бурлакова, заместитель директора по воспитательной работе УВО № 136, вспоминает, что все коллеги были очень рады, когда узнали об очередных успехах молодого талантливого преподавателя.

 – Для меня это событие знаковое, потому что я в свое время была классным руководителем Ярослава Юрьевича, — признается Юлия Бурлакова. – Я тогда учила его, а теперь он мой коллега. Был любознательным активным учеником, а сегодня – креативный опытный учитель. Ярослав Юрьевич и сейчас продолжает учиться. Делает многое для того, чтобы украинское образование стало перспективным.

Наталья Власова влюбляет школьников в историю

Она мечтала стать учительницей с детства. Ее родители в школе никогда не работали, а вот бабушка была учительницей истории. Возможно, именно это повлияло на выбор дела, которому молодая одесситка захотела посвятить жизнь.

– У меня были отличные учителя, настоящие патриоты, слава о которых гремела далеко за пределами моей родной Одессы, — вспоминает Наталья Власова. – Они заразили меня любовью к истории, постоянным желанием что-то постигать, изучать, исследовать. Училась я всегда с удовольствием: лицей окончила с золотой медалью, университет – с красным дипломом. Поступали предложения по обучению в аспирантуре, но я уже встретила будущего мужа, который был родом с Днепропетровщины, а затем учился в Одесской духовной семинарии. Сегодня мой муж – отец Виктор, мы растим двоих детей – сына и дочь. С Лизой в декрете я сидела всего три месяца. А все потому, что ученики, у которых я была классным руководителем, в том году заканчивали школу. Я просто не могла их бросить!

Наталья Власова не устает благодарить судьбу за то, что когда она, как мама трехлетнего сына, решила искать работу, на глаза ей попалось объявление в интернете. В днепровскую среднюю школу №15 потребовался учитель истории. В Одессе Наталья Сергеевна успела немного поработать в школе, но только здесь, в Днепре, стала постигать все тонкости педагогического труда. Именно в СШ №15 начался ее профессиональный рост, победы в конкурсах.

Молодая учительница постоянно пыталась внедрять такие современные формы работы, которые были бы интересны учащимся. Ее ноу-хау высоко оценили организаторы конкурса «Учитель года»: в 2016 она стала первой в Днепре, затем победила на областных соревнованиях, а на всеукраинском конкурсе заняла второе место среди 25 участников.

Именно тогда Наталья Власова создала в интернете свой блог, оказавшийся очень полезным для ее учеников. Если ребенка по каким-то причинам не было в школе, он мог заглянуть туда и увидеть презентацию урока. А также выполнить интерактивные задачи по истории, например, вроде игры «Кто хочет стать миллионером?». В результате для многих школьников история стала любимым предметом, а некоторые даже при поступлении в вуз выбрали эту специальность, что не могло не радовать Наталью Сергеевну. Поэтому не зря она очень часто засиживалась за подготовкой к урокам далеко за полночь.

Сегодня у Наталии Власовой более 70 сертификатов и 40 публикаций, грамот, дипломов. Работает директором Научного лицея международных отношений Университета таможенного дела и финансов и преподавательницей истории и гражданского образования. Пять лет подряд она становилась победителем конкурса педагогического мастерства «Современный урок». В 2020 году разработала авторский онлайн-курс для педагогов «Работа на платформе ClassTools,  или Как геймифицировать обучение». В 2021 году Наталья Сергеевна была признана одним из 50 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine. Она одержала победу в номинации «Учитель-новатор» и получила специальный приз от Lenovo Ukraine и Microsoft. В 2022 году Наталья Власова стала соавтором учебника для 5 класса НУШ «Украина и мир: вступление в историю и гражданское образование. (Интегрированный курс)». В 2023 году – соавтор учебника для 7 классов НУШ «Украина и мир: интегрированный курс».

–  При создании новых учебников по истории учитываю так называемое клиповое мышление современных детей, – подчеркивает Наталья Власова. – В составе авторского коллектива новых учебников по истории я работала над методологией. Наши учебники современны, мы учитываем, что сейчас дети не очень любят много читать. Потому разработали много иллюстраций. Также есть онлайн сервисы, виртуальные экскурсии, игры, видеоролики.

Фото Валерия Кравченко и из открытых источников.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре работают школы во время войны.

Категория: Война, Новости Днепра, Образование, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: